Фотографировать... моноклем?
К 1900-м годам был сделан огромный шаг в сторону прогресса фотографической техники, ее оптики и химии. Выдержка при съемке сводилась к долям секунды, появились сенсибилизированные пластинки и пленки, распространились достаточно портативные аппараты. Работа фотографа заключалась подчас в механическом выполнении процессов, которые обеспечивали высокое качество изображения.
Именно в таких условиях в фотографических обществах, кружках любителей и профессионалов стали раздаваться призывы: пренебречь усовершенствованием техники, оставив ее практическим деятелям, а фотографам-художникам всецело, обратиться к созданию образов, исходя из новых эстетических критериев живописи и других пластических искусств.
Совершенные объективы — анастигмат и апланат бунтари-эстеты заменили мягкорисующими, то есть недостаточно исправленными. Советовали фотографировать простым очковым стеклом, моноклем. Это придавало расплывчатость рисунку и устраняло в изображении детали, что и стало цениться в художественной фотографии.
Применение мягкорисующих объективов, позитивный процесс на солях хрома и подобные ему – такие новшества давали результаты, не похожие на ценившиеся прежде. Сторонники нового течения называли эти приемы “облагороженной техникой” и, пользуясь ими, резко отгораживали себя от прикладной, рекламной, научной, хроникальной фотографии. Они часто получали окончательный вариант снимка в единственном экземпляре, что тоже сближало их больше с практикой художников, нежели фотографов-техников или репортеров.
Мастера этого направления художественным снимком называли такой, где ясно виден замысел автора, выявлены его идея, его переживания, его отношение к сюжету съемки. А главный козырь фотографии – полное сходство – для них имело значение второстепенное.
Фотоколлекция Нижнетагильского музея-заповедника никогда ранее не изучалась с точки зрения влияния стиля модерн на творчество уральских и тагильских фотографов. Потому автор этих строк не может претендовать на серьезное научное обобщение по данной проблеме. Но по имеющимся в коллекции снимкам таких уральских и тагильских фотографов, как И. Терехов, Якунин, В. Метенков, Л. Искакин, В. Вишняков, Е. Шестаков, А. Шестакова, можно сделать кое-какие выводы.
Местные мастера светописи тонко сочетали традиции “старой школы” с веянием нового стиля. Снимая в павильонах постановочные сценки с бутафорией, они устремлялись к исполнению прямых своих обязанностей, к фиксации явлений жизни и человека в обычной среде. Но фотоаппарат в их руках оказался послушным инструментом и для передачи собственного впечатления от объекта съемки.