Каменный цветок на новый лад

    Вам не доводилось, роясь в бабушкином комоде, потянуть за уголок какую-то тряпицу и вытащить роскошную кружевную шаль? Вот примерно то же я почувствовала недавно, когда побывала в гостях у тагильских камнерезов. Я много раз проходила раньше мимо мастерской Васильева, но, что называется, не видела в упор. А попасть туда нетрудно: нужно спуститься по лесенке в недра старого тагильского музея-завода и открыть одну дверь. И там увидишь, как из камней, будто в сказе Бажова, прорастают живые цветы.

    Откуда берутся Данилушки

    Когда я шла по молчащему музею-заводу, мне все не верилось, что где-то здесь работают люди: очень уж тихо. За нужной дверью действительно обнаружила камнерезную мастерскую, но опять какую-то не такую. Неужели в этом пыльном закутке творятся уникальные и красивые вещи? Сами камнерезы во главе с Виктором Михайловичем Васильевым - будто маляры, в потрепанной одежде, кругом какие-то серые булыжники. Для чего они?

    - Как для чего? Это наш материал.

    - Разве из этого что-то делают?

    В ответ - дружный смех.

    - Это же яшма! - мне показывают темно-бордовую полированную вазочку. Я смотрю на нее и на булыжник и никак не могу уразуметь, что это один и тот же камень. И проникаюсь уважением к искусности камнерезов. Меня не очень поразило то, что они умудрились из серого и бесформенного сделать яркое, но как они догадались, что это можно сделать? Как-то ведь разглядели эти серые булыжники. Ну да, у Виктора Михайловича геологическое образование, на это можно "свалить" его понимание камней. Но дело не только в специальном образовании. У остальных камнерезов, например, его нет. Внимательность к камням - это у них с детства. Лазали мальчишками по тагильским отвалам и рудникам, подбирали каждый новый камешек, тащили все находки в дом. Оттирали, шлифовали, любовались, сравнивали. Еще бы им не определять с первого взгляда ценность материала, хоть бы и покрытого грязью, если большую часть жизни они были окружены камнями. Прямо как знаменитый бажовский Данилушка, который был от природы одарен страстью к камням. Мне даже показалось на секунду, будто я перенеслась на полтораста лет назад и мои собеседники - в лаптях.

    Но если мальчику-самородку в сказе достаточно было двух месяцев учебы, чтобы начать делать из камня красивые вещи, у современных камнерезов такой номер не пройдет.

    - Такое чутье - большая редкость, - рассказывает Васильев. - Я считаю, что, прежде чем сделать из камня стоящую вещь, нужно несколько лет просто поработать с камнями: распиливать, шлифовать. Распилишь яшму так - один цвет получится, по-другому - уже совсем другой. Чтобы изучить наш материал, нужно по крайней мере лет восемь.

    Да, это вам не краски - купил в магазине нужные цвета, обмакнул кисть и пиши. Подчинить камень не в пример труднее. У природы ведь не закажешь нужный оттенок или блеск. На столе у Виктора Михайловича детали будущего произведения: вазочка - зеленые лепестки, резные чашечки цикламенов. Яшма, нефрит и родонит. Чтобы подобрать именно это сочетание камней, Васильеву потребовался весь его опыт коллекционера, геолога, резчика, художника. Снова вспоминается Данилушка, неделями бродивший по рудникам в поисках нужного камня. Нынешним камнерезам Хозяйка Медной горы не помогает.

    Рядом с Фаберже

    Найти камень, соответствующий замыслу (или замысел, подходящий к камню), - это еще полдела. Воплотить задуманное в жизнь ничуть не легче. Даже чтобы выточить ровную пятиугольную вазочку, нужны особые одаренность и сноровка.

    - Это у нас Юрий Балашов делает, - говорит Виктор Михайлович. - Я в принципе тоже могу, но у Юры такие вещи получаются гораздо лучше, поэтому делает он. А Алексей Пищиков специализируется на шлифовке и полировке изделия - это его конек. В общем, камнерез - профессия коллективная.

    Сам Виктор Михайлович специализируется на кривых линиях. В его работе меньше точности, но намного больше мелких деталей. Листья, лепестки, ягоды - чтобы они выглядели живыми, нужно выточить тонкие прожилки, еле заметные вмятинки и выпуклости. Маленький цикламен (на ладони камнереза он кажется еще меньше) очень оживляют естественные пятнышки на родоните. Камень подбирался так, чтобы их было не очень много - иначе цветок выглядел бы грязным, но и не слишком мало - без них цикламен стал бы будто пластмассовым. Васильев еще усложняет себе задачу:

    - Я не хочу просто копировать натуральные цветы. Я уверен, что человек способен на большее, чем природа. Мои цветы должны выглядеть живыми благодаря художественному замыслу, а не потому, что они точь-в-точь повторяют настоящие.

    На такие тонкости у камнереза уходит уйма времени: на один цветок два-три дня, на все изделие, от эскиза до сборки - не менее месяца. Только истинные фанатики камня способны посвятить себя камнерезному ремеслу. Массовое производство при таких темпах наладить крайне трудно. Но в конечном итоге на недавней всероссийской выставке в Москве изделия мастерской Васильева стояли рядом со знаменитыми изделиями фирм Фаберже и В. Коноваленко.

    Я частенько захожу на сайт камнерезной мастерской Васильева, чтобы просто поглазеть на их каменные чудеса. А будут деньги на изысканное украшение жилища, обязательно что-нибудь куплю. Думаю, Хозяйка Медной горы была бы довольна новоявленными мастерами.

Татьяна КРУПНОВА.

Литература: Газета "АиФ - Урал", №51, декабрь 2003.

Главная страница