Тагильских подносов немеркнущие краски

    Нижний Тагил - родина русского расписного железного подноса. Хороший мастер-лакировщик издревле был так же уважаем и почитаем, как опытный металлург, кузнец, горняк, слесарь. А тагильские подносы, шкатулки, столики, баночки, сверкающие великолепными, горящими ярким живым огнем букетами роз с пышными воздушными лепестками, оправленные мягко мерцающими солнечным теплом золотыми узорами орнамента, неизменно причислялись и причисляются к самым диковинным творениям рук человеческих.

    В этом году древнему тагильскому лаковому делу исполняется 250 лет. Точно назвать день рождения первого желез кого подноса невозможно. Событие это, надежно укрытое в далях прошедших веков, тихо затерялось в хлопотах будничных дней. Безымянны мастера, чьи чуткие руки, терпение, помноженные на трудолюбие и творческую смекалку, дали жизнь искусству, прославившему наш край на всю Русь великую. Отсчет истории тагильского подносного промысла начинается с даты символической и условной - 1746 год - самые ранние сведения о железных подносах с художественной отделкой, выявленные в архивах.

    Судьба промысла нелегка - времена популярности, удачного сбыта сменялись тяжелыми кризисами, почти полным вырождением и забвением.

    Век 18-й - первые большие успехи тагильских лакировщиков, среди которых ярко и уверенно раскрывается талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. Потомственные иконописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли в ней такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы использовали многие приемы декора иконописи: серебро, металлические пески, золото. Владели техникой цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) - интересный, изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Узоры, получаемые таким способом, отличались большой изысканностью. Лак, используемый мастерами в покрытии своих изделий, известный под названием "тагильского", превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью. Такой лак, с любовью нанесенный умелой рукой, без пузырьков воздуха, соринок и других неприятных мелочей, придавал краскам особую драгоценную цветовую яркость, дивную трепетную сочность, едва уловимые переливы тончайших оттенков.

    Первая половина 19-го века - новый яркий расцвет лакового дела в Нижем Тагиле. Во многом он связан с деятельностью специально учрежденной в интересах промысла Н.Н. Демидовым школы живописи (1806-1820 гг.). В школу принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Учебный курс был рассчитан на четыре года. Занятиями руководил выпускник Академии художеств В.И. Албычев -профессиональный художник-баталист.

Поднос С. и В. Дубасниковых.

Поднос С. и В. Дубасниковых.

    Выпускники школы живописи самым положительным образом оказали влияние на качество росписей. Особенно это коснулось такого сорта тагильских подносов, как подносы-картины. Весь декор такого изделия был отточен до выразительного изящества и отличался, как говорили одобрительно сами мастера о понравившейся им вещи, "чистотой работы". А это значит - не заметишь, как ни всматривайся, неряшливых утолщении в линиях, мазни при работе с трафаретом. В центре подноса маслом писалась картина, которую мастер копировал с бумажных образцов-гравюр, тонко вписывая композицию в заданную форму и размер. Гравюры более дешевых сортов были черно-белыми, поэтому цветовое решение целиком принадлежало фантазии и тонкому чутью мастера. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в красивейшую рамочку, образуемую тонкими по рисунку лентами трафаретного золотого орнамента. Трафарет - это листок тонкой бумаги, по которому острый ножичек режет гибкие, сложные узоры-паутинки: венчики сказочных цветов, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда и ягод; уголки формы четко фиксируют вазоны с раскинувшимися в них букетами.

    Особенно изящна живопись на клепаной форме, которая имеет вид многогранника - 6-8-угольника. Такая форма сама по себе была драгоценной оправой для картины, так как живописный декор дополнялся ажуром фигурных сквозных просечек бортика и каймой из круглых бусинок, мягко и нежно венчавших это дивное творение тагильских кузнецов. Большие пластические возможности Демидовского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.

    Подносный промысел развивался быстро и плодотворно во многом благодаря доброму и заинтересованному отношению к нему со стороны Демидовых. Но политика эта не всегда была ровной, скорее во многом противоречивой. В начале 19-го века, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы принимают меры по принудительному изменению состава промысла: мужчин-живописцев должны были заменить женщины.

    Для скорейшего осуществления задуманного, в одном из писем конторе Н.Н. Демидов предложил целую систему продуманных мер:

    1. Повышение оклада углем до 20 и более коробов.

    2. Отдача в солдаты (рекруты) непокорных мастеров в первую очередь.

    3. Мальчикам разрешалось заниматься в подносных мастерских только до 12 лет. Исключение делалось только для увечных.

    4. Чтобы женщины-живописцы быстрее научились писать "сильно", планировалось открыть женскую школу живописи, а для подъема интереса к учебе выдавать за успехи платки.

    Как проходила реформа промысла, сказать сложно, документы почти не сохранились, но до сих пор создание подносов в Н. Тагиле целиком остается во власти женских рук.

Дом И.Ф. Худоярова

Дом И.Ф. Худоярова

    В середине 19-го века, хотя репрессии и чистка в подносном промысле несомненно давали себя почувствовать, наиболее крупные мастерские сохранили свое ведущее положение. Например, Дубасниковы, Головановы, Перезоловы, Бердниковы, Морозовы. Все они имели мастерские полного цикла, начиная от отковки и кончая лакировкой и упаковкой подносов. Активно использовали наемный труд.

    В конце 19-го века подносный промысел, как и все кустарное производство России, переживал болезненный кризис. Приходилось приспосабливаться к новым условиям, ускоряющемуся темпу жизни. Ручную работу кузнеца заменил пресс для выдавливания подносов. Упрощается, становится суховато-геометрической, теряет очарование нежной пластики ручной отковки форма подноса. Значительно беднеет рисунок борта. Каждый мастер стремится несколько сдержать проявление таланта, усмирить полет фантазии, но завершить отделку подноса быстрее и дешевле. Окончательно утверждается "маховое письмо", когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха лепит цветочный венчик, формирует листья, укладывает травинки и стебельки. Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизует и обобщает форму. Остается только все самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти - яркое, броское, нарядное.

    В это беспокойное время, среди трудностей, потрясений, разрухи, в которые погрузился промысел, сохранили мастера самое главное - огонек творческих исканий, искорки традиций, душу человека, любящего свое дело.

    Поэтому и получали работы тагильских лакировщиков высокие оценки даже в эти смутные годы. Мастерская Н.А. Перезолова в 1887 году за подносы получила бронзовую медаль в Екатеринбурге, в 1890 году - бронзу на выставке в Казани.

    В 20-30-е годы 20-го века, когда, казалось, жизнь промысла совершенно замерла, так как в забвении оказались все приемы традиционного цветочного письма, был сделан первый, еще очень робкий шаг к возрождению. Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря" наладили выпуск подносов с росписью и организовали их широкий сбыт в страны Востока: Западный Китай, Афганистан, Персию.

    Многие десятилетия единственным центром подносного промысла в Н. Тагиле был завод эмалированной посуды, созданный в 1957 году на базе артелей, каждый мастер, каждый художник которого причастен к делу сохранения, развития, а, в целом, и к жизни тагильского букета на железе.

Шкатулка И. Худоярова (цветы)

Шкатулка И. Худоярова (цветы)

    90-е годы, наши дни - это начало нового труднейшего испытания для промысла. Пришли такие времена, когда не только инициатива, энергия способны сделать многое, но и когда финансово-экономические трудности способны легко уничтожить многое, сделанное с такой любовью и талантом. Так случилось с цехом народных промыслов НТМК, когда быстрые верные шаги по возрождению сюжетной росписи были остановлены.

    К юбилею промысла хотелось бы подойти с хорошим радостным настроением. И это возможно. Мастера пишут в эти дни лучшие свои работы. В них - яркая свежесть таланта, безупречный вкус, поющие гибкие линии и вечные цветы - нежное чудо, творение доброго сердца и чистой души.

О. СИЛОНОВА.

    Фото Т. ДУБИНИНА.

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 03.08.1996.

Главная страница