Когда кино было маленьким...
Как кино пришло в Тагил? Об этом написал в свое время тагильский краевед Иван Абрамович Орлов.
"Живые картины" в первый раз я смотрел лет шести, когда один из моих старших братьев учился в земской школе Их показывали после уроков в коридоре. Показывали две картины. На первой извозчик гонял на лошади вокруг фонарного столба, а седок колотил его в спину. На второй - подслеповатая старушка вдевала нитку в иголку. Мы хохотали, катались со смеху.
У киноленты длиной около двух метров склеивали концы, в ней не было ни начала, ни конца. В зависимости от скорости вращения ручки аппарата движения на экране или ускорялись, или замедлялись.
Из настоящих, стационарных, кинотеатров первый, мне кажется, открыт в летнем театре "господского сада" (парк им. Бондина). Театр был летним, дощатым. Для аппарата была пристроена кирпичная будка. Сдавался театр заводоуправлением приезжим антрепренерам. Сын садовника был моим большим другом, одноклассником. Вот с ним я и ходил, но не в зрительный зал - там был нужен билет, а за кулисы. Экран просвечивал, все было видно, но наоборот, это нас не смущало - бесплатно ведь.
В этом доме по улице Александровской (ныне проспект Ленина) работали кинотеатры "Иллюзия", "Искра"
Кинотеатр купца Хлопотова Вукола Карповича был открыт в 1910-1911 гг. Место для кинотеатра оказалось удобным. На главной улице - Александровской (проспект Ленина), среди купеческого торгового центра Тагила. Дом выделялся и размерами, и архитектурой. В первом этаже дома - кинотеатр "Иллюзия", во втором - гостиница "Александровская". Сюда вечером собирались "толстосумы", картежники - играть в карты. Для хозяйства Хлопотов построил свою электростанцию во дворе дома, т.к электроосвещения еще не было. Здание и внутри, и снаружи было ярко освещено На карнизе переднего фасада - решетка с переключением красного и белого цветов - ярко горело слово "ТЕАТРЪ". Кроме контролера первое время на входе стоял швейцар в ливрее с золотым позументом, картузе с золотым околышем. Левый угол зала был отделан в виде старинной крепостной башни, там стояло пианино. Тапершей была Смирнова Мария Владимировна, родная тетка моего друга, поэтому мы часто приходили к ней бесплатно смотреть кино.
В конце большого зрительного зала было несколько лож по 5-6 мест в каждой.
Перед экраном - оркестровая яма. Иногда играл небольшой духовой оркестр. Во время батальных сцен, в момент взрыва на экране, ударяли в большой барабан, имитируя звук взрыва. Во время выступления артистов эстрады яма эта накрывалась площадкой.
В фойе было большое трюмо, на столике лежала стопка программ с кратким описанием содержания картины. Программки были бесплатными, правда, они были только в первый год, потом их не стало, как и швейцара.
Обычно в сеанс входили три картины: драматического содержания, видовая и комическая. Из всех виденных в то время фильмов особенно глубоко запечатлелись - про Ермака Тимофеевича и его дочь Алену, которая тайно от отца была в его дружине, отличалась храбростью, и "Камо грядеши" - на евангельскую тему. В комических больше нравился Макс Линдер - вечно холостой и Прэнс - вечно женатый.
Году в 1916-1917-м Хлопотов свою "Иллюзию" передал в аренду какому-то дельцу. Работа кино стала хуже. После революции кинотеатр с некоторыми переделками стал "Искрой".
Как только провели электросеть по Александровской улице от тагильского завода, торговец Капустин Андрей Иванович в своем двухэтажном каменном доме по Высоковской (Первомайской) - третий дом от угла Александровской - открыл свой кинематограф и назвал его "Волшебные грезы". Фойе было внизу, а зрительный зал на втором этаже. Фойе было большое, свободное, хорошо обставлено мебелью, двумя трюмо и комнатными цветами. Скорее походило на гостиную. Стоял красивый большой электромузыкальный шкаф. Стоило опустить пять копеек, и он автоматически включался. Звуки его были громкими, приятными, походили на струнную музыку. О начале спектакля сообщал электрический звонок-колокольчик, который держал в клюве беркут с распростертыми крыльями, он был закреплен над дверью. Во время звона колокольчика глаза беркута освещались изнутри. Было красиво.
Зрительный зал был просторным, с большим экраном и площадкой для выступлений. Слева от экрана, за занавесками, стояло пианино.
По каким-то причинам Капустин свое кино ежегодно перестраивал и называл каждый раз иначе: "Волшебные грезы", "Буфф", "Одеон", "Одеон-кафе".
Как и в "Иллюзии", здесь также демонстрировали три картины. Но больше комедийного характера. Были и с фарсом. На них учащихся не пускали. Временами перед началом сеанса выступали артисты, иллюзионисты и как-то - гипнотизер.
С началом революции этот кинематограф был закрыт. Здесь стали проходить разные собрания, митинги. В конце 20-х годов работал ресторан. В 50-х здание снесено. Сейчас на этом месте магазин "Книжный мир".
Примерно в 1912-1913 гг. по ул. Александровской, в бывшем магазине, открыли "компанейский" кинотеатр "Заря". Дешевенький, простенький, бедненький, с небольшим фойе, в котором, как у Капустина, стоял электромузыкальный шкаф. Зрителей было немного. Просуществовала "Заря" с год. В шутку говорили: "Заря хозяев разорила". Во время нэпа несколько времени здесь был пивной зал. Затем снесли и его.
После революции в бывшем складе купца Уткина Ильи Федоровича железнодорожники станции Н.Тагил открыли кинотеатр "Свобода". Небольшое фойе и просторный зрительный зал. Простое, скорей, казенного типа оформление. После освобождения Тагила от белых кинотеатр переименовали в "Горн". В 30-х между сеансами выступал ансамбль скрипачей, иногда с певцом. Ансамбль этот играл и в "Искре", и в "Горне". В 20-х над кино, на втором этаже, был МОПР (международное общество помощи революционерам), а потом рабфак.
Воспоминания И.А. Орлова с небольшими сокращениями перепечатаны из рукописного журнала "Тагильский краевед" №16 за 1997 год Нижнетагильского музея-заповедника горнозаводского дела Среднего Урала.
Литература: Газета "Телекон Weekly" от 22.11.2006.