Тагильский букет

    Девушки в старинных русских сарафанах любуются ветками рябины. На дворе золотая осень, и мастерицам очень хочется хоть чуточку этой красоты перенести на поднос, пока зима не скрыла багряного чуда.

    Перед нами работа Ю. Мальцевой-Сорокиной "Расписчицы подносов". Сюжетную зарисовку так тонко и умело дополняет орнамент из веточек рябины, что они составляют единое целое.

    Этот поднос - один из целой серии расписанных на заводе во время конкурса, проведенного по инициативе городского историко-революционного музея. Художникам было предложено отразить уральскую тематику, 150-летне первого русского паровоза Черепановых, 40-летие Победы советского народа над фашистской Германией.

Поднос "Ефим Артамонов - изобретатель велосипеда". Автор Г.П. Бабин.

Поднос "Ефим Артамонов - изобретатель велосипеда". Автор Г.П. Бабин. 

   Они горячо откликнулись на этот призыв, более ста человек приняли участие в конкурсе. Тема родной природы всегда близка русскому человеку, а если он еще и художник...

    Гости, пришедшие на празднование 60-летия деятельности историко-революционного музея в советское время, были восхищены, увидев "Хозяйку Медной горы", "Данилу-мастера", "Рябинку", "Зимний закат", "Мартовское половодье" и другие подносы.

    Конечно, далеко не все конкурсные работы совершенны по композиции, колориту, многие носят копийный характер, но не будем спешить. За свою долгую историю тагильский художественный промысел, как и любой другой, переживал периоды подъема и спада. Периодом наибольшего подъема были 30-40-е годы XIX века, а затем - резкий спад. Возродился промысел лишь в советское время в артелях "Пролетарий" и "Металлист". 1926- 1929 годы стали временем нового расцвета подносного дела. Но в начале 30-х годов ушли многие хорошие мастера, и промысел стал угасать. Была сделана попытка освоить приемы жостовской живописи, но это лишило тагильские подносы индивидуальности, свежести.

Поднос "Изобретатели паровоза Черепановы". Автор И.Г. Смыкова.

Поднос "Изобретатели паровоза Черепановы". Автор И.Г. Смыкова.

    Восстановление приемов "сибирской" росписи началось на Урале в 70-е годы. Толчком к дальнейшему изучению старой уральской росписи стало постановление ЦК КПСС о народных художественных промыслах.

    Но чтобы возродить традиции, надо знать историю, видеть работы мастеров прошлого.

    Много интересного нашли художники в городском историко-революционном музее, который обладает одной из редких коллекций уральской лаковой живописи В его фондах есть подносы расписные, с клеймами мастеров и предпринимателей, с трафаретным орнаментом. Хранятся даже подносы с частично или полностью утраченной росписью, не привлекающие интересной формой.

    Частые гости у нас главный художник завода Г.П. Бабин, инженер - конструктор Г.Н. Горбунова, заведующая музеем завода Е.П. Травина. Художницы из творческой группы не только делают зарисовки в залах музея, но и часами могут работать над материалами в хранилищах.

    Есть произведения, особенно дорогие каждому мастеру. В год празднования 40-летия Победы художники расписали поднос, посвященный этой дате. Букет цветов, вписанный в пятиконечную звезду - символ нашего государства, - как вечная память павшим защитникам Родины. А по периметру звезды римские цифры ХХХХ напоминают перекрещивающиеся лучи прожекторов.

    Интересными работами художники готовятся отметить приближающееся 240-летие уральского народного искусства и 60-летие развития промысла в советский период.

А. ПРОТАСОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.08.1985.

Главная страница