Планировка города
Творческая деятельность уральских архитекторов первой половины XIX столетия наложила свой отпечаток не только на архитектуру заводов. Она распространилась также на планировку, застройку и архитектуру многих уральских заводских поселений, выросших затем в города. Участие архитекторов в планировке и застройке населенных пунктов составило важный этап в градостроительстве на Урале.
Бурное заводское строительство XVIII столетия вызвало возникновение многочисленных населенных пунктов, сложившихся вокруг металлургических заводов Урала. Это были поселения, непохожие на слободы и города, основанные первыми русскими переселен цами, ни по составу и занятости своего населения, ни по планировке. Население заводских поселков с самого их основания было прямо или косвенно связано с промышленным производством. Оно состояло, прежде всего, из рабочих, служащих, администрации заводов. Ко второй группе относились торговцы, ремесленники. Третью группу населения составляли представители государственной власти, включая военных и духовенство.
В первой половине XIX века население заводских поселений (особенно центров горнозаводских округов) продолжало увеличиваться и достигало значительных размеров. К 1850 году население Нижнего Тагила увеличилось в 2,6 раза и достигло 21,1 тыс. человек.
Особая планировка заводских поселений, наличие в них заводов, занятость населения работой в промышленности дает основание именовать эти поселения горными городами, или городами-заводами.
Архивные документы позволяют более или менее полно представить себе, кто и как решал задачу упорядочения градостроительства на Урале в первой половине XIX столетия. Сохранившиеся планы городов и поселков, отчасти переписка строителей с владельцами заводов и горной администрацией говорят о том, что многие из архитекторов, состоявших на горной службе, непосредственно были заняты планировкой городов. Так, над планом Нижнего Тагила в первой половине XIX в. работали архитекторы Комаров и Луценко.
Радиальные улицы Нижнего Тагила явились непосредственным следствием поисков жителями наикратчайшего расстояния к заводу. В Нижнем Тагиле сформировалась предзаводская площадь, как фокус, в котором, подобно лучам, сходились главные улицы города.
Судя по аксонометрическому рисунку в книге Геннина, первоначально селение завода имело только три улицы, вытянувшиеся вдоль реки Тагил и двух других небольших речек выше завода. Затем возникли параллельные им улицы, строительство распространялось вдоль берегов пруда, поближе к месту работы, с улицами, направленными к заводу.
В первой половине XIX века городская застройка развивалась по обеим сторонам реки Тагил. К середине века город значительно вырос, образовав вокруг завода широкий веер жилых кварталов. Сохранившиеся в архивах планы Нижнего Тагила второй половины XVIII века и начала XIX вв. 1 свидетельствуют о некотором порядке в застройке центральной части города. Однако в его архитектурно-планировочном замысле не было четкости.
В городе было две площади, примыкавших к заводу: одна предзаводская, другая - торговая. Первая из них и оформилась как центр города.
Архитекторы Нижнего Тагила и в первую очередь А.З. Комаров и К.А. Луценко вели такую же работу по планировке городов, какую выполнили архитекторы, составлявшие генеральные планы Екатеринбурга, Ижевска и других горных городов. До нашего времени дошел оригинальный проект реконструкции предзаводской площади, относящийся к 40-м годам XIX столетия.
Как уже отмечалось, предзаводская площадь формировалась постепенно и не имела четко очерченного геометрически правильного контура. На многоугольной площади сходились два луча главных магистралей города. Одной из сторон площадь была раскрыта на пруд, другой — на заводскую площадку металлургического завода. Половину периметра площади занимали деревянные жилые дома. На заднем плане располагаются высокие холмы. Непосредственно за территорией завода, на берегу пруда возвышается Лисья гора, на которой была построена сторожевая башня (рис. 102), на юге над гладью пруда поднимается второй холм.
Архитекторы, работавшие в Нижнем Тагиле, выстроили на площади несколько зданий, придавших ей определенный архитектурный облик. Наиболее значительным среди них было здание заводской конторы, организовавшее всю застройку площади. На самом возвышенном месте площади была построена церковь с колокольней высотой в 51 метр. Возвышаясь над городом, она служила его архитектурным центром.
Все это: холмы над водой, увенчанные сооружениями, широкая гладь пруда, массив завода и здания на предзаводской площади - придавало центру старого Тагила неповторимую, своеобразную красоту.
При составлении проекта реконструкции предзаводской площади Комаров и Луценко подошли к этой задаче реалистически, сохраняя исторически сложившуюся основу объекта планировки.
Сложная конфигурация и система застройки площади приобрели в этом проекте законченную архитектурную композицию, построенную на трех осях, сходящихся к площади улиц. Две из них подчеркнуты церковью и главной конторой, а третья явилась продолжением одной из главных магистралей города. Для исправления контура площади проект предусматривал снос жилых домов, выпрямление улиц и постройку нескольких больших зданий.
Но проект не был осуществлен. В 1840-х годах на площади был установлен памятник Н.Н. Демидову. Претенциозный по своей идее, изготовлявшийся во Франции и несоразмерный ни площади, ни стоявшим на ней зданиям, он был нелепым пятном на этой площади.
Разумеется, и в Тагиле была резкая разница между центром города, заселенным представителями привилегированной верхушки, и кварталами, в которых жили рабочие и ремесленники. Это положение не изменилось и после реконструкции. Как мы видели, проект реконструкции касался только центральной, предзаводской площади. Скованные в своих действиях волей Демидовых, архитекторы Нижнего Тагила не имели возможности улучшить планировку города в целом.
Выдающимся образцом архитектуры является здание заводской конторы в Нижнем Тагиле. Оно спроектировано по принципу трехчастного построения, характерному для многих построек России этого периода, но не завершено.
Центральный корпус предназначался для конторских помещений; в боковой части, расположенной перпендикулярно к центральной, размещалась чертежная, другая боковая часть не была построена. Ее предполагалось соорудить, используя существовавший еще в первой половине XVIII века корпус заводской конторы. Таким образом, комплекс зданий заводской конторы включал лишь центральный корпус и один боковой, фасадами они были обращены на предзаводскую площадь.
Главный корпус - двухэтажный, с высоким цокольным этажом. Рустованный первый этаж отделен от второго горизонтальной тягой. Верхний этаж - гладкая стена с ритмом окон, имеющих хорошие пропорции, увенчанных сандриками, а снизу оформленных балясинами.
Центр здания подчеркнут восьмиколонным дорическим портиком с фронтоном (одним из лучших на уральских заводах). Красота портика и всего здания достигнута хорошими пропорциями целого и деталей, красиво нарисованными профилями, тщательностью их отделки.
Внутри здание построено по коридорной системе. Особенностью внутреннего убранства здания является парадная лестница, выполненная из кованого железа и чугунного литья.
К сожалению, до сих пор нельзя с уверенностью назвать автора этого замечательного произведения архитектурного искусства. Лишь некоторые признаки (подписи на отдельных чертежах) указывают на то, что в постройке конторы принимал участие А.П. Чеботарев. В переписке о постройке между Нижне-Тагильской конторой и Демидовым не названо имя проектанта. Однако известно, что в период 1830—1832 гг. для Нижнего Тагила здания проектировал именно архитектор Чеботарев. Постройка была закончена в 1832 году.
На снимках: план Нижнего Тагила середины XVIII века; план Нижнего Тагила первой половины XIX века; план центра Нижнего Тагила (1850-е годы); башня Лисьей горы в Нижнем Тагиле (1819 г.); главный фасад конторы Нижне-Тагильского завода; боковой фасад конторы Нижне-Тагильского завода.
1 ГАСО,ф. 59, оп. 12, д. 7689.