О спорт, ты - жизнь!
Своеобразным подарком Музея изобразительных искусств к Дню города-2006 стала выставка "Спорт и жизнь".
В нее вошли произведения из музейной коллекции, наиболее ярко отражающие тему отечественного спорта. В числе авторов - известные русские мастера первой половины XX века, которых смело можно назвать ее первопроходцами.
По воспоминаниям одного из них, живописца Александра Николаевича Самохвалова, физкультура была для него "радостью бытия, той радостью, которая воспитывала любовь к человеку и ко всему человеческому, любовь к солнцу, к природе, к миру для всех". Именно такое радостно-оптимистичное, гордое и жизнерадостное настроение царит в эскизе знаменитого панно "Советская физкультура", созданного в 1935 году для советского павильона Международной выставки в Париже. За свое монументальное творение, украшавшее заключительный зал советской экспозиции, в 1937 году художник получил высшую награду - Гран-при.
Сегодня эскиз "Советская физкультура" из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств отправился на выставку, посвященную спорту, в Государственную Третьяковскую галерею.
Своеобразной классикой темы стало произведение петербургского художника П.К. Голубятникова "Парашютистка" (1935), спасенное в блокадные военные годы нашим городом. Полеты человека в поднебесье, покорение им заоблачного пространства вдохновили Павла Константиновича на создание целого ряда картин. Голубятников, Нисский, Самохвалов, Овсянников, Добров - это те очевидцы физкультурной эпохи, которым удалось передать и сохранить своим творчеством неповторимое ощущение времени: окрыленности, гордости, уверенности, самоотверженности, необыкновенного жизненного подъема и эмоциональной возвышенности.
Л.Ф. Овсянников "Лыжники" (1938)
"Лыжники" Леонида Федоровича Овсянникова в гравюре 1938 года - еще одна интересная историческая и художественная страничка развития спортивной темы в искусстве графики.
Молодость, радость от причастности к новому образу жизни, новым ценностям переполняет эту работу. И словно вторят задорным юношам и девушкам начала минувшего века сосредоточенные, серьезно и доверчиво воспринимающие напутствие начинающего тренера маленькие лыжники конца столетия в литографии В.Г. Рогачева "Предстартовые указания" (1979). Тема лыжного спорта, как наиболее популярного, широко вошедшего в жизнь разных поколений, была в числе самых любимых и у художников.
Две парные картины художницы Е.М. Шапошниковой-Иваненко, написанные в примитивной манере, посвящены жизни стадионов. Полотно "Болельщики" (1980-е) детально, обстоятельно и с любовью рассказывает о бурной жизни московского стадиона "Динамо", переживающего очередное событие - хоккейный матч, собравший великое множество болельщиков. И если зрители на трибунах даны автором условно, почти монохромной синей полоской, правда, очень оживленно (видимо, обстановка на льду неспокойная), то большая группа болельщиков и прохожих, наблюдающих за происходящим за оградой стадиона, написана живописно и выразительно. Матч вовлек абсолютно всех, движение на улице приостановилось, замерли "Победы" и разноцветные полуторки, одна из которых превратилась во временную трибуну. Несмотря на то, что экспозиция выставки "Спорт и жизнь" небольшая, немногим более 20 произведений, она дает разнообразное представление о теме, причем в историческом аспекте, через разные жанры исторического искусства.
В продолжение "ледяной" темы в работах Шапошниковой-Иваненко конькобежный спорт представлен цветными литографиями московского художника Вячеслава Семеновича Власова из серии "Стадион" (1972). Строгая, лаконичная горизонтальная композиция гравюры "На старте", полная внутреннего напряжения и сосредоточенности, собранности, скрытого волнения девушек-спортсменок, готовых стремительно взлететь на ледяную дорожку, их выразительные, пластичные, натянутые, словно струны фигуры - все подчинено автором идее изображения спортивного духа.
Если художники первой половины XX века воспевали физическую красоту крепких, здоровых, статных тел своих молодых современников, то мастера более позднего периода, особенно 70-90-х годов, провозгласили главными героями своих творений саму юность.
Н.В. Распопов "Детская футбольная команда" (1964)
Московский график Георгий Александрович Елфимов в 1977 году создает серию работ "Детские игры", которая опосредованно затрагивает тему детского спорта как увлечения. На выставке представлены "Акробаты" и "Ленинские горы". В первой - бесстрашные, озорные малыши, забавляясь и играя на дворовом турнике-лесенке, преодолевают свои первые физические препятствия, возможно, формирующие будущий спортивный характер. На второй - юный авиамоделист, изображенный на фоне архитектурной панорамы современной Москвы, покоряющий маленьким самодельным самолетиком поднебесье легко, стремительно и упорно. Теплотой и лиризмом пронизана пастель Татьяны Борисовны Оболенской "На тренировке" (1977), словно на время остановившая действие маленькой хрупкой девчушки - юной гимнастки.
Углубляясь в историю спорта в искусстве скульптуры, напомним, что первые произведения советских мастеров пластики появились в 1922 году, во времена строительства первого московского стадиона "Красный стадион", для оформления которого были приглашены почти все скульпторы столицы. Для чего всенародно был объявлен специальный творческий конкурс "Спорт в образах физкультурников". Громко прозвучали имена прославленных скульпторов В.И. Мухиной, М.Г. Манизера, И.Д. Шадра, появилась пресловуто-знаменитая "Девушка с веслом", надолго связавшая искусство с жизнью.
Интересные, плодотворные поиски сюжетов и образов на спортивную тему, начатые этими мастерами в 20-е годы XX века, продолжили художники современности. На выставке скульптуры немного, но она запоминающаяся и очень разная. Реалистическая, характерная для искусства 60-х работа М.П. Крамского "Девушка с обручем", образно-обобщенная "Гимнастка" - Ж.К. Нестерова, условно-декоративно -"Пловчиха" Е.М. Суровцева, а также декоративные миниатюры тюменского скульптора-костореза Н.В. Распопова, запечатлевшего веселую детскую футбольную команду.
Выставка "Спорт и жизнь" из коллекции музея негромкая и непафосная, но по-настоящему интересная, информативная и содержательная. Выставка, которая настраивает зрителя на неторопливое созерцание, проникновение, раздумье, любование, а кого-то - и на воспоминания.
И хорошо, что всероссийский девиз, а вслед за ним - и городской, посвященный самой здоровой массовой человеческой культуре, вдохновили музей на создание подобной экспозиции.
Ольга ТОЛСТОБРОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 18.08.2006.