История происхождения промысла

    Уральская лаковая роспись по металлу, возникшая в середине XVIII столетия на Нижнетагильских заводах, принадлежавших А.Н. Демидову, была тесно связана с металлургическим производством.

    В 1722 году был основан Выйский, а в 1725 году - Тагильский завод, который становится крупнейшим чугунолитейным предприятием Урала.

    В 1747 году Нижнетагильский поселок стал центром управления заводов Демидовых. Это отразилось на его жизни: мужское население с 1746 по 1790 годы увеличилось в 2,5 раза, а привлечение значительной группы квалифицированных мастеров создало широкие возможности для развития ремесел: сундучного, каретного, кузнечно-клепального и других. Сложилось и сразу прославилось производство тагильских лаковых изделий.

"Хозяйка на камне". С.Н.Попова. Металл, масло, лак. 2006 г.    Первые упоминания о расписных предметах: железных и медных подносах, коробах, столиках относятся к 1746 году. В документах Онежского крестового монастыря упоминается о двух железных лакированных подносах: первый - продолговатый по зеленой земле с железной стоячей решеткой вокруг, второй - по красной земле, большой.

    В семидесятых годах XVIII в. искусство росписи достигает большой известности, а в поселках занимаются изготовлением расписных изделий "17 кузниц, 12 лакированных фабрик, 8 столярных, в которых производится дело и оковка сундуков...", "кроме того, был еще 141 ремесленник, работающий на домах, в жилых избах, в том числе - сундучников, работающих на дому, было 38, лакировщиков и посудокрасильщиков - 7, при деле подносов и прочей металлической посуды и слесарных вещей - 73".

    В 1770 году П.С. Паллас писал о лакированном производстве в Нижнем Тагиле как о вполне сложившемся. Сохранились некоторые изделия тагильчан: поднос с чеканным узором и росписью (1760 г.), астрономические часы Ф. Худоярова (1775 г.), столик Демидовых (1785 г.), расписанный Федором и Вавилой Худояровыми, дрожки с росписью С. Дубасникова (1801 г.) К концу XVIII века сложились основы сюжетной и цветочной росписей у нижнетагильских живописцев, удачно сочетающиеся с разнообразной формой изделий: круглых, прямоугольных, овальных, многогранных, обрамленных красочными бортами, свободное расположение букетов, повышенная декоративность, многослойное лаковое письмо с использованием золотых орнаментов, характерными признаками тагильского подноса. Мастерство тагильских живописцев было "созвучно стилю высокого классицизма".

    Большое влияние на развитие росписи по металлу оказала иконопись местных старообрядцев, о чем свидетельствуют дошедшие до настоящего времени изделия.

    В росписи подносов - картин применяли технику трехслойной масляной живописи по красновато-коричневому грунту. Темами изображений являлись исторические сюжеты, аллегории, романтические ландшафты. Живописные цветочные и орнаментальные полосы трактовались и как рамка, благодаря чему достигалась художественная целостность изделия.

    Качеству тагильских изделий способствовал прозрачный "хрустальный" лак, обладающий завидной прочностью и блеском. Его изобретение приписывают семье местных живописцев Худояровых.

    Для развития "лакирного" промысла необходимо было заниматься подготовкой кадров. В XVIII веке обучение росписи производилось индивидуально, в семейных мастерских. В 1806-1820 гг. на средства владельца заводов Н.Н. Демидова существовала при Нижнетагильском заводе живописная школа, в которой на высоком профессиональном уровне готовили художников из крепостных мальчиков. В школе преподавал выпускник Императорской Академии художеств В.И. Албычев. Именно он и его лучшие ученики, затем преподаватели живописной школы и Выйского заводского училища, ввели в основу подготовки художников Нижнего Тагила академическую систему обучения.

    В XIX веке среди многочисленных кустарных производств Нижнего Тагила подносный промысел стоял на втором месте по числу занятых в нем людей. Изделия этого периода - расписные шкатулки, подносы, столы, сухарницы - украшались декоративной росписью и живописью. Сохранилась большая коллекция гравюр 1780-1830 годов, по которым работали живописцы.

    Станковую живопись по металлу этого периода можно разделить на два вида: реалистическую и народный примитив, схожий с лубком. Примитивные крестьянские росписи наносились на дешевые изделия, расходившиеся среди средних и низших слоев населения. В связи с тем, что роспись была по-своему выразительной и жанровой, они пользовались огромным спросом.

    Во второй половине XIX века интерес к "вотчинным художествам" у Демидовых пропал, вследствие этого уменьшилось количество художников, обладающих профессиональной подготовкой для исполнения сложных изделий и росписей. В этот период доминирующими росписями на металлических изделиях становятся растительные, декоративные и лубочные мотивы. Рыночная конкуренция увеличила количество продукции с простейшими приемами письма.

    Это и стало одной из причин утраты сюжетной росписи и перехода к цветочной народной "маховой" росписи, яркой и выразительной, используемой широко в отделке подносов, шкатулок, сундуков и т.д. Происходит упрощение композиции - основу цветочной росписи составляет небольшой яркий букет (со стеблем и без него) на цветном поле подноса. Декорирование металлических, изделий приближается по характеру к росписи деревянных и берестовых издеЛий, тем более что этим занимались одни и те же живописцы.

    На рубеже XIX-XX веков особую известность приобрели подносные заведения Голованова, Передолова, Кайгородова, Хрущева и других. В 1915 году насчитывается 26 кустарных подносных заведений. Изделия тагильских кустарей "имеют покупателей с весьма отдаленных рынков из внутренних губерний России, доходя до среднеазиатских владений и Персии".

Г. ГОРБУНОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.01.2007.

Главная страница