Две музы Георгия Смертина

    С именем художника Георгия Ивановича Смертина тагильские зрители впервые публично познакомились ровно пять лет тому назад. Тогда в залах музея изобразительных искусств состоялась персональная выставка двух близких, родных людей - отца и дочери, объединившая собой сцену и ткачество. Сегодня, в свои 80 лет, Георгий Иванович по-прежнему неутомим, работоспособен и полон творческих идей.

    Недавнее открытие персональной выставки Георгия Смертина в Доме художника стало для многих открытием нового измерения его творчества - живописного.

Георгий Смертин

Георгий Смертин

    Пейзажи и натюрморты, картины-метафоры вынашивались и писались в разные годы. Среди них дорогие сердцу висимские мотивы и зеркальные речки, отражающие силуэты прибрежных деревьев-великанов, покосившиеся уральские избушки да баньки за окном, поросшие разнотравьем. Янтарно-золотистая облепиха и ломкая, хрупкая от морозца мятная калина, словно застывшая в прозрачно-ледяном наполнении стекла, роняющая красные ягодные капельки на излом холодной драпировки. Выразительно пластичные, густые и живописно роскошные натюрморты с рыбой - чехонью, охристо-мягкая и нежно-красивая дынька, словно источающая медово-пряный привкус осени, - все эти работы, очень светлые по своему мироощущению, овеяны свежестью, естественным природным ароматом, дыханием земли и воздуха.

"Окно". 2005    Однако живописцем Георгий Иванович себя не считает, скромно называя свое искусство увлечением. Он театральный художник и во имя Мельпомены всю свою жизнь колесил по стране: с востока на север, с юга на Урал, поставив около 150 спектаклей в разных городах. Сценография -редкое искусство с непродолжительным жизненным сроком. Отработан спектакль, унесены со сцены декорации, но остались в истории театральной жизни бесценные эскизы маэстро. На них-то и ходят посмотреть зрители.

    В Нижнем Тагиле выставки театрально-декорационной живописи - явления редкие, да и мастеров этого жанра не очень-то много. Поэтому Смертин получал приглашения в разные города: в Бийск, Златоуст, Курган, Иркутск, Магадан, Хабаровск, Ставрополь, Майкоп, Прокопьевск, Новосибирск, Южно-Сахалинск, Москву. Эскизы ко многим спектаклям, поставленным на этих сценах, представлены на персональной выставке.

    Смертин - классический сценограф, он работает в хороших традициях театрально-декорационного искусства, основную часть которого составила драматургия зарубежных и русских авторов: Брехта, Шиллера, Мольера, Чехова, Шукшина, Вишневского, Ануя, Арро, Штейна. Большинство его работ сдержанно суровы, строги и лаконичны, метафорически обобщенны, психологически напряженны и даже чуть тягостны.

Эскиз театральной декорации к пьесе Г. Горина "Тиль".    Георгий Иванович до сих пор поддерживает отношения с большим и давним другом, писателем и поэтом, живущим ныне за океаном, Львом Рахлисом. Было время, когда писатель и художник мыслили и творили на одной волне, на одном дыхании. Их совместная работа середины 60-х годов прошлого века, спектакль-сказка "О принце и морских рыбках", с успехом прошла на челябинской дворцовой сцене. В эскизе к любимому спектаклю по пьесе Александрова "Не грусти, Шишок!" - знакомая теплота и человечность по отношению к главному герою, домовенку по имени Шишок, одиноко сидящему на колышке забора. Белый пароход прежней счастливой жизни уплыл от него навсегда, унеся с собой любовь, милую сердцу домашнюю суету и заботу.

    Такой же белый пароход уводил в долгое плавание и самого художника, к новым горизонтам театрального искусства, новым режиссерам, премьерам и встречам. В Южно-Сахалинске Смертин творил в 80-е годы. Но там его сольной песней стала не драма, а кукольный театр, который от самого крылечка до занавеса Смертин создал собственноручно.

    "Смертинский" кукольный театр на Сахалине открылся премьерой популярного спектакля "Мальчиш Кибальчиш". На драматической же сцене, где он работал главным художником, шли "Трехгрошовая опера", чеховские "Смех и слезы", любимый "Шишок", "Синие кони на красной траве" А. Шатрова и другие. Здесь же прошел не утвержденный цензурой, но суперкассовый спектакль по пьесе литовского драматурга Юозаса Грушаса "Любовь, джаз и черт".

    Театральная летопись Сахалина вместила в себя более 20 спектаклей. Кстати, эскиз декорации по мотивам А.Чехова, представленный на выставке, хранится сейчас в знаменитом Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве.

    Георгий Иванович и сегодня не расстается с эскизами и декорациями. Вот уже много лет он работает в Нижнетагильском городском дворце детского и юношеского творчества, претворяя творческие замыслы коллектива самодеятельных артистов, музыкантов и танцоров.

Ольга ТОЛСТОБРОВА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 17.02.2007.

Главная страница