Нижнетагильский педагогический институт

Так все начиналосьНТГПИ

    История Нижнетагильского государственного педагогического института тесно связана с историей нашего города и историей советского и российского образования. Она берет начало в конце 1930-х гг., когда в СССР бурными темпами шло развитие экономики и были поставлены новые ориентиры в сфере образования.

    В марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) принял решение "об осуществлении всеобщего семилетнего обучения и развитии среднего образования в третьей пятилетке". Еще не завершилась работа съезда, как Наркомпрос РСФСР спланировал открыть целый ряд новых учительских институтов в тех регионах, где ощущалась острая нужда в квалифицированных педагогических кадрах.

    В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 27 июня 1939 г "О реорганизации педучилищ в учительские институты" с осени этого года прекращался набор студентов в училища, а их материальная база закреплялась за вновь создаваемыми институтами. В списке 48 новых вузов под № 29 числился Нижнетагильский учительский институт, в который планировалось принять 150 студентов.

    1 сентября 1939 г студенты и преподаватели приступили к занятиям. Нижнетагильский учительский институт открылся.

    С момента своего появления НТУИ находился в ведении Наркомата просвещения РСФСР, все его имущество считалось государственной собственностью, и финансировался он за счет средств государственного и местного бюджетов. Возглавили институт директор Варфоломей Павлович Бедняков (назначен приказом наркома просвещения от 13 июля 1939 г вместо бывшего директора педучилища В.А. Беляева), его заместитель по учебной части Алексей Федорович Пяткин и помощник по административно-хозяйственной части Никита Артемьевич Зайцев. Был организован также Совет института. Должности деканов вначале не предусматривались. Предполагалось, что они будут введены "с новым набором студентов", когда на каждом факультете появятся полные два курса (однако первые деканы появились лишь спустя 16 лет). Вместо деканатов в 1939 г. было организовано три кафедры, которые возглавили молодые специалисты, прибывшие по направлению Наркомпроса. Заведующим кафедрой истории и основ марксизма-ленинизма стал Аркадий Самойлович Докторович, преподаватель истории древнего мира и средних веков. Кафедрой литературы и русского языка руководил Илья Васильевич Тресков, преподаватель русского языка и фольклора. Кафедру физики и математики возглавил преподаватель высшей математики Яков Бенционович Межировский,

    Кроме них, в первый год работы института преподавали основы марксизма-ленинизма А.Ф. Пяткин, историю народов СССР В.П. Бедняков, физику Викентий Александрович Грехнев и Александр Михайлович Виноградов, элементарную математику Павел Андреевич Трифонов и Василий Тихонович Пономарев, психологию и педагогику Ольга Александровна Зубринская, русскую литературу Михаил Адрианович Батин, русский язык Александра Ивановна Силина, военное дело Василий Викулович Абрамов. Факультативные занятия по немецкому и английскому языку вели В.А. Беляева и Лагунова.

    По правилам внутреннего распорядка учебный день начинался тогда в 9 утра и состоял из занятий в два академических часа не более чем по трем дисциплинам. Во время перерывов студенты и преподаватели обязаны были покидать аудитории. Оставить студента в аудитории на перерыве считалось даже особой формой его наказания. Три часа в день отводилось студентам на самостоятельную работу в кабинетах, лабораториях, читальном зале или "на дому" Преподаватели выполняли свои поручения не менее 5 часов в день.

    Студенты в обязательном порядке должны были являться на все виды учебных занятий в установленные расписанием дни и часы. Опоздания и пропуски без уважительных причин категорически воспрещались. В отношениях с преподавателями студентам предписывалось соблюдать правила вежливости и корректности: вставанием приветствовать преподавателя в начале занятия, отвечать на вопросы стоя, не входить и не выходить из аудитории во время занятий без разрешения. Кроме того, запрещалось входить в учебный корпус и находиться в аудиториях в пальто, галошах и головных уборах, а также курить, писать на стенах и наклеивать объявления в не установленных местах. В общежитиях студентам предоставлялись кровать, стул, тумбочка или этажерка (одна на двоих), стол (один на четверых), вешалка для платья. О постельном белье студенты должны были позаботиться сами. В общежития был ограничен доступ посторонних, после 23 часов запрещались громкие разговоры, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Не допускались также азартные игры, употребление спиртных напитков и курение в комнатах.

    Первые два года существования учительского института были далеко не простыми в его биографии. Недостаточная материальная база, отсутствие опытных преподавателей, нехватка учебной, методической и научной литературы явились вполне закономерными следствиями тех условий, в которых организовывался институт в Нижнем Тагиле. Спешка с приемом первых студентов также отрицательно отразилась на работе вуза: с первых же дней начался значительный "отсев" учащихся, который и позже составлял от 20 до 40%. Приходилось проводить дополнительный набор. Кафедры, возглавляемые людьми, не имевшими большого опыта, и состоявшие из молодых преподавателей (средний возраст - около 30 лет), набранных из педучилища, были не в состоянии сразу же работать на уровне высшего учебного заведения.

    Но уже к концу первого учебного года большинство студентов стало относиться к учебе внимательно и серьезно и, по выражению заместителя директора А.Ф. Пяткина, "вошло в колею вузовской работы, а некоторые очень прилично научились записывать лекции и работать с учебными пособиями".

    Второй учебный год начался со введения платного обучения и изменений при назначении стипендий. Теперь за год учебы в институте студенты должны были заплатить двумя взносами 300 руб., а стипендию (от 130 до 150 руб. в мес.) могли получить только отличники учебы. Поэтому планировавшегося расширения приема на первый курс не произошло. Кроме того, в этом учебном году в институте происходила частая смена руководства. "Директор и его заместитель, - как записано в отчете института, - вынуждены были неоднократно сдавать и принимать дела в середине учебного года", а Наркомпрос проявлял "исключительную медлительность с назначением директора". Еще в ноябре 1940 г. В. П. Беднякова временно сменил заместитель директора по научно-учебной работе первый кандидат педагогических наук в институте Петр Галактионович Сапрыкин. В конце года директором был назначен К.К. Дегтярев, "который оказался непригодным для работы в качестве руководителя института и был отозван".

    Конец 1940/41 учебного года ознаменовался проведением первых государственных экзаменов. Комиссию возглавил кандидат исторических наук Е.Г Суров из Свердловского пединститута, а входили в нее Н.П. Садовой, Я.Б. Козоровицкий, А.М. Виноградов и В.Г. Пономарев. Институт в том году закончило 102 первых выпускника. Из них 9 человек получили дипломы с отличием. По решению Наркомпроса РСФСР все они распределялись по школам Свердловской области. В распоряжение Нижнетагильского гороно было направлено 11 человек, остальные 91 назначались учителями, завучами и даже директорами школ области различного уровня. Значительные изменения, во многом усложнившие работу института, произошли в годы Великой Отечественной войны. Только становившееся на ноги новое учебное заведение подверглось серьезным испытаниям.

Физико-математический факультет

    Родился физико-математический факультет одновременно с Нижнетагильским учительским институтом.

    Первый набор 1939 года - 50 человек, срок обучения - 2 года. Квалификация - учитель математики и физики, семилетней школы с неполным вьющим образованием. На факультете в то время была одна объединенная кафедра физики и математики, на которой с первых дней ее создания работали П.А. Трифонов, В.А. Грехнев и А.М. Виноградов, навсегда связавшие свои судьбы с институтом. Первым заведующим кафедрой был А.С. Межировский. Учебно-лабораторная база представляла собой два кабинета: физики и математики.

    Первый выпуск факультета совпал с началом Великой Отечественной войны. Ушедших на фронт преподавателей заменили специалисты вузов, эвакуированных из западных районов страны, среди них были П.Е. Бурцев и Б.М. Яворский.

    В 1952 году, после преобразования учительского института в педагогический, факультет поручил юридический статус. А в 1955 году в институте ввели деканаты, и первым деканом физико-математического стал старший преподаватель кафедры физики И.Г. Быков, исполнявший к тому времени обязанности заместителя директора института по учебно-научной работе.

    За годы существования факультета его возглавляли К.А. Неверовский, А.П. Герус, П.А. Трифонов, И.Ф. Карпенко, Е.Е. Семенов, Ф.Г. Риттель, Ю.М. Филимонов, В.В. Зыков.

    К концу 80-х годов число кафедр увеличилось до пяти, и трудились на них 42 высококвалифицированных преподавателя. Нынче осталось лишь три и 32 соответственно.

Химико-биологический факультет

    В 1948 году в институте образовано естественно-географическое отделение. Первый набор составил 75 человек. Из них было двое юношей, остальные - девушки. Отделение размещалось в трех аудиториях учебного здания института по улице Мира, 25. Все химические реактивы и посуда умещались в одном шкафу.

    Первыми преподавателями географии и биологии были М.И. Гевирц, К.В. Просвирякова. Руководил отделением И.С. Муравьев. Вместе в преподавателями работали лаборанты К.П. Самородова, Л.Ф. Лапина. Психологию преподавал директор института М.М. Кожевников.

    Естественно-географическое отделение закончило 273 человека (в том числе 77 человек заочно). Это были учителя естествознания и географии 5-7 классов школы. Среди первых выпускников, успешно закончивших учительский институт и продолжавших подготовку в педагогическом, можно назвать В.А. Полова, Г.Н. Корзина, В.И. Воровко.

    В 1953 году на базе естественно-географического отделения было организовано отделение естествознания, на которое было принято 25 человек. На следующий год набор увеличился до 50 человек. В это время было два отделения: дневное - биолого-химическое со сроком обучения 5 лет и заочное. В дальнейшем набор на факультет составлял 75 человек, выпускники учительского института принимались на третий курс.

    Сначала на факультете была одна кафедра - естествознания. В 1954-1955 годах кафедрой естествознания заведует М.И. Чуйко, а затем И.В. Боровиков. В 1955 году введена штатная единица декана. Первым деканом факультета была назначена А.И. Кроткова. Студенты обучались химии, биологии, основам сельского хозяйства. Изучали севооборот, сельскохозяйственную технику, выращивали рассаду. Школа № 18 была базовой. Здесь проводились показательные уроки. Студенты учились мастерству у таких учителей, как Н.П. Чурсин (школа № 6), А.П. Бороздина (школа № 35), В.В. Скворцова (школа рабочей молодежи № 5) и др. Выпускники факультета до 1963 года заканчивали институт по специальности "естествознание" с присвоением квалификации "учитель биологии, химии, основ сельского хозяйства".

    В 1959 году образовано две кафедры - биологии (заведующая Л.М. Купчикова) и химии (заведующий М.М. Поташников). В 1961 году открываются кафедры зоологии (зав. кафедрой А.Н. Деменева) и ботаники (зав. кафедрой Н.Н. Букреева).

    В 60-е годы активно готовятся кадры для факультета. В 1961 году М.М. Поташников защитил первую в институте докторскую диссертацию по химии. Активно подключились к работе над кандидатскими диссертациями выпускники факультета В.А. Трофимов, А.В. Такмилова, О.В. Бакова, И.П. Рикерт, Л.Д. Шляпников, Н.Б. Вернигор.

    С 1948 года студенты работали на агробиостанции, где был создан питомник. С 1958 года здесь постоянно выполняются различные опытные работы. Шестидесятые годы в нашей стране проходили как годы химизации народного хозяйства. В школах появляются новые факультативы по химии. В 1963 году на факультете открыто отделение химии со сроком обучения 4 года. В 1969 году оно было преобразовано в химико-биологическое.

    В 60-70-е годы студенты и преподаватели ведут большую научную работу: исследуют физико-химические свойства каменноугольной смолы, изучают растительность Среднего Урала, влияние умственной и физической нагрузки на физиологическую деятельность организма студентов и школьников. П.Э. Рикерт учил студентов и учителей города основам минералогии. Уникальные гербарии помогала создавать Н.М. Грюнер. В эти годы преподаватели включились в педагогические исследования высшей школы. Проведены серьезные исследования занятости студентов, организация их самостоятельной работы. В 1973 году для подготовки абитуриентов был открыт рабфак. Преподаватели факультета проводили большую работу во всех районах Свердловской области по комплектованию контингента студентов, организации консультаций для учащихся выпускных классов.

    В 80-90-е годы факультет укреплялся и развивался. Появились студенческие строительные и педагогические отряды "Веста", "Амикус", "Арис". Студенческие вожаки, комсомольские организаторы Н. Сторожева, В. Куроедов, В. Сапинен, Л. Масунова, Е. Лукоянова, В. Тиунова, Н. Голубчикова и многие другие после окончания института достигли высоких результатов в работе.

    В 1994 году на факультете открыто отделение "биология -география". В настоящее время на дневном отделении обучается 500 человек и 100 человек -на заочном.

    В 1998 году расширенный Ученый Совет факультета утвердил программу развития на следующие пять лет Наряду с существующими специальностями факультет планирует осуществлять подготовку учителей биологии и экологии, а также химии и естествознания. Планируется увеличение дипломированных специалистов, укрепление материальной базы.

Исторический факультет

    Лето 1976 года. Среди абитуриентов педагогического института разнеслась весть о приеме на первый курс исторического факультета. Известие это несколько запаздывало. Большинство выпускников школ уже сделало свой выбор. Тем не менее, около аудиторий, где шли вступительные экзамены на истфак, собралось более сотни волнующихся претендентов на первые 50 мест для будущих первокурсников дневного отделения. В 1977 году были приняты первые 50 студентов заочного отделения.

    После длительного перерыва началась новая, пока еще чистая страница жизни исторического факультета в Нижнем Тагиле. Подготовка специалистов - учителей истории в нашем городе началась в учительском институте, созданном в 1939 году. Первый выпуск состоялся в трагическом для нашего народа июне 1941 года. Судьба этого поколения выпускников и преподавателей факультета тесно переплелась с судьбой народа в тяжелые военные годы и годы восстановления страны.

    Более чем двадцатилетний путь становления современного исторического факультета тоже был нелегким, особенно сегодня, в условиях социально-политического и экономического кризиса. Тем не менее, исторический факультет имеет достаточную для подготовки квалифицированных специалистов материально-техническую базу, опытный профессорско-преподавательский коллектив.

    Обучение студентов ведется на двух отделениях - дневном и заочном.

Хроника

1939 г.

    27 июня - постановлением СНК РСФСР "О реорганизации педучилищ в учительские институты" открыт Нижнетагильский учительский институт.

    Проведена первая педагогическая практика студентов в школах города.

1941г.

    Июнь - проведены первые государственные экзамены.

    Ушли на фронт преподаватели и сотрудники института А.Ф. Пяткин, П.Г Сапрыкин, Я.Б. Козоровицкий, П.А. Трифонов, В.В. Абрамов, Н.П. Садовой, Я.Г. Бурлуцкий, А.И. Зольников.

1948 г.

    Директором института назначен М.М. Кожевников. Открыто естественно-географическое отделение и кафедра естествознания (заведующий - И.С. Муравьев).

1949 г.

    Август - открыто заочное отделение.

1953 г.

    21 августа - приказом министра высшего образования СССР "Об изменениях в сети педагогических и учительских институтов РСФСР" Нижнетагильский учительский институт реорганизован в высшее учебное заведение - Нижнетагильский государственный педагогический институт (НТГПИ).

    В составе НТГПИ отрыты “факультеты:

    русского языка и литературы (ФЛФ) (первый декан в 1955 г. - В.М. Айдаркин),

    физико-математический (ФМФ) (первый декан в 1955 г. - И.Г. Быков) и заочное отделение (ОЗО) (заместитель директора - И.А. Воропаев).

    Всего работает 31 преподаватель.

    Число студентов - около 400 чел. Новый набор -150 чел.

1953 г.

    Апрель - открыт факультет естествознания, или естественный факультет (естфак), который в 1962 г. переименован в химико-биологический (ХБФ).

1959 г.

    21 апреля - открыты первые на Урале художественно-графический и инженерно-педагогический факультеты под общим руководством К.А. Неверовского.

1961 г.

    Ноябрь - начато строительство студенческого городка на Малой Кушве.

1962 г.

    Введена должность ректора.

    М.М. Поташников защитил первую в истории института докторскую диссертацию на тему "Исследование в области выделения и использования соединений каменноугольной смолы".

1964 г.

    Ноябрь - создан факультет общественных профессий (ФОП) в составе режиссерско-драматического дирижерско-хорового отделений и группы массовиков-затейников (декан -В.Е. Шевченко).

1965 г.

    Впервые в городском драматическом театре проведено торжественное посвящение в студенты, приуроченное ко Дню учителя.

1966 г.

    Февраль - создан научно-исследовательский сектор (НИС) для организации и координации работ по выполнению хоздоговорной тематики.

1967г.

    9 февраля - Вышел первый номер многотиражной газеты "Учитель". Первый редактор - А.Н. Шастин.

    Весна - организованы первые студенческие строительные отряды "Таежный" и "Целина-2".

1968 г.

    10 сентября - ректором НТГПИ назначен доцент кафедры истории КПСС, кандидат исторических наук В.И. Владимирцев.

1971 г.

    Февраль - открыто подготовительное отделение по всем специальностям (рабфак).

1976 г.

    Июль - открыт историко-английский факультет. Первый декан - Н.Ф. Плотников.

1985 г.

    Открыт факультет начальных классов (в 1986 г. преобразован в факультет педагогики и методики начального образования), Первый декан - Н.Л. Вычегжанина.

1988 г.

    13 октября - впервые на альтернативной основе ректором НТГПИ избран заведующий кафедрой педагогики - кандидат педагогических наук, выпускник факультета иностранных языков НТГПИ 1973 г. Владимир Иванович Смирнов.

1989 г.

    Открыт факультет довузовской подготовки и профессиональной ориентации (ФДППО). Декан - А.А. Сиялов.

    В состав ФДППО входят вечерний городской и заочный областной педагогические лицеи, заочное подготовительное отделение и заочные курсы для учителей со средним профессиональным образованием.

1990 г.

    Сверхплановых норм набора институт начал прием студентов на коммерческой основе с полным возмещением затрат за обучение юридическими лицами (только с 1994 года разрешено заключать договоры с физическими лицами).

1991 г.

    Создана средняя профильная школа № 75 (педагогический лицей).

    В результате радикальных политических преобразований в стране прекратили свое существование институтские организации КПСС и ВЛКСМ.

1994г.

    6 марта - получена государственная лицензия на право образовательной деятельности.

Учреждены звания "Заслуженный работник НТГПИ", "Профессор НТГПИ", "Доцент НТГПИ". - Первыми звания "Заслуженный работник НТГПИ" удостоены Беликов Александр Федорович, Петров Юрий Павлович, Прозорова Ангелина Дмитриевна, Федорин Иван Максимович, Шестакова Зинаида Васильевна.

1998 г.

    Главное событие года – институт успешно прошел государственную аттестацию. Государственная аттестация проводилась в НТГПИ впервые. Аттестационная комиссия высоко оценила все стороны деятельности вуза. Главная проблема -недостаточный процент преподавателей, имеющих ученые звания и степени.

    В этом году в аспирантурах обучалось 62 сотрудника НТГПИ за счет средств института; над докторскими диссертациями при поддержке вуза работают 11 преподавателей.

1999 г.

    15 февраля - По результатам государственной аттестации НТГПИ получил свидетельство о государственной аккредитации, дающее право выдавать выпускникам вуза диплом о высшем образовании государственного образца.

    В институте работают 289 преподавателей, в том числе б докторов (Валентина Петровна Конева, Владислав Яковлевич Носков, Татьяна Константиновна Гуськова, Виктор Михайлович Кириллов, Валерий Трофимович Шапко, Владимир Федорович Сетьков),107 кандидатов науки 12 членов Союза художников.

    План набора абитуриентов – 595 на дневном и 300 – на заочном отделениях. Всего в НТГПИ на 01.05.1999 г. обучается 4961 человек.

    В мае студенческая агитбригада совершила автопробег по 6 городам Горнозаводского округа. Были проведены вечера знакомств, на которых рассказывалось об истории института; встречи с выпускниками НТГПИ и будущими студентами; в детских домах проведены игровые программы, детям переданы подарки, собранные студентами и работниками НТГПИ.

    27 июня проведен торжественный выпуск 25 000 специалиста с высшим педагогическим образованием. В статусе 25-тысячных выпускников Ученым советом института утверждены 8 студентов дневного отделения (по одному от факультета) и одна студентка-заочница.

    Институт празднует свой шестидесятилетний юбилей 1 октября 1999 г.

Главная страница