Театральные загадки Тагила
Задолго до открытия драматического театра, в начале прошлого века, в нашем городе на довольно высоком уровне ставились настоящие оперы.
История поведана 72-летней Маргаритой Николаевной Манаковой.
М.Н. Манакова давно исследует свою родословную по женской линии. В прекрасно оформленном альбоме все фотографии, начиная с дореволюционной эпохи, тщательно подписаны. Вот прадед - первый тагильский машинист паровоза. А вот его дом. Теперь на этом месте городской Дворец детского и юношеского творчества. Еще одна, единственная в своем роде фотография рассказывает об открытии станции Нижний Тагил.
Дочери машиниста Мария и Анна занимались художественной самодеятельностью. Естественно, в клубе железнодорожников. А еще раньше в этом двухэтажном здании возле современной "Эры" размещалась школа.
Одной из двух девушек была бабушка нашей героини. С детства маленькая Маргарита запомнила мелодию, которую любила напевать бабуля, и экзотичное название "Аскольдова могила". Больше эту музыку М.Н. Манакова нигде не слышала, и о самой опере ей ничего не удалось разузнать.
Название это мне показалось знакомым по классической литературе. Только вот что это за опера и где она упоминается, вспомнить я не смогла.
В Энциклопедии для детей, "Искусство", часть III "Музыка. Театр. Кино", вышедшей в московском издательстве "Аванта+" в 2001 году, удалось обнаружить имя автора написанной в 1835 г. "Аскольдовой могилы". Это Алексей Николаевич Верстовский (1799 - 1862). В течение 35 лет он был служащим Московских Императорских театров, и этот период даже получил название "эпоха Верстовского". Также известны его оперы "Пан Твардовский" (1828 г.), "Вадим" (1832 г.), романсы, кантаты, духовная музыка. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или "драматические кантаты", как он их называл.
1912 год. Отмечается 75 лет со дня смерти А.С. Пушкина. Отец Всеволод Черепанов, жена Заранека, Заранек (сидят в центре), Анатолий Антонович - начальник 5-го участка служебного пути, вторая справа Анна Алексеевна Соловьева, 3-я Мария Алексеевна Со-ловьева, 4-й Смольников Александр, 5-й слева Давыдов.
1-я слева Александра Николаевна Недугова, за ней Агния Евграфовна Кулешова, за ней Павел Алексеевич Соловьев, Семен Васильевич Котельников, Цыплятников, Павел Михайлович Попов, регент Григорий Ираклиевич Швецов, Ефим Алексеевич Калугин.
Самой же опере не менее скупые строчки посвятила Детская Энциклопедия, выпущенная издательством Академии педагогических наук РСФСР в 1961 г.: "Аскольдова могила" написана на сюжет из жизни древнего Киева. Ее музыка мелодична, полна живости. В больших хоровых сценах (хор рыбаков) и в партиях главных героев ясно выражен русский народный характер". Опера пользовалась большой популярностью в течение всего XIX столетия.
Бабушка Маргариты Николаевны Анна Алексеевна Лапшина (в девичестве Соловьева) была личностью неординарной. Вышла замуж в 19 лет за человека старше ее более чем на четверть века. Родила двоих детей. Но была птицей вольной и театр не оставила.
Участники художественной самодеятельности в железнодорожном клубе. Нижний Тагил. 1908 г.
1 ряд (слева направо): Недугова Шура (Александра Николаевна Севская), Владимирова.
2 ряд: Кулешова Агния Евграфовна, Кулешова Елизавета Евгеньевна (Макова), Соловьева Мария (Кулешова), Соловьева Анна (Лапшина Анна Алексеевна).
3 ряд: Попов Павел Михайлович, Марков Трофим Маркович, Швецов Григорий Ираклиевич, Калугин Ефим Алексеевич.
Художественной самодеятельностью в клубе железнодорожников руководили Заранек с супругой. Кстати, эта фамилия, по утверждению М.Н. Манаковой, почему-то не упоминается ни в одном из источников. Анна Соловьева была хорошо знакома с литературной группой, членом которой был выходец из того же железнодорожного депо писатель А. Бондин. Встречались они и со сказочником П. Бажовым.
К сожалению, больше ничего о театральной самодеятельности Нижнего Тагила начала прошлого века М. Маяаковой неизвестно. Не упоминается о ее существовании ни в вышедшей в 1998 г. в Екатеринбурге книге А. Костериной-Азарян "Театральная жизнь Урала", ни в пространной статье старшего научного сотрудника музея-заповедника Т.В. Смирновой в журнале "Тагильский краевед" № 16. А ведь это было!
У Маргариты Николаевны сохранились две старинные фотографии. На одной из них участники самодеятельности в железнодорожном клубе в 1908 г. Другая сделана в дни, когда отмечалось 75-летие со дня смерти А.С. Пушкина. По желанию Заранека боярские костюмы для этой фотографии, датированной 1912 г., были взяты из заводского театра в память о выступлении там в опере "Аскольдова могила".
Ю. ЖИЛИЦКАЯ.
Литература: Газета "Горный край" от 02.11.2001.