Вдруг да отыщется?..

    Есть ремесла, о которых принято говорить с гордостью, что они существуют в Нижнем Тагиле чуть ли со дня его основания И прежде всего те, что связаны с обработкой металла и камня. Но, как часто бывает, исчезли некоторые из них, канули в лету. В одних потребность отпала, другие, позабыты. И утратилось то, что называем мы народной художественной культурой.

    Вот так случилось и с керамикой. История возникновения ее на Урале - действительно давняя. Когда-то выходцы из центральной России занесли сюда свое ремесло, успешно прижившееся в горном крае. Стоит вспомнить изукрашенные в XVII веке изумительными изразцами соборы Соликамска и Верхотурья и станет ясно, на что были способны древние мастера. Дело их рук и поныне восхищает истинных ценителей прекрасного.

    А в конце XVIII века удобная и практичная керамическая утварь невьянских гончаров потеснила более дорогую медную.

    Но мало кто теперь знает, что и в Нижнем Тагиле в начале XIX века было налажено фаянсовое производство посуды. Вызвано это не столько потребностью времени, сколько желанием заводчика Н.Н. Демидова иметь свои изделия, способные достойно соперничать с фарфоровыми заводами России - Петербургским императорским и Гарднера. Да и была, очевидно, мысль прихвастнуть перед Европой талантливыми крепостными мастерами.

    С этой целью Демидов делает распоряжение из Парижа подобрать для обучения в Москве способных людей. А ужа в декабре 1810 года заводоуправитель М.Д. Данилов доносил своему хозяину: "Фаянщики Попов и Киреев из Москвы сюда прибыли. Согласно предписаниям вашим снискано им дать на обзаведение все нужное и денежное пособие... Инструменты, нужные для фабрики, по словам их, не составляют большой важности и смогут делаться здесь".

    Двадцатилетним Савину Попову и Федору Кирееву были положены оклады в 40 рублей. Обещано обеспечить их способной глиной для фаянса, свинцом и хрусталем, построить фабрику и выделить в помощь нескольких мальчиков и женщин.

    Начало невиданного прежде дела в Нижнем Тагиле было положено. И года не прошло как М.Д. Данилов хвастал Н.Н. Демидову: "Фаянщики, могу доложить вам, глиняную посуду делать довольно искусны... Они показали тогда отсчет своего мастерства, которому недоставало только хорошей глазури. В состав сей последней идет отборная известь и от нее-то самой зависит совершенный успех их работы. Хотя в заводах ваших известь - находится во многих местах и в большом количестве, но она... оказалась неспособна по твердости".

    Спустя несколько месяцев - очередная, радостная весть: "Проискав известь лето, теперь, кажется, мы ее нашли. С оною находкою открывается мало по малу надежда в установлении дела фаянсовой посуды... Образцы я видел, что они прикрыты глазурью и несравненно превосходят прежде сделанные вещи".

    Эти скупые архивные строки приведены не случайно: они являются единственными свидетелями той далекой эпохи. Как ни странно, но ни одно фаянсовое изделие не сохранилось до наших дней. Ни один из музеев страны пока не может похвастать тагильской керамикой. Мы даже не имеем представления, как выглядели эти ставшие привычными для нас глазурованные чайные пары, сахарницы, соусницы, тарелки. Отсюда и история о фаянсовом производстве в Нижнем Тагиле звучит как вымышленная.

    Очевидно, фаянсовая фабрика просуществовала недолго, но след оставила. По примеру тагильчан в двадцатые-тридцатые годы прошлого века возникают такие же производства в других уголках Урала: братьев Фетисовых в Шадринске, С. Афонина в Екатеринбурге, Г. Колпакова и Г. Ушакова в Каменске... Правда, и они просуществовали недолго, не выдержав конкуренции. Но все же оставили после себя изделия, которые хранятся сейчас в музеях.

    И все-таки теплится надежда: вдруг да отыщется в одном из бабушкиных сундуков заветная белая чашка, сработанная в далеком прошлом искусными руками тагильских мастеров. Так хочется в это верить.

А. МАКСЯШИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 27.07.1988.

Главная страница