Искусство, Наука и Труд станут легковеснее
Когда с крыши драматического театра демонтировали простоявшие там более полувека скульптуры, центральная статуя, олицетворяющая Искусство, покинула свой пост последней. Зато через три с половиной месяца она первой предстала перед специалистами в обновленном виде. Правда, не в полный рост.
Попав во двор мастерских ООО "Тагильское литье", мы получили наглядное представление о том, что значит быть разобранным на части. Стоящие и лежащие тут и там, "то вместе, то поврозь, а то попеременно" несколько десятков фрагментов, составлявших еще недавно единое целое - так выглядят теперь бетонные аллегории Труда, Науки и Искусства. Перед исполнителями работ поставили задачу создать за девять месяцев их точные копии в более прочном материале и водрузить обратно на крышу.
- На сегодняшний день сделана примерно треть от общего объема, - отчитался перед представителями рабочей комиссии директор "Тагильского литья" Александр Николаевич Бурмистров. - Планировали выполнить больше, но на месяц с лишним пришлось переключиться на памятник Демидову, теперь наверстываем упущенное время.
Из силумина (сплав алюминия с кремнием) уже отлиты головы всех трех фигур, рука с книгой, микроскоп, штангенциркуль для Науки и Другие детали. На 30 процентов готова к новой жизни дама, символизирующая Искусство. В своем нынешнем безруком состоянии она напоминает вросшую в землю по пояс Венеру Милосскую, правда - одетую.
Скульптор А.Г. Неверов и директор драмтеатра В.П. Бубенков возле обновленной статуи Искусство
- Собираетесь ли делать чеканку? - внимательно осмотрев и даже потрогав силуминовую красавицу, поинтересовался член комиссии скульптор Анатолий Глебович Неверов и тут же пояснил коллегам, что при переводе скульптуры из одного материала в другой (в данном случае в металл) без предварительной реставрации эта операция необходима, чтобы в окончательном варианте сохранилась прежняя рельефность и подчеркнутость отдельных деталей.
К сожалению, средств на данный вид работ в смете не заложено. Но, собственно, стопроцентного повторения все равно не получится. Хотя бы потому, что, как выяснилось уже после демонтажа, все фигуры внутри оказались цельными, залитыми бетоном, что и придавало им такой солидный вес. Отдельные фрагменты приходится кантовать только краном. Теперь, даже с металлическим каркасом внутри, они полегчают в десятки раз. Так что поднимать их обратно наверх будет попроще.
- В зимний период будут отлиты все оставшиеся части и детали, а когда потеплеет, предстоит покрыть их белой акриловой краской по специальной технологии. Это должно защитить основной материал от неблагоприятного воздействия внешней среды по крайней мере на десять лет. Пример подобной стойкости имеется: на берегу Ледовитого океана уже четыре года успешно проходит испытание суровой природой Севера установленная там скульптурная композиция. Она выполнена под резьбу на кости как раз из алюминия и покрыта такой же краской. У нас на Урале тоже бывает холодно, однако не так, как в северных широтах.
Вероника ЧЕРНЯВСКАЯ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.10.2007.