Дарящие красоту
Вот уже 50 лет в училище прикладного искусства не исчезают запахи красок, лака, глины, каленого металла
В октябре 1945 года в старинный особняк по Старобазарной улице, в котором по решению Совнаркома РСФСР расположилось Уральское художественно-промышленное училище, пришли первые учащиеся. Это были люди, страстно увлеченные искусством, - недавние фронтовики, еще не снявшие гимнастерки, рабочие и вчерашние школьники. Не имея самого необходимого, они с утра и до позднего вечера работали, учились, постигали большой и сложный мир живописи, скульптуры, графики.
Педагогам приходилось учиться самим и учить других. Основателем и первым преподавателем училища стал известный не только в нашем городе выпускник Ленинградской Академии художеств, член Союза художников СССР, скульптор М.П. Крамской. Это по его инициативе и под его руководством учащиеся скульптурного отделения к новому 1946-му году в сквере перед гостиницей "Северный Урал" впервые вылепили большие сказочные фигуры из снега. С тех пор снежные городки стали доброй традицией города.
В 1946 году в училище открылась первая персональная выставка второкурсника скульптурного отделения Василия Ушакова. Затем последовали выставки в городе, области, стране, за рубежом. Спустя четыре года в Москве, в залах Третьяковской галереи, открылась Всесоюзная художественная выставка, на которой была представлена мраморная голова юноши, выполненная молодыми тагильчанами.
Сегодня, спустя полвека, убеждаешься, что жизнь и работа в училище были плодотворными. Да и могло ли быть иначе, когда в учебном заведении преподавали высококлассные специалисты, среди которых уральский камнерез В. Зыков, К. Трофимов, М. Крамской, О. Бернгард, В. Маркин, В. Крюков, Г. Патко, М. Кичигин (ученик В. Серова).
Среди первых 37 выпускников было немало талантов. Например, с именем Петра Степановича Бортнова, заслуженного художника России, связана история культурного развития всего Урала. Он стал одним из организаторов мастерских Художественного фонда в Тагиле. А скульптуры, созданные Василием Михайловичем Ушаковым, прочно вписались в каменную летопись городов Урала. Среди них памятники великому композитору П.Чайковскому в Алапаевске, Зое Космодемьянской в Чернушке Пермской области и многие другие. Тагильчанам хорошо известен его комплекс, посвященный строителям треста №88 и стелы аллеи Славы на Вагонке, погибшим горнякам на Вые (соавторы М. Крамской и Ю. Клещевников), мемориал "Мать-Родина" на центральном кладбище, памятник герою-земляку Г. Быкову и целая галерея скульптурных портретов. Интересным художником стал Леонтий Зудов, хорошо знакомы тагильчанам скульптурные работы Юрия Клещевникова, Клавдии Шихалевой. Александр Гилев работал главным скульптором известного каслинского завода в Челябинской области, Лидия Ушакова долгие годы работала директором музея изобразительных искусств. Только из двух первых выпусков членами Союза художников СССР стали 12 человек.
За годы своего существования училище дало путевку в жизнь 1694 выпускникам - живописцам, мастерам по художественной обработке металла и камня, скульпторам, дизайнерам, художникам-оформителям и мастерам художественной росписи. 16 преподавателей училища в свое время закончили его. Сегодня уже не редкость, когда представители двух, а то и трех поколений художников из одной семьи получили и получают образование в нашем учебном заведении - Седухины, Пономаревы, Гайдамовичи, Бекетовы, Переваловы, Болюхи и другие.
Путь от ученика до мастера непростой. Надо многое знать и уметь, чтобы из обыкновенного минерала или кусочка металла получились прекрасные вещи. О том, какие изумительные произведения искусства могут создавать молодые умелые руки, лучше всего говорят работы, выставленные в музее училища и выставки в фойе.
Валентина ШЕВЕЛЕВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.11.1996.