Солнечный август в декабре
Пора вспомнить о предметах народных промыслов: причудливых шкатулках подносах, ювелирных и камнерезных изделиях. Сегодня моей гостьей стала Вера ПОЛЕВА, член Союза художников России, мастер лаковой росписи по металлу.
В детстве Вера все время рисовала, но в селе Петрокаменском, где она жила, не было художественной школы, поэтому рисование так и осталось бы увлечением, если бы однажды в газете не прочитала объявление о наборе в группу художников по росписи подносов. После школы Вера поехала в Нижний Тагил поступать в училище прикладного искусства. Увидев работы студентов, подумала: "Нет, так я никогда не смогу". Тем не менее, детская мечта - расписывать фарфор или ткань - взяла верх. Она подала документы, но оказалось, что общежитие не предоставляется, а снимать комнату не было средств: помимо Веры в семье была еще пятеро детей. Вера вернулась в Петрокаменское, решив подождать год, пока ее подруга Люда окончит школу, и они вместе подадут документы, но уже в торговый техникум.
А когда девушки через год приехали в Тагил, то Вера снова наткнулась на объявление о приеме на художников по росписи подносов, но уже в 49-е училище, правда, теперь уже с пометкой "иногородним предоставляется общежитие", и, не раздумывая, отнесла документы.
- Людмила тогда даже заплакала. Чтобы успокоить ее, я предложила: "Давай я заберу документы и пойду с тобой в торговый техникум". Хорошо, что она поняла тогда: торговля - это не для меня...
Учеба давалась Вере на удивление легко. Она без труда освоила основные принципы уральской лаковой живописи - двойной мазок и маховую роспись.
Конечно, всех своих работ не запомнишь, но я всегда могу их узнать. У каждого художника есть неповторимый почерк. У меня - листочки всегда с загнутыми кончиками, как клювики у попугаев. Я даже цветы дома выращиваю только те, у которых красивые, необычные листья.
Однажды благодаря этим листочкам я нашла свою раннюю работу: ее уже должны были отправить на переработку. Она до сих пор хранится у меня.
Работа, которая далась мне, пожалуй, труднее всего - это поднос на пятидесятилетие моего отца. Волновалась ужасно - а вдруг не понравится. Но подарок пришелся по душе и не только отцу.
Были и любимые работы. Только вот почему-то именно они всегда уходили. Однажды отправила поднос на выставку в Болгарию, даже сделала пометку: "Не продается". Но видимо цена была предложена такая, что организаторы выставки не смогли отказать покупателю. Я даже не знаю, отправилась она в музей или в частную коллекцию. До сих пор помню и другую работу "Август", выполненную в теплых тонах, светлую, легкую, с сочными фруктами. Ее тоже увезли на выставку с такой же пометкой. Лично попросила сопровождающих не продавать этот поднос. Но его тоже кто-то купил...
Безусловно, у каждого художника бывают периоды, которые принято называть творческим кризисом. У Веры Павловны есть свои способы борьбы с этим недугом: превращение повседневной жизни в праздник и педагогическая деятельность...
- Когда рисовать не хочется, я готовлю поднос к росписи. Медленно, методична начинаю его зачищать. Такая работа успокаивает, помогает расслабиться, а потом приходит и желание творить...
Но иногда стараюсь отвлечься другим занятием: занимаюсь цветами, делаю перестановку, расписала входную дверь, она теперь тоже похожа на поднос. Однажды мне пришла в голову идея облегчить мебельную стенку. Она, как и у многих, "совдеповская", громоздкая, да еще и темная. Убрала сверху антресоли, расставила цветы, выдвижные ящики превратила в открытые полки. И стенка преобразилась, даже стала интересной. Стоит у меня письменный стол, старый, потертый, но очень хорошего качества, и я мечтаю когда-нибудь превратить его в новую, стильную вещь. Еще, я мечтаю, заняться батиком, хотя бы попробовать.
Каждый художник, помимо творчества, старается найти дополнительный заработок. Я работала в музее-заповеднике горнозаводского дела, в нижнетагильской организации союза художников. Сейчас работаю с детьми, педагогом дополнительного образования. Дети - благодарные слушатели, понимают тебя с полуслова. С ними забываешь обо всех трудностях.
Трудности? Этого у мастеров народных промыслов, у художников всегда хватило. Оценить по достоинству их работы может далеко не каждый. Я держу в руках палехскую шкатулку величиной со спичечный коробок - последнее приобретение Веры Павловны. Невесомая, расписанная золотом, ею хочется любоваться и любоваться.
- В Екатеринбурге работает центр народных промыслов "Гамаюн". При этом центре организованы мастерские, любой может прийти туда и попробовать расписать поднос или плести из бересты. Надо сказать, она пользуется популярностью. Приходят не только дети, но и взрослые. Было бы замечательна сделать такой центр и у нас в Тагиле.
У меня есть коллекция изделий народных промыслов из разных уголков России. Иногда думаю: может и не надо их покупать, стоят они недешево - авторские работы. А потом посмотрю и подумаю: "Разве можно пройти мимо такой красоты?" Любовь к народным промыслам надо прививать, это же историй и обретение духовности, которой сейчас так не хватает.
Подготовила Оксана ЧЕРНАВИНА.
Фото из личного архива Веры Полевой.
Литература: Газета "Телекон Weekly" от 13.12.2006.