Чьи инициалы "Ф. Я. Н."?
Не так уж много сохранилось до наших дней металлических изделий, расписанных тагильчанами в прошлых столетиях. Их можно перечислить по пальцам. Все они, как правило, хранятся в крупнейших музеях.
О бытовых предметах, кажется, известно всё: дотошные краеведы и исследователи изучили сюжеты и приемы уральской росписи, орнаментальные мотивы и многое другое. Но не меньшую ценность представляют собой и клейма.
Как правило, это целые рекламные надписи, дающие едва ли не полное представление о владельце заведение, где изготавливался тот или мной предмет. Особенно изощрялись подносники. И неудивительно: подносный промысел занимал когда-то в Нижнем Тагиле второе место после кузнечного по количеству занятого в нем населения.
Вырабатываемая утварь расходилась по всему свету через российские ярмарки. Только на Ирбитской кустари - предприниматели, случалось, продавали изделий на сумму от 200 тысяч до миллиона рублей в год, удовлетворяя вкусы и самых изысканных, и самых неприхотливых покупателей.
Чтобы отметить схожую продукцию кустарей и навести некоторое упорядочение, 5 февраля 1830 года последовал указ правительства, который предписывал: "на жестяных изделиях... клеймо должно быть... на лакированных же нарисовано или напечатано краскою, прежде покрытия лаком". Благодаря этим своеобразным визитным карточкам удается установить ценные сведения о численности рабочих рук на кустарных "фабриках", заработной плате мастеров, количестве и характере выпускаемых изделий.
Но иногда встречаются лишь клейма - инициалы, которым приходится возвращать забытые по истечении времени полные имена их владельцев. Совсем недавно в запасниках Государственного Эрмитажа пришлось увидеть несколько уральских подносов с цветочными росписями, на которых стояли таинственные клейма. Одно из них "Ф.Я.Н.", оказывается, принадлежит Филимону Яковлевичу Наболину. По архивным документам удалось установить, что родился он в 1836 году, рано начал постигать ремесло отковщика. И только после отмены крепостного права смог сам стать "фабрикантом", получив в наследство от своего отца Якова Кононовича, жившего по улице Старобазарной, подносное заведение (кстати сказать, изделие этого кустаря с двумя клеймами "Я.Н." хранится в Музее этнографии народов СССР).
Другой поднос с инициалами "С.Г.Н." - Степана Григорьевича Наболина - относится, как и первый, к восьмидесятым годам прошлого века.
А вот клепаный поднос с высокой решеточкой по бокам и фигурными ручками принадлежит, вероятнее всего, Егору Подгорнову. Его инициалы "Е.П." четкими вензелями вырисовываются на оборотной стороне. По данным 1835 года, кустарь-предприниматель вместе с двумя своими мастерами вырабатывал в год до тысячи изделий.
В зале Александровского краеведческого музея выставлено несколько изделий тагильчан. Среди них есть одно с сюжетной росписью "Сцена обручения", выполненной с европейской гравюры художником-самоучкой С.В. Дубасниковым. Его работы известны нам по Эрмитажу, где хранятся расписанные мастером дрожки Е.Г. Кузнецова, и по Нижнетагильскому историко-революционному музею, в экспозиции которого - поднос Дубасникова. Но мало кто знает, что на раннем этапе своей жизни этот живописец долгое время работал на предпринимателей Николая и Василия Головановых. Клеймо "Фабрика братьев "Г" красуется на оборотной стороне изделия.
Со временем предстоит открыть еще немало имен.
А. МАКСЯШИН.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 26.11.1986.