"Пушкари"
В 30-40-х годах прошлого века желание обывателя получить свое фотоизображение "на память" было очень велико. Но ателье, куда надо было идти специально, стоило сравнительно дорого. Да и результата приходилось ждать целыми днями, а то и неделями. Людям же хотелось "сфоткаться" и приобрести карточку сразу, как бы между делом.
Предприимчивые мастеровые нашли выход из положения. Хотите получить снимок быстро и дешево? Пожалуйста! И возникла целая армия "пушкарей".
Эти фоторемесленники разработали систему "пятиминуток". Вместо негативных фотоматериалов (пластинки, пленка), требовавших длительной обработки и соответствующего оборудования, "пушкарь" использовал упрощенную технологию. Вся его "лаборатория" состояла из фотоаппарата типа "Фотокор", наплечного ящика с окошком из красного стекла и пары ванночек. Он закладывал в кассету "Фотокора" фотобумагу вместо пластинки и на фоне припасенного им примитивного задника, изображавшего дворцы и пруды с лебедями, фотографировал на эту бумагу и быстро обрабатывал в походном ящике, следя через красное окошечко за результатом. Получался бумажный негатив. Еще мокрым "пушкарь" закреплял негатив на подставке и этим же фотоаппаратом переснимал его. Через несколько минут он получал позитив, слегка споласкивал его. "Готово! Получите".
Фотонегатив с фотографией
Около таких фотографов собирались толпы желающих поглазеть на чудо. А "пушкари" зачастую отличались завидной контактностью, были почти профессиональными зазывалами и артистически одаренными балагурами. Один из клиентов такого мастера вспоминал, как в детстве с восторгом держал в руках еще мокрый пятиминутный портрет, а заодно и инструкцию: "Положи под шапку на голову. Придешь домой - снимок уже сухой". Конечно, снимки эти были далеки от совершенства. Фотобумага имела иные светохимические свойства, чем пластинка или пленка. Негатив был слишком контрастным. Красноватые детали объекта (одежда, лицо, губы) получались чересчур темными, почти черными. Да и недостаточная промывка долговечности не способствовала. Но клиент был и этому рад.
"Пушкари" со своей примитивной лабораторией на плече были достаточно мобильными. В выходные дни они ходили в парках, на базарах. У нас в Тагиле несколько "пушкарей" работали на Кочковатке - рынке, расположенном недалеко от вокзала, на нынешнем проспекте Строителей.
"Пушкарями" часто были инвалиды, не имеющие стабильной работы на производстве. При определенной скорости и аккуратности работы некоторые из них были Довольно популярны и могли заработать на хлеб. Один из них - невьянский житель Моисей Фомич Сыров, много работавший и в Невьянске, и в Тагиле.
Биография его довольно пестра. Родился в 1897 году в Сибири, в 19 лет был призван в царскую армию, затем оказался в колчаковской в Новосибирске. Там встретил девушку и сбежал с нею в Екатеринбург в Красную Армию. Из Екатеринбурга - в Невьянск. В 1941 году был призван в трудовую армию. Каким образом и где он учился фотографии - неизвестно. После войны какое-то время разъезжал по окрестным поселкам.
Иван КОВЕРДА.
Фото из архива автора.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 23.05.2007.