Тагильская муза художника

    Каждый раз, приезжая в Санкт-Петербург, она приходит в Русский музей, останавливается возле этой картины и долго вглядывается в нее, предаваясь воспоминаниям.

    На картине изображена чернобровая девушка с глазами голубизны неба и осанкой, полной достоинства. Написал ее великий художник Петров-Водкин. Вряд ли кто, оказавшись поблизости, догадывался о тесной связи молодой, гордой славянки на портрете и пожилой женщины с таким же ровным пробором волос. Долгое время даже в самом музее не знали, кто изображен на картине. А ведь "Девушка у окна" была, можно сказать, Моной Лизой художника, незнакомкой двадцатых годов, как утверждали ценители искусства. Так кто же она? Ответ, как это нередко бывает в журналистской практике, подсказал его величество Случай.

    В Уральском училище прикладного искусства, где тогда училась моя дочь, был вечер, посвященный 100-летию Петрова-Водкина. И на него пришла та самая "Девушка у окна". Оставалось только узнать домашний адрес, а потом состоялась встреча с Наталией Григорьевной Завалишиной, скромным преподавателем английского языка.

    Так родился очерк "Женщина с портрета", увидевший свет 20 января 1979 года и получивший областную журналистскую премию. И дело не столько было во мне, сколько в героине, человеке поистине удивительном.

    Кстати, кто-то из тагильчан, побывав в Русском музее, зашел в дирекцию. "А знаете ли вы, - спросил, - что героиня картины "Девушка у окна" живет в нашем городе? Я прочитал о ней в нашей газете". Вскоре мне пришло письмо, из музея с просьбой выслать свой очерк. В благодарность получила из Санкт-Петербурга книгу с иллюстрациями одного из талантливых учеников мастера. Потом публикации о Н.Г. Завалишиной появились в "Известиях", "Работнице", журналах "Урал", "Уральский следопыт", были передачи по телевидению. Долгое время молчавшая "муза кисти" открылась миру. Кто же она?

Наталия Григорьевна Завалишина. Снимок 1979 г.

Наталия Григорьевна Завалишина. Снимок 1979 г.

    Наталия Григорьевна Завалишина, коренная петербурженка, волей судьбы ставшая тагильчанкой. Родители ее, интеллигенты из Пушкина, тогда Детского Села, были близко знакомы с семьями А.Н. Толстого, В.Я. Шишкова, К.С. Петрова-Водкина. И юность Наташи протекала среди людей, именами которых гордится Россия. Она посещала литературные вечера, концерты, была у них в доме, являлась непосредственной участницей многих событий Детско-сельского периода мастеров искусства и литературы. В дальнейшей судьбе девушки горячее участие принял Вячеслав Яковлевич Шишков, автор "Угрюм-реки", с его женой Клавдией Михайловной она дружила, переписывалась вплоть до ее смерти в 1994 году.

    Летом 1928 года семья Завалишиных отдыхала в деревне Песочки Новгородской области. Здесь они сняли комнату, где раньше останавливались Пришвины. К Пришвиным, собственно говоря, и пришел Петров-Водкин, увидел Наташу, которой было неполных 17 лет. Он был очарован: "Чучело, - сказал, - тебя еще никто не рисовал?" И взялся за кисти.

    Рисовал на чужом холсте, чужими красками. Работал над портретом 10 дней, заканчивал уже в Санкт-Петербурге. Шли слухи, что его пытался купить один заокеанский толстосум. Но так или иначе, "Девушка у окна" появилась на первой выставке советских художников, потом сколько-то побыла в Третьяковке, пока прочно до сей поры не обосновалась в Русском музее.

    Такова судьба картины. А ее героини? Наталия Григорьевна пережила ленинградскую блокаду, потеряв мать и мужа, эвакуировалась с маленькой дочкой и сыном на Урал, обосновалась в нашем городе, преподавала английский до выхода на пенсию. С Кузьмой Сергеевичем виделась и после написания картины. Он был у нее на свадьбе. Последняя встреча, увы, самая печальная: в феврале 1939 года здание Академии художеств было в трауре. Наташа пришла с ним проститься.

    Сейчас Наталии Григорьевне Завалишиной 85 лет. Она продолжает жить интересной жизнью: ежедневные занятия музыкой, много читает, посещает концерты филармонии, вяжет. У нее большая семья. В малогабаритной квартире площадью 27 кв. метров едва размещаются шесть человек: дочь, внучка с мужем и два правнука. А ведь как житель блокадного Ленинграда имеет первоочередное право на улучшение жилищных условий. Ей не отказали, но поставили в общую очередь. Впрочем, что тут удивляться - люди высокой культуры никогда не умели постоять за себя. Она и "открылась-то" через много лет.

    Я побывала у Наталии Григорьевны на днях. Застала ее за сборами в дорогу. Как, куда? Все туда же, в город своей юности Санкт-Петербург, где она ежегодно гостит по два месяца у Натальи Павловны Тучковой, родной праправнучки Кутузова. Постоянно бывает в Пушкине. Кстати, местная "Царскосельская газета" опубликовала недавно в 12 номерах ее "Детскосельские встречи".

    И, как всегда, пойдет в Русский музей.

Дина ВЕНДЕР.

    *Н.Г. Завалишина. Снимок 1979 г.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.05.1996.

Главная страница