Каким ты был, город?
Такой мост был, наверно, только в нашем городе. Его деревянные ступени то карабкались к небу, то спускались к воде, и всякий идущий на противоположный берег реки приступом брал гору за горой. Недаром мост так и называли Горбатый.
За ним по улице Береговой у вогульских кузниц (теперь улица Максима Горького) начиналось настоящее деревянное царство типично уральских построек - дома на два-три окна со ставнями, завалинками, резными наличниками. Просторный двухэтажный худояровский дом выделялся среди них как корабль среди лодчонок. В прошлом веке жили здесь крепостные художники Худояровы, что владели тайной "хрустального" лака, создавали картины, расписывали шкатулки и подносы.
И этот мост, и большинство зареченских строений живут теперь только в музейных документах, памяти старожилов, да еще здесь, в любительских фотографиях Б.А. Шилова.
Борис Андреевич разложил на столе множество альбомов, со страниц которых встает Нижний Тагил прошлого и начала этого века, город наших дней. Здесь увидишь старинные церкви и монастырь, памятник А.Н. Карамзину и торжественно строгое здание управления Тагильскими заводами, буксирный пароход "Тагил", водивший по пруду баржи с грузом, и новостройки.
Как-то в пятидесятых годах канавщика мартеновского цеха Б.А. Шилова поразил дом, не похожий ни на один из виденных им. Часть здания венчала островерхая башенка, а с ней соседствовала крыша-шатер. Он сделал снимок, о котором на ближайшем занятии секции филателистов рассказал известному краеведу А.Ф. Кожевникову.
- На улице Уральской, - уточнил Александр Федулович местонахождение приглянувшегося Шилову особняка. - Это дом техника-смотрителя Борисова, в японскую войну он участвовал в постройке укреплений Порт-Артура.
А потом предложил:
- Заходи ко мне, посмотри мои марки.
Но показал Борису Андреевичу не только коллекцию почтовых знаков, а и альбом с открытками и фотографиями примечательных строений выйской части города. О каждом-то из них он знал, о каждом мог рассказать. Его рассказы настолько увлекли Шилова, что отныне свое свободное время он уже делил не только между сбором марок, рукописями полезных советов, стихами, но и фотографией. Делал репродукции со старых уникальных кадров, снимал сохранившиеся от прошлого дома и кварталы города, копался в архивах и книгах, чтобы разузнать об их истории и владельцах, составлял альбомы.
Любопытным показалось проследить, как меняется облик города. И коллекционер с фотоаппаратом стал частым гостем на стройках. Старый вокзал - строительство нового - вокзал сегодня... Много таких перемен можно проследить по собранию Б. А. Шилова.
А вот пакет еще не разобранных снимков. Борис Андреевич осторожно достает один, другой, третий... Все они - об открытии памятника первым комсомольцам. Шилов собирает очередной альбом о Нижнем Тагиле. Таким, каким мы знаем и видим его сегодня.
Остановить прошлое, показать настоящее, заглянуть в будущее - все может фотообъектив, когда портрет города "пишет" его уроженец, влюбленный в Тагил, слагающий о нем стихи.
И. ДЕНИСОВА.