"СЮРПРИЗ": №1 на детском "Евровидении"
Из досье "Максималиста"
Родители-руководители студии эстрадного вокала "Сюрприз" - Светлана и Николай Белецкие - профессиональные музыканты, творческий и семейный союз которых сложился благодаря: музыке. Познакомились в тагильском ВИА "Оптимисты", спустя три года поженились. Далее двигались по жизни под музыку, покоряя различные вершины. Трижды с разными коллективами становились победителями главного "вокально-идеологического" конкурса страны "Юность комсомольская моя" в бывшем СССР. Точно так же в новой России три года подряд с "Сюрпризом" завоевывали гран-при на международном эстрадном конкурсе "Золотой Петушок". Для того, чтобы состояться как профессиональным музыкантам и педагогам, приходилось много работать над собой: Светлана Алексеевна окончила Нижнетагильское музыкальное училище по классу вокала (кстати, экзамен по вокалу сдала на 5+); Николай Гаврилович, занимаясь очередным музыкальным коллективом, днем отрабатывал смены простого рабочего в доменном цехе НТМК.
Трудные 90-е пережили с родным коллективом ДК НТМК, ставшим для них вторым домом. Выживали в те времена, как могли - главе семейства (у Светланы и Николая Белецких - две замечательные дочери, Мария и Анна, разумеется, поющие, имеют прекрасное музыкальное образование) пришлось подрабатывать ресторанным музыкантом. В 1990 году объявили набор в детскую студию эстрадного вокала. Так появился "Сюрприз". Из пришедших на первое прослушивание 500 человек осталось 30. Спустя месяц напряженных занятий в коллективе занимались пятеро.
Сейчас Светлана Алексеевна и Николай Гаврилович работают уже с четвертым "поколением" "Сюрприза", ставшего визитной карточкой города и региона. Группу, имеющую 15 гран-при престижных конкурсов, оргкомитеты приглашают осторожно - с интервалом в год-два, а то будет ежегодно один и тот же победитель. Бесконечно благодарны руководители "Сюрприза" родному предприятию и особенно директору ЦКиИ ОАО "НТМК" Вере Федоровне Давыдовой за понимание и поддержку, благодаря чему в том числе стали возможны серьезные победы.
Представлять Свердловскую область на Национальном отборочном концерте детского "Евровидения" в Москве?! Такое предложение одного из продюсеров "Утренней звезды" для руководителей студии эстрадного вокала "Сюрприз", одного из сильнейших коллективов Центра культуры и искусства ОАО "НТМК" (г. Нижний Тагил), стало полной неожиданностью. Впрочем, в каких только конкурсах они не участвовали, подтвердив свой профессионализм 15 гран-при российских и международных песенных конкурсов, фестивалей - от Самары и Ялты до Германии, Турции, Греции. Евровидение? Почему бы и нет! Правда, для этого пришлось за полтора месяца сменить практически все - и хореографию, и вокальные партии, поскольку по правилам конкурса (В детском "Евровидении" могут принимать участие дети от 8 до 15 лет. - Ред.) из семи человек группы трое не подходили по возрасту. Ехать - не ехать? Колебались до последнего, но на финальной репетиции девочки замечательно спели. Сомнений не осталось - едем!
На конкурс привезли песню "Бродяга-саксофон". И вытянули первый номер на жеребьевке. Но, кажется, еще до начала финального конкурса уже все было ясно...
"Максималист": Каким запомнилось вам детское "Евровидение" в Москве?
Светлана и Николай Белецкие: Предложение продюсера "Утренней звезды" Киры Чен попробовать свои силы на детском "Евровидении", действительно, было неожиданностью. Наш демо-диск был передан в оргкомитет конкурса, и, несмотря на то, что от области официально были предложены другие кандидаты, Москва выбрала именно нас. Когда мы с ребятами приехали на съемки, нас ждало еще одно испытание - предварительный этап конкурсного отбора. По его результатам лишь 20 из 50 приглашенных участников смогли продолжить борьбу в финале. "Сюрприз" оказался в этой двадцатке. Начались репетиции. Участников разделили на два потока по 10 групп. У каждой - свой инструктор по хореографии и вокалу. С нашими детьми занимались только хореографией - вокал не требовал доработки. Особое внимание уделялось пластике, мимике - прорабатывали все, от "блеска в глазах" до движения кончиков пальцев.
К сожалению, проголосовать за "своих" не удалось ни уральцам, ни сибирякам, ни телезрителям Дальнего Востока:
Действительно, во время показа детского "Евровидения" очень странно повел себя канал "Россия". Заявленный в телепрограмме на 21.30 прямой эфир оказался "прямым" только для Центральной России. Для остальных регионов проект начался в 23.30. Представляете - воскресенье, людям утром на работу. Кто смотрел? Нам потом многие знакомые говорили, что легли спать, не дождавшись эфира. В результате полстраны оказались лишены возможности посмотреть конкурс, не говоря уж о том, чтобы проголосовать. Но даже при всем том, по оценкам альтернативного жюри, в которое вошли Киркоров, Бабкина, Рубальская, Крылатов, Гладков, "Сюрприз" занял четвертое место. И, по словам режиссера проекта, жюри назвало нас "самой поющей и танцующей группой".
В чем секрет успеха "Сюрприза"?
Мы занимаемся профессиональной деятельностью, у нас здесь не "кружок по интересам", а профессиональная студия детского эстрадного вокала. Секрет успеха - в профессиональном подходе, в нашем огромном музыкальном опыте, в понимании того, что мы делаем. Мы в музыке - как рыбы в воде, это помогает нам доходчиво объяснить все детям.
Вы как-нибудь готовите детей к стрессовым ситуациям - конкурсам?
Для детей конкурсы, пожалуй, не такой стресс, как для нас. Для них это, скорее, увлечение.
Определенной подготовкой для детей становится и то, что мы предъявляем к ним достаточно жесткие требования. Например, требуем дисциплины, самоотдачи в работе. Упор, конечно, идет на дисциплину. Ее отсутствие ведет артиста к поражению, а не к успеху. Мы не допускаем пропуска репетиций - только по серьезной болезни. Мы категорически не позволяем детям курить. 13-14 лет не возраст, чтобы курить, даже если родители не запрещают этого. "Сюрприз" - территория некурящих и непьющих. Мы считаем, что важно перебороть в этом возрасте желание взять сигарету. В 23-24 года это будет уже их выбор.
Кое-кто из детей пытается совместить занятия в "Сюрпризе" с музыкальной школой. И хотя зачастую совмещать получается с трудом, мы считаем, что сама попытка учиться в обеих школах закаляет, приучает к дисциплине, к постоянной работе над собой, к огранке своего таланта.
Ребенок непременно должен быть талантливым?
Мало просто иметь талант. Нужно суметь его развить, раскрыть. Сам по себе талант почти ничего не значит. Музыкант, танцор, актер зачастую не может адекватно оценивать себя. Именно поэтому в раскрытии дара важнейшую роль играет педагог и то, насколько он сам талантлив. Если ребенок талантлив, а учитель ничего собой не представляет, вряд ли он сможет раскрыть талант ребенка.
Еще один важный фактор - насколько педагог профессионален. Например, преподаватель вокала сам должен быть превосходным вокалистом, иначе он потерпит поражение.
Бытует мнение, что детей нужно учить, играя. Мы категорически против игровых форм. Приходя в "Сюрприз", дети оставляют все игрушки дома. Играть некогда. Репетиция длится два часа, а переменка - всего пять минут. Дети должны петь, работать над собой.
Дисциплина - это ведь жесткий прессинг. Как воспитать талант, чтобы не сломать его?
Многие не выдерживают - это зависит еще и от того, как семья подготовила ребенка. Если нет поддержки дома, наша работа будет впустую. Ребенок должен серьезно работать над собой. Не каждый может стать артистом.
Какой он - артист?
В первую очередь психически устойчивый. Порядочный. Артист - человек, готовый принять любые, даже жесткие, замечания, готовый работать над собой, а не спорить понапрасну. Педагоги ведь плохого не посоветуют.
Мы пытаемся подготовить детей к карьере профессионального артиста, но сейчас на большой сцене слишком много грязи. Те, кто столкнулись с этим, сделали свой выбор не в пользу сценической карьеры. В жизни важнее сохранить себя как личность.
А для нас, руководителей студии, важно быть верными своей миссии - воспитывать сильные личности, настоящих артистов.
Светлана и Николай БЕЛЕЦКИЕ.
Литература: Журнал "Максималист", №32, 2007.