Встретились две эпохи

    Об экспонатах выставки "Уральская лаковая живопись XIX-XX веков" говорилось еще задолго до того, как они были представлены в экспозиции. Такой повышенный интерес можно понять: ведь многие из них выставлялись впервые. Свои материалы на этот вернисаж представили три музея: Свердловский, Нижнетагильский и завода эмальпосуды.

    На земле немного таких удивительно щедрых и богатых мест, как Урал. История этого края писалась трудным, кропотливым трудом и необычайной талантливостью местного населения, жизнь которого была тесно связана с металлом. Привычный, казалось бы, материал, а как преображался он под умелыми руками мастера. Говорят, что благодаря металлу и прославились нижнетагильские изделия. Так это или не так, только, наверное, они были бы неполноценными, если бы не украшавшая их роспись. Буйная фантазия народного художника и его потребность в украшательстве наделяли вещи красочной, притягательной силой.

    Так уж вышло, что многие расписные изделия, созданные мастерами в XVIII-XIX столетиях, оказались разбросанными далеко за пределами Урала. Доброй славой и большим спросом пользовались они. Не раз крупнейшие ярмарки России предлагали оптом и в розницу красочную продукцию тагильских кустарей. Неудивительно, что и по сей день многие музея страны бережно хранят уральские подносы, шкатулки, сундуки как память о самобытном искусстве я таланте крепостных умельцев, их непревзойденном мастерстве.

    Даже то, что выставлено сейчас в двух небольших залах, производит большое впечатление. Здесь как будто соприкоснулись две эпохи - старая и новая, современная. Но одна школа, одни стилевые особенности лакового письма объединяют их. В этом убеждаешься, сопоставляя работы. Время оказалось невластным над искусством, хотя и внесло некоторые поправки: новое поколение живописцев пришло на промысел, появились новые эстетические требования.

    Диву даешься, глядя на миниатюрные пейзажи и жанровые сценки, воспроизведенные на подносах. Но больше всего здесь цветов. Если старейшая художница А.В. Афанасьева в своем творчестве идет от классических традиций народного искусства, то молодые живописцы являются выразителями модернизированных, сложившихся уже в последнее время художественных вкусов. Ярче всего их дарование проявилось в умелом сочетании на подносах цветочной росписи и орнамента. Палитра светлая, яркая, отличающаяся от сдержанного колорита ранних росписей тагильчан. Цвет экспрессивный, утонченнее стали рисунок и пластическая выразительность изображения.

    Выставка, подготовленная сотрудниками историко-революционного музея, не только хороший подарок тагильчанам ко Дню города, но и важная форма пропаганды творческих достижений уральских живописцев, признание их самобытного искусства.

А. МАКСЯШИН.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 14.08.1985.

Главная страница