"За ценой не постоим..."
На экране - люди с чистой совестью
"Они ковали Победу". Документально-публицистический цикл.Автор сценария-постановщик - В.В. Чевардин.
Сценарий - И.С. Чевардина.
Оператор-постановщик - Р.X. Гайнетдинов.
Слова и музыка песни - И.Н. Кузеванов.
Репродукции - М.В. Дистергефт. Нижний Тагил, 2006
Говорят: "Время лечит", хотя, наверное, не всех и не всё. Барометром здоровья общества является историческая память, которая имеет нечто общее с болезнью: она знает свои периоды обострения и затухания. Одной из таких болевых тем противоречивой российской истории XX века является судьба репрессированных советской властью. Отношение к ним напоминает приливы и отливы: то завладевает умами и чувствами, то уходит на периферию общественного сознания.
Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием для нашей многонациональной Родины. Но даже на этом фоне положение десятков миллионов так называемых "врагов народа" несло особый отпечаток трагичности. Испытывая, как и все, для кого фронтом был тыл, огромные физические нагрузки, они, поставленные по злой воле в неправовой режим, вынуждены были каждодневно нести унизительное бремя второсортности.
Но в минуту сурового испытания те, кого величали раскулаченными, переселенцами, трудармейцами и т.п., сумели подняться выше своих личных обид, отдали всё, нередко и жизнь (фильм ярко это иллюстрирует) для достижения общей Победы. И когда она пришла, была радость, как у всех, "со слезами на глазах". И... надежда, что справедливость восторжествует. Так и случилось, но ... очень нескоро.
Да и можно ли говорить, что даже сегодня боль от допущенного произвола миновала, ушло ли из нашего сознания некогда внушаемое официальной пропагандой враждебное отношение к репрессированным? Для меня лично, после просмотра фильма с его пронзительным, кричащим пафосом ненормальности случившегося с нами и ощущением в чём-то потерянного времени для её исправления, эти вопросы остались открытыми.
На экране - панорама Нижнего Тагила, открывающаяся с Лисьей горы. Камера останавливается на председателе городского историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества "Мемориал" Валерии Чевардине, который рассказывает, как некоторое время назад на перекрестке Ленина - Мира стал невольным свидетелем разговора участника войны и бывшего репрессированного:
- Ну, это нас теперь уравняли в правах, - бросил реплику первый. - А ведь я за тебя кровь проливал, пока ты здесь в тылу отсиживался.
- Но ведь я тоже работал на Победу: хотя и за решеткой, - попытался возразить второй.
- Да ты специально совершил преступление, чтобы на фронт не попасть, - нашёл новый аргумент бывший фронтовик.
В общем, диалога не получилось, забыть же разговор я никак не могу...
- Валерий Викторович, - задаю при встрече вопрос режиссёру-постановщику фильма, - как возникла идея создания?
- В 2004 году на грант, который обществу выделила городская администрация, мы решили купить видеокамеру и создать своеобразный видеоархив из записей воспоминаний оставшихся в живых бывших репрессированных. У нас получилось более 20 часов записей нескольких десятков человек. Постепенно стала вызревать идея, что негоже уникальным свидетельствам пылиться на полках. А что, если создать фильм? Замысел нашёл поддержку в администрации, и в 2005 году мы приступили к его реализации.
Коллектив был един в главном: в желании донести до зрителя, прежде всего, молодого, через очевидцев пережитого, что сегодня делить тех, кто в бою и в тылу ковал Победу, на "своих" и "чужих" не только противоречит реальной истории, но и наносит вред строительству новой демократической России.
Михаил Дистергефт. "Спецконтингент" (из серии "В те годы")
...На экране - документальные кадры трофейной хроники. Лето 1941 года. По нашей земле движутся колонны немецких танков и мотоциклов. Хорошо видны улыбающиеся лица солдат Вермахта. Дальше - уже советская документалистика. Навстречу врагу взлетает звено из трёх самолетов. Прямо скажем, негусто...
И утверждение создателей фильма, что вместо анализа случившегося провала первых месяцев военных действий правящий режим пошёл по пути поиска "виноватых", вполне обоснованно. На этом фоне органически воспринимается рассказ о трагической судьбе Героя Советского Союза, лётчика-тагильчанина Сергея Черных, оказавшегося в числе первых репрессированных (расстрелянных) генералов.
В фильме это - единственный эпизод из событий на фронте. Основное действие разворачивается в тылу, непосредственно в Нижнем Тагиле. Здесь, возможно, как нигде, проявила себя небывалая в истории ситуация. По ходу фильма мы становимся свидетелями убедительно показанного подвига тружеников тыла и одновременно человеческой драмы тех, кто нёс на себе бремя "врага народа": поляков, немцев Поволжья, русских, татар, чувашей, людей других национальностей, не по своей воле оказавшихся на уральской земле.
Михаил Дистергефт. "Изгнание" (из серии "В те годы")
Некоторые кадры смотреть просто тяжело, да плюс к этому цифры, лучше всяких слов раскрывающие масштабы человеческого горя. И не раз возникал вопрос: как они - трудармейцы, спецпоселенцы, депортированные, репатриированные - всё это пережили, где находили силы сохранить честь и достоинство, или, как поёт Игорь Кузеванов, "и хлебнув полной чаши, вы остались чисты, без вины виноваты, но России верны". По-моему, авторы фильма поступили правильно, дав возможность ответить на этот вопрос самим участникам тех событий. Виталий Зембржицкий, Анна Пудова, Давид Шефер, Екатерина Мельхер (Валова), Аркадий Антон - лишь небольшой перечень тех, кто говорит с нами с экрана.
- Когда мы начали работать над фильмом, - говорит В. Чевардин, - никто представления не имел, что такое сценарий и каким он будет. Материалов было много, а как их выстроить, пришлось поломать голову. Решение порой приходило неожиданно. Так, в какой-то момент родилась идея ввести в сюжет песню. Мы обратились в Москву к известному барду Игорю Кузеванову. Через три дня получили запись с его исполнением. Когда мы её послушали, то стало ясно, что иллюстрации к песне - картины Михаила Васильевича Дистергефта. Особо хотел бы поблагодарить студента 5-го курса социально-педагогической академии Рената Гайнетдинова, который при монтаже фильма проделал огромную работу.
- Ренат, - интересуюсь я. -Только видеоархивы составляют более 20 часов, да ещё другие материалы. Можно представить, сколько осталось "за бортом". Жалко, наверное?
- В фильм вошла только тридцатая часть. Конечно, хотелось бы побольше. То, что я увидел, перевернуло мои представления о войне, заставило взглянуть на отношения между людьми по-новому. Я много слышал и читал о героизме людей того времени, но всё-таки не представлял тех тягот и лишений, которые они вынесли.
- Вся стать продолжить эту работу.
- Такие задумки есть, - подтвердил В. Чевардин.
Андрей ПОПОВ.
Литература: Газета "Горный край" от 15.12.2006.