Из театрального прошлого
"Прошу дать разрешение..."
Рождение профессионального театра в Екатеринбурге (1843 год) повлекло за собой создание любительских театров и драматических кружков в ряде других городов и крупных заводских поселков Урала. В их числе был и Нижний Тагил.
14 ноября 1862 года заводские служащие Александр Петерюхин, Лука Петров, Иван Шушпанов, Георгий Вишневский заключили договор с управлением заводов о передаче в аренду под любительский театр деревянного дома на улице Нижняя Ерзовка (ныне улица Папанина). Затем они объявили о подписке на абонемент и сборе пожертвований. По договору дом был передан в аренду бесплатно, но все расходы по ремонту возложены на устроителей театра.
Пожертвования составили 22 рубля 50 копеек, а на абонемент собрали 138 рублей. Полученные средства дали возможность приступить к переоборудованию здания. Был построен зрительный зал на 108 мест, небольшая сцена, расписаны занавес и задник, приготовлены семь перемен декораций, круг для показа "живых картин", закуплены мебель, парики, театральные пьесы... Так рождался заводской театр.
Премьера состоялась 30 декабря 1862 года. А в течение следующего поставлено 14 спектаклей. Всего с декабря 1862-го по март 1865-го вышло 20 спектаклей. Сумма сборов составила 1307 рублей 75 копеек. Полученные деньги расходовались на новые постановки и на пособия "беднейшим жителям завода".
Но в первые два десятилетия заводской театр работал нерегулярно. Об этом свидетельствует тот факт, что переписка о создании его продолжалась с 1865-го по 1866 год, а затем возобновилась в 1870 - 1871 гг. 24 декабря 1865 года управляющий Нижнетагильскими заводами писал начальнику Пермской губернии: "Ввиду крайнего недостатка в Нижнетагильске таких развлечений, которые составляют необходимую принадлежность благородного и образованного общества и могут служить одним из средств умственного развития для служащих при управлении, и поскольку нашлись между людьми, принадлежащими к благородному кругу, исполнители драматических представлений, прошу дать разрешение на организацию домашнего театра".
Деятельность его в этот период встречала противодействие со стороны чиновников Верхотурского уездного полицейского управления. Они препятствовали печатанию афиш в типографии заводоуправления, требовали отчета в расходе собранных сумм и передачи части денег "в пользу инвалидов", угрожали артистам. Дело дошло до того, что по требованию пристава второго стана Степанова были переделаны все двери, открывающиеся внутрь здания театра.
12 февраля 1866 года на имя Георгия Вишневского пришло разрешение пермского губернатора Струве на постановку спектаклей с "соблюдением правил благочиния", о чем было объявлено под расписку "участвующим" Г. Вишневскому, И. Шушпанову, Л. Петрову, А. Петерюхину.
В 1870 году переписка по поводу тагильского театра возобновилась. 7 декабря последовало указание пермского губернатора верхотурскому уездному полицейскому управлению разрешить вновь открыть нижнетагильский заводской театр. 28 февраля 1871 года вся "театральная" переписка была препровождена становым приставом Серебряниковым в заводоуправление. Очевидно, несмотря на всевозможные "циркуляры м предписания", козни полицейских чиновников, тагильский театр развивался и набирал силу.
К сожалению, пока нет данных ни о репертуаре начального периода, ни об артистах (кроме уже известных А. Петерюхина, Л. Петрова, И. Шушпанова, Г Вишневского). Тем не менее новое дело быстро завоевало симпатии зрителей. И в том же 1871 году "любители сценических представлений" подали прошение о выдаче пособия для ремонта зрительного зала, расширения сцены в связи с "большим стечением театральной публики" и "в уважение приносимой для заводского населения пользы". П.П. Демидов отнесся "сочувственно" к этой просьбе, и заводоуправление выдало 500 рублей управителю Выйского завода А.И. Алексееву и служащему Л. Петрову, ответственным за сохранность театрального дома.
В декабре 1875 года, по просьбе врача П.В. Рудановского и главного лесничего Бекмана, здание театра отдано им в аренду с правом передачи другим лицам на тех условиях, что и раньше. Однако через два года спектакли пришлось прекратить из-за неустроенности помещения и опасности пожаров, участившихся в заводском поселке. Рудановский и Бекман сдали дом заводской конторе. Но уже в 1878 году под театр переоборудовали каменное здание конюшен на территории Нижнетагильского завода (оно сохранилось и ныне), где устроили зрительный зал на 300 - 350 мест (А после ремонта в 1890-х годах зал имел восемь лож, двенадцать рядов партера и балкон с галереей). В этом же здании разместились театральная библиотека и клуб заводских служащих.
В 1880-е годы работа возобновилась, действовал вновь созданный кружок любителей сценического искусства. Его представители В.С. Кононов, Ф.А. Касаткин, А.К. Кискин вошли в художественное руководство театра, а распорядителями стали заводские служащие А.Ф. Дунаев, А.С. Степанов и И.И. Теленков. Контролировал деятельность театра управляющий Нижнетагильских и Луньевских заводов В.А. Грамматчиков. В марте 1889 года была учреждена дирекция Нижнетагильского заводского театра в составе трех человек: Теленков, Кискин, Кононов.
Кстати, о первом из названных кое-какие сведения сохранились. Иван Иванович Теленков - служащий Нижнетагильского завода, окончил горный институт в Петербурге. Происходил он из семьи известных купцов и золотопромышленников. Его брат, Петр Иванович Теленков, служивший на платиновых рудниках Демидовых, был первым директором "горнозаводского музеума", открытого в 1891 году. Иван Иванович, активно участвовавший в деятельности заводского театра, вместе с сестрой Феклой увлекался еще и игрой на фортепьяно. В нашем музее-заповеднике хранится нототека Теленковых, включающая в себя оперные, камерные, вокальные произведения.
Но вернемся к делам театральным. В 1896 году определены правила пользования помещением театра. Оно предназначалось для спектаклей и концертов местного кружка любителей сценического искусства, а также для приезжих артистов только по разрешению помощника управляющего А.Ф. Дунаева. Все спорные вопросы решались управляющим заводами. Хотя здание принадлежало заводу и находилось в ведении управителя, ремонт в нем производили за счет театра или клуба.
Все деньги, выручаемые от спектаклей и за аренду помещения, сдавались в главную кассу правления: в заводской бухгалтерии был открыт особый счет по содержанию театра и оркестра. Имущество их находилось на отчете главного мелочного магазина.
Имеются точные сведения о количестве спектаклей за 1884-1887 годы. В среднем в этот период ставилось восемь любительских спектаклей в год с благотворительными целями. Кроме того, 48 выступлений дали приезжие артисты. Опереточные труппы играли девять раз, выступали с концертами баритон Гилев, Мительштет, трубач Вурм. Средний доход от любительских спектаклей составлял 10 рублей 29 копеек, от гастрольных - 14 рублей 62 копейки. На содержание театра и оркестра разрешалось тратить средства, полученные только от четырех из поставленных за год спектаклей. Это вместе с арендной платой за пользование помещением и декорациями составляло доходную часть заводского театра.
Сборы от спектаклей шли в основном на благотворительные цели - в пользу местных комитетов благотворительного общества и Российского Красного Креста, в пользу беднейших учениц Павло-Анатольевской гимназии (1916 г.) и учеников Нижнетагильского горнозаводского училища (1915 г.), на устройство в Тагиле приюта для подкидышей (1902 г.) и др.
В годы русско-японской и первой мировой войн доход от спектаклей, поставленных на сцене заводского театра, шел в пользу бедных семейств нижних чинов, призванных на войну (1904 г.), на усиление военного флота (1904 г.), на приобретение теплой одежды для воинов (1914 г.)
О чем рассказали афиши
Основными источниками для изучения репертуара и актерского состава Тагильского заводского театра конца прошлого - начала нынешнего веков являются афиши. Они хранятся в Нижнетагильском архиве и в коллекции нашего музея-заповедника. Самые ранние относятся к сезону 1887-1888 годов.
Труппа заводского театра была непостоянной, она менялась с течением времени и значительно обновилась в 1906-1912 годах, а также в 1914-1916-м. Но при этом среди актеров-любителей были такие, которые отдали сцене почти 30 лет жизни. Это Пелагея Георгиевна Попова и Александр Иванович Боташев. О них речь пойдет в следующей главе. А сейчас, перебирая старые афиши, вспомним их партнеров по спектаклям и постановки, в которых они принимали участие.
12 апреля 1887 года в репертуаре были комедия "Бесенок", оперетта "Женское любопытство, или Если женщина захочет то поставит на своем", водевиль "Простушка и Воспитанная". В числе исполнителей - А.К. Кискин (член дирекции театра в 1889 году), Е.В. Мецгер-Ленская, Н.Н. Степанова, Д.А. Мошков, А.П. Степанов, Ю.Г. Турыгина, В.Ф. Тимофеев, А.Н. Ведринский, Н.С. Немирова, Л.Л. Мецгер-Ленская, Д.Л. Толстов. Пелагея Попова играла в "Бесенке" одну из ведущих ролей, а молодой тогда Боташев выступил во второстепенной роли Емели в водевиле. Ранее считалось, что он начал свою артистическую карьеру с 1892 года, но, как теперь выяснилось, это произошло пятью годами раньше.
До 1900-х годов играли в спектаклях заводского театра А. А. Злобин и Ю. М. Нефедьева. Внучка известного тагильского краеведа и коллекционера Д. П. Шорина, Юлия Мартыновна выступала под фамилией деда. Интересно, что увлечение сценическим искусством определило и ее личную жизнь: она вышла замуж за сподвижника К.С. Станиславского - режиссера филиала Московского художественного театра С.И. Смышляева.
С 1896 по 1916 год в афишах появляются новые названия, а в труппе - новые актеры. Наряду с забытыми ныне пьесами "Столичный воздух", "В горах Кавказа", "Прославились" и прочими сочинениями неизвестных нам сегодня авторов, заводской театр ставит драму Найденова "Дети Ванюшина", "Грозу" Островского, "Вассу Железнову" и "Мещане" Горького. А школу актерского мастерства проходят в них библиотекарь Ольга Дмитриевна Нефедьева (дочь Д.П. Шорина), учительницы Эмилия Дмитриевна Левицкая и Агния Капитоновна Мотылева, Дарья Ионовна Рябова - жена организатора духового оркестра, Анатолий Александрович Злобин, служивший доменным надзирателем на Нижнетагильском заводе, и другие представители местной интеллигенции.
Для некоторых заводской театр становится делом семейным. Пример тому - творческая деятельность Гусевых. В 1900 году актрисой Н.Д. Гусевой была поставлена комедия А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева "Светит да не греет", где она же играла Авдотью Залешину. А в спектакле "Лес" Островского она в образе Улиты-ключницы встречалась с М.Л. Гусевым, игравшим Счастливцева. В репертуаре заводского служащего Михаила Львовича Гусева были роли и из других пьес Островского: "Свои люди - сочтемся", "На бойком месте". Отлично играл он Осипа в "Ревизоре" Гоголя.
Любимец публики
Многие годы одним из кумиров публики в заводском театре был талантливый актер, режиссер, постановщик и педагог Александр Иванович Боташев.
По воспоминаниям Е.В. Боташевой, он родился в 1863 году, хотя в исторической литературе принята другая дата - 1872 год. К сожалению, пока не удалось установить, какая из них точная. Краткие сведения о предках Александра Ивановича: его дед, Карп Боташев, - крепостной, переведен на Нижнетагильские заводы в 1827 году, был поваром; отец, Иван Карпович, - сначала "мальчик на побегушках" в Висимо-Шайтанском заводе, позже работал в Выйском механическом заведении. Неизвестно, где А.И. Боташев родился, кто его мать, где учился. Предположительно, он окончил реальное училище в Тагиле. К началу своей театральной карьеры был лесным смотрителем.
Афиши и программы 1896-1900 гг. говорят о том, что редкие спектакли проходили без его участия. Боташев создал целую галерею ярких сценических образов в постановках пьес Островского.
Уже первая роль Александра Ивановича - Михаила в спектакле "Чужое добро впрок не идет" (1896 г) привлекла внимание зрителей. Газета "Губернские ведомости" отметила выразительную игру Боташева, "давшего в своей отчетливой и детально отработанной манере недурной тип пореформенного ямщика".
Далее были другие актерские работы: Сыромятов в "Женитьбе Белугина" (1897 г.), Петр в "Лесе" (1898 г.). Гордей Торцов в комедии "Бедность не порок" (1899 г.). Позднее в репертуаре Боташева появляются Кудряш в "Грозе", Подхалюзин в "Свои люди - сочтемся", Яковлев в "Горькой судьбине", Григорий Грязнов в "Царской невесте", заглавный герой в "Детях Ванюшина", Муров в "Без вины виноватые", Безсеменов в горьковских "Мещанах" и Войницкий в "Дяде Ване" Чехова.
Уже по этому перечню можно судить о широком творческом диапазоне. С успехом он вступал в водевилях и комедиях, в драмах и трагедиях.
Играя в комедии Протопопова "Рабыни веселья" (спектакль Поставлен в 1902 году профессиональной труппой малороссов под руководством Ф.А. Хмары), Боташев продемонстрировал мастерство профессионала сцены. "Среди своих же любителей господин Боташев давно уже стяжал славу даровитого артиста, и поэтому с заезжими актерами он, что называется, не ударил лицом в грязь", - писала газета "Уральская жизнь" в 1902 году. Созданный Александром Ивановичем образ отставного гусарского ротмистра в водевиле Шпажинского "Лакомый кусочек" привел в восторг одного из современников, написавшего в "Уральскую жизнь" 25 апреля 1902 года: "Роль последнего (Сердчанинова) живо и реально провел А.И. Боташев. Глядя на его игру, невольно удивляешься, зачем это господин Боташев выступает иногда в драматических ролях, которые ему не удаются вовсе".
Последнее утверждение, конечно, неверно и, возможно, продиктовано желанием отвлечь талантливого актера от ролей острого социального звучания. Александра Ивановича влекли к себе образы глубоко драматические, психологического плана, сценическое воплощение которых требовало особого мастерства.
По свидетельству современников, вершиной творчества А.И. Боташева явилась роль Ванюшина - отца в "Детях Ванюшина" Найденова (1906 г). Эта пьеса о взаимоотношениях отцов и детей была по-человечески близка Александру Ивановичу, имевшему большую семью. В спектаклях участвовали и дети Боташева - дочь Нина и один из его четырех сыновей - Николай. Образ Ванюшина - отца, созданный А.И. Боташевым, смело мог выдержать сравнение с лучшим исполнением этой роли в профессиональном театре. По воспоминаниям очевидцев, игра Александра Ивановича трогала до слез, порой зрителей выводили из зала в истерике. Игра Александра Ивановича отличалась точной характеристикой образа, большой эмоциональной насыщенностью, яркой речью, великолепной дикцией, интересным пластическим решением образа. Каждый спектакль с его участием давал отличные сборы.
Е.В. Боташева вспоминала, что в 1920 году Александр Иванович, будучи уже больным, вновь выступил в роли Ванюшина - отца, и ему в знак благодарности выдали килограмм сахара, кожаную фуражку и шесть серебряных рюмок в коробке с дарственной надписью.
Сыгранный 30 октября 1916 года в пользу недостаточных учениц Павло-Анатольевской женской гимназии "Дядя Ваня" А.П. Чехова, где роль Войницкого исполнял А.И. Боташев (его же была и постановка), привлек многих зрителей. Доход составил 675 рублей. В благодарственном письме от 5 ноября 1916 года родительский комитет гимназии отметил, что сбор был благодаря "режиссированию и участию" Александра Ивановича Боташева.
Как и многие актеры заводского театра, он играл и в постановках Выйского народного театра (спектакль А.Н. Островского "На бойком месте" 25 марта 1902 года). Получал он приглашения и от других любительских коллективов. В 1904 году в Кушве был поставлен спектакль "Рабочая слободка" Е. Карпова с участием А.И. Боташева и других артистов заводского театра.
6 января, вероятно, 1903 года на афише спектакля "На пороге к делу" (год указан нечетко) впервые появилось имя Боташева - режиссера. Наиболее активный период этой деятельности Александра Ивановича - конец 1906-го - начало 1910 года. Тогда им были поставлены спектакли: "Дети Ванюшина" Найденова, "Иван Миронович" Чирикова, "Мещане" М. Горького, "Степной богатырь" Салова и другие. Дважды, в 1910-м и 1916 году, шел в его постановке чеховский "Дядя Ваня". В том же 1916 году - снова "Дети Ванюшина". Это два его лучших спектакля. Анна Ивановна Лампадова (Куимова), актриса труппы заводского театра в 1907-1909 годах, вспоминала, как Александр Иванович, репетируя с ней роль Акулины в "Детях Ванюшина", часто говорил: "Какая бы маленькая роль ни была, она должна быть сыграна так, чтобы произвести должное впечатление в зале". Эти слова перекликаются со знаменитым изречением К.С. Станиславского: нет маленьких ролей - есть маленькие актеры. И еще одно качество Боташева - режиссера. характеризующее его с этической стороны, отметила А.И. Лампадова: "Для Александра Ивановича не существовало премьеров. Со всеми актерами - и на главные, и на второстепенные роли - он был одинаково любезен".
Режиссерская деятельность Боташева не ограничивалась рамками своего театра. Со студентами горнозаводского училища он поставил "Женитьбу" и "Ревизора" Гоголя, "Медведя" Чехова. Он пользовался огромным авторитетом в театральной среде Нижнего Тагила. 29 декабря 1908 года коллеги подарили ему памятный золотой нагрудный знак – лиру с надписью: "Первому почетному члену кружка от Нижнетагильского драматического кружка любителей".
Вскоре после февральской революции 1917 года здание заводского театра вместе со всем имуществом, в том числе и с солидной театральной библиотекой, перешло в ведение общества "Народный дом", действовавшего с января 1916 года. Здесь был организован великорусский оркестр, работали кружки декламации, драматический, проводились лекции, устраивались литературные вечера, детские утренники. Деятельность "Народного дома" продолжалась до сентября 1918 года и была приостановлена в связи с гражданской войной.
Александр Иванович Боташев стоял у истоков возрождения театра в Тагиле по возвращении советской власти. В октябре 1920 года он представил в отдел народного образования докладную записку о состоянии театрального дела, где отметил отсутствие в городе театра как такового, отвечающего самым минимальным требованиям. После восстановления Советов в Тагиле образовалось множество любительских кружков, не имевших ничего общего даже с подобием искусства, они часто ставили спектакли без всякой системы и подготовки на сцене бывшего заводского театра. Здание его обветшало, декорации, бутафория и "одежда" сцены (не более 30 процентов осталось от прежнего) представляли собой жалкие лохмотья и обрывки.
Александр Иванович взял на себя инициативу создания при отделе народного образования постоянно действующего кружка любителей драматического искусства, который получил бы в свое исключительное пользование сцену театра. В кружок могли вступить все желающие. Действовавшим в Тагиле драматическим кружкам предлагалось объединиться. Не пожелавшие должны быть закрыты, ввиду отсутствия средств и возможностей для их реформирования.
В том же 1920 году силами отдела народного образования проведен ремонт театрального здания, декораций и обстановки. 10 ноября под руководством Боташева состоялось организационное собрание драматического кружка любителей. Председателем кружка из 29 человек избрали К.Ф. Яцино, режиссером А.И. Боташева.
5 и 18 декабря зрители увидели второе рождение спектакля "Дети Ванюшина", и снова в постановке Боташева. Он же с большим успехом играл здесь роль Ванюшина – отца. 5 июня 1924 года А.И. Боташев поставил с драматической труппой "Ансамбль" спектакль "Беспечальные" ("Волна") по пьесе В. Рышкова, где исполнил роль Гордынина.
В последние годы жизни Александр Иванович был болен и не мог участвовать в постановках, но продолжал интересоваться театральным делом, изучать театроведческую литературу. Умер А.И. Боташев в 1934 году. Он внес значительный вклад в развитие и становление театрального дела в Нижнем Тагиле и по праву занял одно из виднейших мест в плеяде деятелей культуры и искусства нашего города.
Звезда сцены
Большой вклад в развитие театрального дела в Нижнем Тагиле внесли супруги Поповы, активные деятели сценического искусства конца XIX - начала XX веков.
Николай Александрович Попов (1858-1917 гг.)-управляющий Высокогорским рудником. В заводском театре с 1894 по 1914 год он заведовал кассой, занимался продажей билетов на спектакли. В 1913-1914 годах писал сценарии, работал совместно с режиссером И.А. Васильевым. По инсценировкам Н.А. Попова были поставлены спектакли "Не надо" (драматический этюд Д. Гарина), комедии "Супружеское счастье" (Н. Мердер). "Вольная пташка" (Е. Карпов), миниатюра "Бабочки", "Драма у телефона" (по рассказу Ш. Фале и пьесе А. Де Лорда), "Ворона в павлиньих перьях" (сочинение Н. Куликова).
Пелагея Георгиевна Попова - старейшая актриса заводского театра. Впервые ее фамилия появилась на афише спектакля "Бесенок" (12 апреля 1887 года), где она исполняла роль Перепряевой. Пелагея Георгиевна работала в театре с 1887 по 1916 год и была одной из ведущих актрис труппы. За эти годы ею сыграно больше 50 ролей. Редкий, спектакль проходил без участия Пелагеи Поповой. Ее творческий диапазон довольно широк. Преимущественно блистала она в ролях комедийного плана, но с успехом выступала и в драмах - народных, из фабрично-заводской жизни, создала целую галерею сценических образов. Были тут и персонажи из пьес, ныне забытых: горничная Меланья в, "Праздничном сне до обеда" (1898 год), Аглая Пышкина в "Столичном воздухе" (1899 год), Разваляиха в "Рабочей слободке" (1903 год), Серафима Пылаева в спектакле 1912 года "Через край" и др.
Но талант актрисы особенно ярко раскрывался при воплощении на сцене классического наследия А.Н. Островского. В комедиях знаменитого русского драматурга Пелагея Попова играла в разные годы своей жизни. Так, в 1900 году она - Аграфена Большова в его комедии "Свои люди - сочтемся", а годом раньше - нянька Арина в "Бедность не порок", в 1905-м -Домна Пантелеевна в "Талантах и поклонниках", через год - Галчиха в "Без вины виноватые".
"Послужной список" актрисы заводского театра обогатили роли в бессмертных произведениях русских писателей-классиков. Зрители видели ее на сцене в образах Татьяны Марковны Бережковой из "Обрыва" Гончарова, няни Марины в чеховском "Дяде Ване". Она была Анной Антоновной Атуевой в "Свадьбе Кречинского" Сухово-Кобылина, Простаковой в "Недоросле" Фонвизина... С годами творчество Пелагеи Георгиевны становилось все более разноплановым. Комические старухи, водевильные, фарсовые персонажи уступали место или соседствовали с характерами драматическими.
Роль Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького - женщины умной, волевой, властной и даже жестокой, безусловно, выделяется в сценическом творчестве Поповой.
Эта пьеса Горького получила Грибоедовскую премию, впервые была поставлена в октябре 1910 года в Петербурге в Новом драматическом театре, в 1911-м - в Москве, в театре Незлобина. Через три года после первых постановок она пришла к тагильчанам со сцены заводского театра. Не пытаясь анализировать и не вдаваясь в подробную характеристику заглавной героини, все же следует отметить скрытый драматизм переживаний Вассы, ее материнскую ответственность за сохранение семьи, ради чего она готова пойти и на преступление. Художественное своеобразие драматургии Горького требовало тончайшего психологизма в обрисовке характера Вассы и высокого уровня артистического мастерства.
К сожалению, не сохранилось воспоминаний о том, как воспринимался спектакль зрителями того времени и в каком ключе была решена роль Вассы. Не известны даже точная дата премьеры, фамилия режиссера. Косвенные признаки -состав актеров и указание на то, что доход от спектакля шел в пользу балканских славян, позволяют установить приблизительную дату постановки-1914 год.
1913-1916 годы - период активной сценической деятельности П.Г. Поповой. Она участвует буквально во всех спектаклях заводского театра, а также в ученических - "Недоросль" и "Доходное место". Творчество Пелагеи Георгиевны Поповой -талантливой, умной, одаренной актрисы, 30 лет жизни посвятившей сценическому искусству, - яркая страница истории заводского театра. И она достойна остаться в памяти потомков.
Когда в зале дети
В начале нашего века в заводском театре устраивались и спектакли для детей. В 1914 году была поставлена "оригинальная" сказка-феерия "Красная Шапочка и Серый Волк". Фамилия постановщика на афише не указана. По предположениям, им мог быть И.А. Васильев, уже проявивший себя к тому времени не только как актер, но и как режиссер.
Он начал свою режиссерскую деятельность в 1912 году постановкой популярной исторической пьесы И.В. Спажинского "В старые годы" и комедии Н.Я. Соловьева "На пороге к делу". В 1913 -1914 годах Васильев работал в жанре "малых форм" - ставил миниатюры, драматические этюды, небольшие спектакли по инсценировкам Н.А. Попова: "Не надо" (сочинение Д. Гарина), "Супружеское счастье" (Н. Мердер), "Вольная пташка" (Е. Карпов), миниатюра "Бабочки", "Драма у телефона" и другие. И.А. Васильев, как явствует из его репертуара, увлекался постановкой пьес легкого, развлекательного содержания.
В сказке про Красную Шапочку он играл Серого Волка. Интересно, что в этом спектакле участвовали дети из драматического кружка. Девочки исполняли роли цветов, представляя на сцене Розу, Георгин, Василек, Подсолнечник, Мак, Анютины глазки. А мальчики были на сцене грибами и ёлками. Детский драматический кружок работал в Тагиле в 1910-х годах, руководила им О.Г. Симонова. Ее воспитанники играли и раньше - в спектакле "Сказка о царе Салтане" (1912 год).
Но вернемся к "Красной Шапочке и Серому Волку", показанным публике в год начала первой мировой войны. К сожалению, исполнительница главной роли скрыла свою фамилию на афише за инициалами М.П.К.
Зато доподлинно известно, что в антрактах играл духовой оркестр под управлением М.А. Рябова и всем детям бесплатно выдавали сладости. Юные зрители танцевали, играли, для них был устроен специальный буфет. Спектакль смотрели дети от двух до 13 лет.
Детские утренники, которые устраивались в дореволюционных "взрослых" театрах, включая любительские, большей частью художественной ценности не имели. Но, судя по сохранившейся программе, постановка этой сказки стала в Тагиле настоящим праздником для ребятишек.
Вместо эпилога
Трудно переоценить роль и значение заводского театра в культурной жизни Нижнего Тагила второй половины XIX- начала XX веков. Он объединил лучших представителей городской интеллигенции, которой было предназначено "сеять разумное, доброе, вечное".
Значительная часть жителей Нижнетагильского заводского поселка познакомилась с образцами русской классической драматургии на сцене этого театра. Здесь творили такие беззаветные служители искусства, как Александр Иванович Боташев, Пелагея Георгиевна Попова и многие другие актеры-любители.
С конца прошлого века заводской театр стал общедоступным и сыграл важную роль в приобщении рабочих, молодежи Тагила к драматическому искусству - сначала в качестве зрителей, а с 1900-х годов и в качестве актеров. Рабочие и учащиеся Нижнетагильского реального училища принимали участие в постановках спектаклей.
Театр пользовался большим успехом у рабочих. Под его непосредственным влиянием они стали создавать свои драматические кружки, а в 1902-м году начал действовать Выйский народный театр.
Последняя сохранившаяся афиша спектакля заводского театра датирована 30 июня 1916 года. Но, вероятно, его деятельность продолжалась до февраля 1917 года, когда вскоре после революции театральное здание вместе со всем имуществом, в том числе и с солидной библиотекой, перешло в ведение общества "Народный Дом".
Завершая рассказ об истории заводского театра, необходимо отметить, что своим творчеством тагильские актеры-любители благотворно повлияли и на развитие культуры тагильского населения в целом, на рубеже веков внесли большой вклад в становление театрального дела на Урале.
Т. СМИРНОВА.
Литература: Газета "Горный край" от 02.10.1997.
Как начинался театр
30 декабря 1999 года исполнилось 137 лет со дня первого театрального спектакля в Нижнем Тагиле.
30 декабря 1862 года впервые открылись двери Нижнетагильского заводского театра. Заводские служащие Александр Петерюхин, Лука Петров, Иван Шушпанов, Георгий Вишневский заключили договор с управлением заводов о передаче в аренду под любительский театр деревянного дома на улице Нижняя Ерзовка (ныне улица Папанина) и объявили о продаже абонементов на посещение будущих спектаклей и сборе пожертвований в пользу “новорожденного”. Было продано билетов на 138 рублей, а пожертвования составили 22 рубля 50 копеек. Собранные средства дали возможность приступить к оборудованию театра.
Дом отремонтировали, выстроили небольшую сцену и зрительный зал на 108 мест. В течение 1863 года было поставлено 14 спектаклей. Они сопровождались оркестром. Театр очень быстро завоевал симпатии зрителей.
В ноябре 1877 года деятельность его пришлось прекратить из-за неустроенности помещения и опасности пожаров, участившихся в заводском поселке. Однако в следующем году под театр оборудовали каменное здание конюшен на территории Нижнетагильского завода (сохранилось и ныне), где был устроен зрительный зал на 300-500 мест. После ремонта в 1890-х годах зал имел восемь лож, 12 рядов партера и балкон с галереей. В марте 1889 года была учреждена дирекция Нижнетагильского заводского театра. Появилась и специальная театральная библиотека.
За 1892-1916 годы здесь поставлены пьесы А.Н. Островского “Чужое добро впрок не идет”, “Без вины виноватые”, “Женитьба Белугина”, “Лес”, “Бедность не порок”, “Свои люди - сочтемся”, “Василиса Мелентьевна”, “На бойком месте”, А.Ф. Писемского “Горькая судьбина”, М. Горького “Мещане”, А.П. Чехова “Дядя Ваня”, В.И. Немировича-Данченко “Цена жизни”, Л.А. Мея “Царская невеста”. В 1903 году зрители увидели драму из фабрично-заводской жизни “Рабочая слободка” Е. Карпова.
Вместе с тем на сцене появлялись и пьесы-однодневки, потакавшие вкусам невзыскательной публики: “Питомка” И. Шпажинского, “Байбак” В. Тихонова, “Нищие духам” Н. Потехина.
Доход от спектаклей шел на благотворительные цели - в пользу “недостаточных” учениц Павло-Анатольевской гимназии, увечных воинов, голодающих, а также на содержание театра и оркестра.
Деятельность заводского театра оживилась с приездам в Нижний Тагил лесного смотрителя Александра Ивановича Боташева (1872-1931), большого любителя сценического искусства талантливого актера, режиссера, постановщика и педагога. Им были поставлены пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Горького.
Выступления на сцене самого А.И. Боташева пользовались успехом. Особенно ему удавалась роль Ванюшина-отца в “Детях Ванюшина” Найденова. Эта пьеса о взаимоотношениях отцов и детей была по-человечески близка Александру Ивановичу, имевшему большую семью.
В спектаклях участвовали и его дети Нина и Николай, а также библиотекарь Ольга Дмитриевна Нефедьева, учительница Эмилия Дмитриевна Левицкая. Активное участие принимали А.К. Мотылева, П.Б. Попова, 3.Ф. Бургер, Ф.И. Кларк. Сценаристом был Николай Александрович Попов (1858-1917).
На сцене заводского театра выступали приезжие профессиональные драматические актеры. Среди них мастера русского искусства В.Н. Давыдов, Г.Н. Федотова (1895 г.), К.А. Варламов, А.А. Яблочкина (1906 г.). В середине 1870-х годов в Нижнем Тагиле состоялись концерты русской певицы, солистки императорских театров Д. М. Леоновой. С конца века заводской театр стал доступен рабочим и сыграл огромную роль в культурной жизни Тагила конца ХIX-начала XX столетия. Под его непосредственным воздействием в начале нашего века в рабочей среде возникают театральные коллективы и учатся мастерству у опытных актеров. Кстати сказать, художественная самодеятельность заводских рабочих заявила о себе еще в 1892 году, когда Николай и Федосей Кожевниковы с группой товарищей поставили спектакль “Шайка разбойников” (“Лодка”).
В 1902 году по инициативе бухгалтера конторы заводских железных дорог Александра Федоровича Бургера был создан Выйский народный театр. Наряду с рабочими - чугунолитейщиками, меднолитейщиками, машинистами - в его спектаклях участвовали мелкие служащие, учительницы, домохозяйки, швеи. Наиболее талантливыми актерами здесь были Василий Алексеевич Цыкин, Петр Никитич Бурнашевский, Федосей Федулович Кожевников.
Созданной А.Ф. Бургером труппе предоставили пустовавший господский дом на Выйской площади возле медеплавильного завода. Позднее театр получил помещение в большом каменном доме, где, кроме него размещались заводской музей и так называемый Авроринский детский приют. Когда в 1908 году в Тагиле начались волнения и в город были направлены войска, именно это здание отвели под казармы, а театр, музей и приют выселили. Спектакли стали устраивать в заводском театре. Актеры Выйского народного сами готовили декорации, шили костюмы, писали афиши, приносили из дома мебель, заготавливали дрова и билеты. Средства от продажи билетов шли на отопление, освещение помещения и изготовление париков. Спектакли играли в Черноисточинске и Висимо-Шайтанске.
Выйский народный театр входил в ведение местного Общества трезвости. Репертуар был типичным: в основном это пьесы малоизвестных авторов, невысокого художественного качества. Безусловной заслугой А.Ф. Бургера явилась постановка таких классических произведений, как “Власть тьмы” А.Н. Толстого, “Чужое добро впрок не идет”, “На бойком месте” А.Н. Островского. В 1908 году Бургер оставил театр, руководителем стал один из участников труппы Петр Никитич Бурнашевский.
Этот театр пользовался успехом у рабочей аудитории. Увлечение им способствовало расширению кругозора молодежи, повышению ее культурных запросов.
Таким образам, истоки театральной жизни в Нижнем Тагиле лежат очень глубоко.
Т. КОМШИЛОВА.
На снимке: Артисты заводского театра З.Ф. Бургер, А.К. Мотылева, П.Б. Попова и А.И. Боташев в спектакле “Цепи”, 1900 год.
Сценой "заболели" рабочие Первые народные театры возникли в России в 70-х годах XIX века, а получили распространение как в обеих столицах, так и в провинции с 80-х годов. Они были вызваны к жизни неудержимой жаждой знания, все более пробуждающейся в среде рабочих и крестьян, ее активно поддерживала демократическая и революционная интеллигенция. Народные театры стали не только развлечением для народа, но и сильным средством нравственного воздействия. Они способствовали приобщению к знаниям и культуре в условиях назревавшего революционного кризиса.
С конца XIX века Нижнетагильский заводской театр стал доступным для рабочих. Несмотря на неграмотность, тяжелейшие условия труда, в рабочей среде стали возникать любительские коллективы, учившиеся мастерству у заводских актеров. По свидетельству одного из активнейших участников дореволюционной рабочей самодеятельности П.Н. Бурнашевского, он и его товарищи очень часто ходили в заводской театр, где смотрели оперы, драмы, вникали в игру.
Первый театральный кружок был организован тагильскими рабочими в 1892 году, когда Николай и Федосей Кожевниковы поставили народную драму "Шайка разбойников". Репетировали в доме Кожевниковых на улице Набережной, у Вогульских кузниц (ныне улица М. Горького). Когда все роли были отрепетированы, костюмы сшиты, парики и оружие готовы, песни разучены, труппа выходила на спектакли в частные "большие дома" - С.Ф. Капустина на улице Тагильской и лесничего Гавриила Максимовича Куляшева.
Во время представления не было строгого разграничения зрителей и актеров, которых объединяли социальные интересы. Не было и сценической площадки. Действие проходило обычно в просторном помещении. Поэтому зрители не только эмоционально воспринимали представление, но и сами включались в него - исполняли песни и плясали, перекидывались с исполнителями разнообразными замечаниями, давая артистам повод для импровизации.
Несомненный интерес вызывала романтическая сторона сюжета. В тагильском варианте драмы "Шайка разбойников" в текст были включены отрывки из стихов М.Ю. Лермонтова и Г. Гейне. Стихотворение И.С. Никитина "Бурлак" было положено на музыку, и эту грустную песню пел есаул по ходу действия.
В постановке участвовало 19 человек, из которых 12 названы в перечне действующих лиц, а остальные играли в массовых сценах, пели "Дубинушку", танцевали под гармонь и были одеты, как разбойники, в красные рубашки с саблей на боку.
В постановках 1892 года принимали участие рабочий - меднолитейщик Федосей Фудулович Кожевников (играл роль есаула и исполнял соло. "Эх, приятель!" на стихи Никитина "Бурлак"), Николай Федулович Кожевников (тоже меднолитейщик, позднее - штейгер), слесарь тагильского завода Филипп Артемьевич Шушпанов, слесарь-механик Иван Герасимович Кожевников, чугунолитейщик Василий Алексеевич Цыкин, кузнец Никифор Игнатьевич Медведев, заводской слесарь Андриан Давыдович Першим, машинист подъемной машины на Медном руднике Вячеслав Полузадов (играл роль есаула), кочегар с того же рудника Тимофей Карамышев, а также Дружинин, Кабанов, Рябкова, Шакина и самый молодой из участников Рыжков (но, возможно, это лишь сценический псевдоним Федосея Кожевникова).
Татьяна СМИРНОВА.
Литература: Газета "Горный край" от 07.05.1998.
Как рождался Выйский народный
Работа театрального пружка продолжалась, выявились наиболее талантливые исполнители. Кружок стал пользоваться большой популярностью, но для настоящей организации дела не хватало энергичного и знающего руководителя.
К 1902 году бухгалтер заводских железных дорог Александр Федорович Бургер получил разрешение на создание народного театра. В распоряжение участников рабочей самодеятельности был предоставлен пустовавший барский дом на Выйской площади у Липового тракта, его и переоборудовали под театр. Здесь построили сцену. Повесили простенький занавес, установили суфлерскую будку. Зал вмещал до 100 зрителей, вместо стульев - деревянные скамьи.
Несколько слов о руководителе нового театрального коллектива. Александр Федорович (Фридрихович) Бургер (1868 - ?) родился в семье врача Фридриха Ивановича Бургера. Детство провел в Казани, закончил 3-ю Казанскую гимназию. Приехав в Петербург, А.Ф. Бургер безуспешно пытался поступить в Военно-медицинскую академию и в конце концов стал студентом Петербургского университета, но не закончил его. В Нижний Тагил приехал в 1890-х годах. По свидетельству А.Ф. Кожевникова, он был сослан на Урал как политически неблагонадежный.
В 1900 году Бургер играл на сцене Нижнетагильского заводского театра, в 1902-м был уполномоченным Совета Русского Театрального Общества в Нижнем Тагиле. В начале 1900-х годов в числе ведущих актрис труппы заводского театра была З.Я. Бургер, а в спектаклях участвовал еще и В.Ф. Бургер. Возможно, что это члены семьи Александра Федоровича.
Наблюдая тяжелую жизнь рабочих, лишенных какой бы то ни было духовной пищи, А.Ф. Бургер, человек живой, деятельный, обладающий сценическими способностями, решил дать им возможность скрасить свое существование и увлечь интересным делом - организацией своего театра. Александр Федорович стал душой рабочего театрального коллектива, умело вел репетиции, осуществлял постановки спектаклей.
В письме к Н.Н. Фирсову от 30 января 1908 года он так рассказывал о создании Выйского народного театра:"...на завод с 40-тысячным населением не дано решительно ничего для развлечения рабочих, ни чтений, ни театра, ну ничего. А потом сами жалуются, что в заводе идет такое бесшабашное пьянство среди рабочих. Ну вот, я и задумал устроить среди рабочих хоть какое-нибудь развлечение: дали мне полуразвалившееся здание, кое-как приспособили под театр, и стал я зазывать заводских ребят играть. Сначала дело прививалось очень туго: желающих было мало, и женщины совсем не шли, так что я был принужден их "наряжать" из имеющихся на железной дороге сторожих, бабы безграмотные, роли заучивали с моих слов, и благодаря этому приходилось делать по 15-20 репетиций. Наконец кое-как составили спектакль, и потом дело начало сильно расширяться, и вот теперь у меня имеется вполне сыгравшаяся труппа в 57 человек. Участвует все молодежь, которая охотно подчиняется моему самому главному требованию: в помещении театра водки не пить - и проводит прекрасно время до глубокой ночи, не производя никаких дебоширств... Во время спектаклей у нас имеется большой буфет, но тоже без спиртных напитков, публика уже привыкла к этому и ведет себя так хорошо, что полиция даже перестала посылать на наши спектакли наряды.
Достигнутые мною в течение шести лет результаты вознаградили вполне за все те неприятности, которые я перенес из-за театра. Как приятно, например, видеть, как развились члены моей труппы в течение этих шести лет. А неприятностей было много... Начали меня травить в газетах, что я наживаюсь от театра, затем, что я из исполнительниц устроил себе гарем и прочее, и прочее. Выведенный из терпения всеми этими гадостями, я подал управляющему заявление, что отказываюсь от театра (надо сказать, что я теперь получаю от управления 25 рублей в месяц за заведование театром, так как это дело расширилось и много работы), но рабочие, в свою очередь, подали ему же прошение, чтобы он уговорил меня остаться, так как они убеждены, что с моим уходом все это дело рухнет. Ну, я не устоял против этих просьб и продолжаю возню с театром".
В Выйском народном все было построено на самообслуживании - сами писали афиши, заготовляли билеты, наблюдали за порядком во время спектаклей, подвозили дрова, приобретали керосин, лампы (электроосвещения тогда еще не было). Рабочий день на заводах и рудниках длился десять часов. После этого рабочим нужно было умыться, смыть заводскую копоть, переодеться и, казалось бы, отдохнуть, но тяга к театру преодолевала усталость.
Стоимость билетов на спектакли была самой ничтожной -деньги требовались только для покупки керосина, дров и париков. Декорации рисовали сами, мебель приносили из дома. Первое время парики мастерили из окрашенного льна, позднее стали брать напрокат натуральные у парикмахера Алексея Андреевича Чернышева, а потом - у его сына Сергея.
Поскольку Выйский народный театр входил в ведение местного Общества трезвости, репертуар был довольно типичным: в основном пьесы малоизвестных авторов, невысокого художественного качества. Но безусловной заслугой Бургера является то, что в афишу включались и такие произведения, как "Власть тьмы" Л. Толстого, "На бойком месте" А.Н. Островского и "Чужое добро впрок не идет" А. Потехина.
Вот перечень постановок Выйского народного театра: "Вий" (по повести Н.В. Гоголя), "Золотая рыбка"(сочинение И. Салова и И. Ге), "Под чужим именем" (шутка Ф. Рутковского), "Сапоги ушли" (фарс З. Осетрова), "Безработные", "Вторая молодость" П. Невежина, "Жертва ревности В. Леонидова, "Жертва эгоизму", "Крестьяне", "Гонимые", "Пчела и трутни" А. Трофимова, "Мать", "Самоубийцы", "Молодой ельник", "В гостях у хозяина"(водевиль Н. Никитина), "Путаники" (водевиль З. Осетрова).
Спектакли пользовались успехом у рабочей аудитории. Помимо выступлений в самом Тагиле, труппа иногда выезжала в окрестные заводские поселки и села -Черноисточинск, Висимо-Шайтанск, Елизаветинское и др.
Наконец, рабочие пробили себе дорогу даже в заводской театр. Правда, туда их пустили с неохотой. Интеллигенция свысока смотрела на участников рабочей самодеятельности, считала, что они не способны осуществлять серьезные постановки. Однако настойчивая работа победила, и выйские артисты не раз с успехом выступали на сцене заводского театра.
Татьяна СМИРНОВА.
Гастроли местного значения
В 1906 году Выйскому народному театру выделили помещение в здании Авроринского детского приюта (улица Фрунзе, напротив бывшей Выйско-Никольской церкви, где сейчас стоит Дворец культуры "Юбилейный"). Здесь, кроме него, размещался заводской музей. Но в 1908 году, когда в связи с волнениями рабочих в Нижний Тагил были направлены войска, это здание отвели под казармы, а театр, музей и приют из него выселили. Тогда спектакли стали устраивать в заводском театре.Давались также и концерты, в них участвовали певцы и танцоры. Особой популярностью пользовалось трио: Федосей Кожевников играл на старорусской плоской балалайке с жильными струнами в четыре ряда, его брат Николай - на бандуре, и Александр Федорович Ведерников - на гитаре. Николай Кожевников играл также на окарине. Переполненный зал с затаенным дыханием слушал песенную и танцевальную музыку: "По улице мостовой", "Сени", "Коробейники", "Полька", "Барыня" и др. А Федосей Кожевников был еще и хорошим танцором, ему не находилось соперников в русской пляске и в украинском гопаке.
Он же вместе с мастером чугунолитейного цеха Тагильского завода Василием Алексеевичем Цыкиным считался одним из самых активных и талантливых участников театральных постановок Выйского народного театра тех лет Цыкин, кроме того, выступал и в заводском театре (пьеса Карпова "Рабочая слободка", 14 декабря 1903 года).
В Выйском народном играли рабочие - чугунолитейщики, меднолитейщики, машинисты и другие заводчане, а также служащие, учителя, швеи, домохозяйки. Были здесь и студенты из заводского училища, хотя официально им запрещалось участвовать в спектаклях. Приходилось выступать под чужими фамилиями. Так, Алексей Степанов называл себя Дорофеевым.
В состав труппы Выйского народного театра в 1902 году входили Александр Федорович Бургер, Василий Алексеевич Цыкин, механик Иван Герасимович Кожевников, кузнец Никифор Игнатьевич Медведев, штейгер Николай Федорович Кожевников, служащий Павел Никонорович Тулакин, электрик тагильского завода Василий Фролович Шмаков, швея Анна Панкратьевна Рябинина, машинист Пермской железной дороги Петр Васильевич Попов и другие.
11 апреля того же года в помещении заводского театра рабочими кружка народных развлечений нижнетагильского общества трезвости (председательница кружка Л.Б. фон Зигель) был показан спектакль "Чужое добро впрок не идет" по пьесе А.А. Потехина. Билеты стоимостью в половину обычной цены желающие могли приобрести у А.Ф. Бургера. В антрактах играл духовой оркестр под управлением М.Н. Рябова. После представления выступали женский и мужской хоры с малороссийскими песнями, а затем - русские пляски П.Н. Тулакина и Н.В. Шутченко.
К 1908 году в Выйском народном театре была вполне сыгравшаяся труппа численностью 57 человек. А.Ф. Бургер, как это видно из его письма, был предан делу всей душой. Однако препятствия, чинимые работе коллектива, материальная необеспеченность и ухудшение здоровья заставили его в 1908 году переменить место службы и оставить театр. А.Ф. Бургер воспользовался предложением директора нижнетагильского реального училища Кларка и перешел туда на должность преподавателя немецкого языка, благо имел уже большой опыт.
Но и после ухода Бургера театр не прекратил существования. Его заменил один из участников труппы - Петр Никитыч Бурнашевский, и дело продолжалось.
Выступали на сцене заводского театра, а также в частных домах Обухова (1910г) и Хрущевой (1911-1912 гг.) по улице Тагильский Криуль (теперь улица Черных). Репетиции проводились в доме Степановых на улице Разгуляевой (ныне - Космонавтов). Иногда представления устраивали в гальянском земском училище.
П.Н. Бурнашевский сам рисовал декорации. Со временем появилась возможность заказывать афиши в типографии Левицкой и Лебедихина. Печатные афиши значительно прибавили авторитета народному театру, шире оповещали население. Труппа часто выезжала в деревни и поселки близлежащих заводов - Антоновский, Висимский, Черноисточинский. 21 ноября 1910 года любители сценического искусства (так стала называть себя труппа Выйского народного театра) ездили в село Елизаветинское Черноисточинской волости с постановками "В гостях без хозяина" (водевиль Н. Никитина), "Путаники" (водевиль З. Осетрова), "Сапоги ушли" (фарс З. Осетрова). В них участвовали Ф. Челыщев, Хрущев, Перезолова, А.П. Маляров, Решетников, В.К. Теленков, А.П. Рябинина, Е. Ф. Хабарова и другие. Распорядителем театра был В.И. Неруш.
В народном театре существовал костюмированный хор из 15-20 человек. Среди них Федор Челышев, Василий Кузьмич Теленков, Анастасия Маточкина, Михаил Пискунов, Клавдия Александровна Челышева, служащий - конторщик Выйского завода Александр Васильевич Сетьков и другие. Особую популярность имели малороссийские костюмы. Девушки надевали на голову венки, вплетали в косы разноцветные ленты. Кофточки, юбки, рубашки вышивали, используя украинские мотивы. Хор разучивал много украинских и русских песен и тоже выезжал с концертами в окрестные села и заводские поселки.
27 марта 1912 года любителями сценического искусства Выйского народного театра в учебно-показательных мастерских Верхотурского земства на Вые был дан спектакль "Не все коту Масленица" по пьесе А.Н. Островского. Доход от него шел на приобретение декораций. В постановке принимали участие Анна Поликарповна Рябинина, Варвара Якимовна Миляева, Петр Семенович Тронин, Мария Николаевна Тулакина, Николай Владимирович Шутченко, А.М. Федорова.
26 октября 1914 года в помещении железнодорожного училища при станции Н. Тагил любителями сценического искусства на нужды войны был устроен благотворительный спектакль "Праздничный сон до обеда".
В 1913-1915 годах образовалась новая труппа Выйского народного театра. Первые постановки устраивали в доме Обухова на квартире А.П. Малярова. Спектакли ставили бесплатно. Костюмы шили сами. Декорации писал П.Н. Бурнашеский. Парики заказывали в парикмахерской у Алексея Чернышева и его сына Сергея. Роли переписывали каждый сам себе из сборников пьес. Афиши печатали все в той же типографии Левицкой и Лебедихина.
Татьяна СМИРНОВА.
На первых ролях
Напомним, что первые сценические достижения были связаны с деятельностью заводского любительского театра, родившегося в XIX веке на рубеже нового столетия возникают и активно заявляют о себе драматические кружки и группы рабочих.Наиболее значительным в творческом отношении считался Выйский народный театр. Но были и районные драматические кружки - на Вые, Гальянке, Ключах, еще один - при обществе "Народный Дом", позднее - в Красной Выйской школе", при клубах металлистов, имени Кропоткина и Заречном. Между ними существовала связь. Бывало, самодеятельные артисты участвовали одновременно в двух и более коллективах. Рабочие устраивали свои спектакли и в частных домах, и в селах, заводских поселках, стремясь к распространению культуры и искусства.
Петр Никитич Бурнашевский (1887-?) работал на формовке в чугунолитейном цехе Тагильского завода, затем счетоводом конторы заводских железных дорог. Но истинным его призванием был театр.
В 1906 году он организовал кружок, участниками которого были служащий Пермской железной дороги Николай Хабаров и его сестра Евдокия, рабочие Тагильского завода Василий Теленков, Анисим Хребтиков, Василий Чернов, студент горнозаводского училища Вирилад Худояров, служащий конторы заводских железных дорог Аркадий Маляров, Зоя и Глафира Худояровы, Клавдия Челышева (в замужестве Бурнашевская), учительница Матрена Жернова (в 1919 году она была расстреляна белыми в Уфалее за участие в революционной работе) и др.
Молодежь собиралась в доме Хабаровых, здесь репетировали, устраивали спектакли. Члены кружка сами готовили легкие, передвижные декорации, грим и все прочее покупали в складчину, парики, косы делали из чистого льна и потом красили. На постановку спектаклей в частных домах требовалось разрешение станового пристава. "Ходоками" в полицейское управление были П.Н. Бурнашевский и А.П. Маляров. Разрешение получили, но пристав обещал сам прийти на представление или надзирателя послать и строго предупредил, чтобы не было пьянства и драк, иначе "посажу и выпорю".
Первым спектаклем, поставленным кружком П.Н. Бурнашевского, стал водевиль "Самоубийца" и "Теща в дом - все вверх дном". Присутствовало 30 человек, в основном, родственники и знакомые артистов.
Деятельность кружка продолжалась два года. Самодеятельные актеры арендовали частные квартиры, где бесплатно играли спектакли, тратили свои мизерные средства. По воспоминаниям краеведа А.Ф. Кожевникова, Бурнашевский играл роли любовников, Маляров был превосходным комиком. На спектаклях присутствовала полиция, хотя зрители соблюдали полный порядок. После устраивались танцы, игры. Члены кружка покупали "в складчину" билеты в заводской театр, смотрели, вникали в игру актеров-любителей.
В 1908 году мастер, чугунолитейного цеха Тагильского завода В.А. Цыкин, под руководством которого работали Бурнашевский и Чернов, пригласил их и других кружковцев в Выйский народный театр. Но решились прийти туда только Бурнашевский, Чернов и Маляров. Через некоторое время два последних отошли от театральной самодеятельности. П.Н. Бурнашевский, напротив, постепенно перешел от незначительных к ведущим ролям в постановках А.Ф. Бургера в Выйском народном театре. Петр Никитич играл и в спектаклях коллектива Бургера, поставленных в заводском театре. Это были пьесы "Гусли звонкие", "Цыганка Стеша", "В селе Знаменском" и др. Бурнашевский работал и с труппой заводского театра. Например, в спектакле "Пчела и трутни" А.Т. Трофилова он играл роль труженика, а его партнером была здесь жена управляющего округом Л.Б. Зигель.
В 1916 году Петра Никитича пригласили в драматический кружок общества "Народный Дом", художественным руководителем которого был московский артист и режиссер С.Е. Алексеев, уже довольно пожилой в то время. Иногда постановкой спектаклей руководил известный артист и режиссер Нижнетагильского любительского заводского театра Александр Иванович Боташев, уполномоченный на это Советом старшин собрания служащих.
Здание "Народного Дома" в Нижнем Тагиле построить до революции не удалось, хотя вопрос об этом ставился впервые еще в 1913 году. Планировалось построить его на Рыночной площади, на углу против магазина Балыкова и Колодкина. Но начавшаяся в 1914 году война отвлекла внимание. Тем не менее 24 октября 1915 года был утвержден Устав общества "Народный. Дом" и, несмотря на отсутствие собственного помещения, он приступил к работе с января. Для кружков предоставили помещение Купеческого, клуба (в доме купца Аксенова).
При "Народном Доме" был создан великорусский оркестр, кружки декламации и драматический. Состав в основном молодежный. Участниками драматического кружка, кроме П.Н. Бурнашевского, были Т.А. Вольская, Михаил Ипатович Першин, Топоркова, А.П. Маляров, П.М. Миляев, Е.М. Наседкин и другие. Спектакли играли на сцене заводского театра. В репертуаре преобладали пьесы Соловьева "На пороге к делу" и Островского "Свои люди - сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын".
Последней постановкой Алексеева была пьеса Л. Толстого "Власть тьмы" где Бурнашевский играл Никиту. Участвовали также Вольская. Першин, Топоркова и сам Алексеев. Как режиссер С.Е. Алексеев был очень требовательным и строгим. По воспоминаниям П.Н. Бурнашевского, во время репетиций он "поту и нервов выпивал" из актеров "выше всякой мерки".
Доступ в заводской театр был открыт для устройства спектаклей драматического кружка "Народного Дома" только после февральской революции, когда здание театра вместе с солидной библиотекой перешло в ведение общества "Народный Дом", деятельность которого продолжалась до сентября 1918 года (по воспоминаниям Т.Г. Кина) и, вероятно, была приостановлена в связи с приходом в Тагил колчаковских войск, с сентября 1918 года по июль 1919-го.
Вскоре после февральской революции П.Н. Бурнашевского пригласили в клуб металлистов (в доме купца Ляпцева - ныне Дворец культуры школьников НТМК). Режиссером драматического коллектива там был москвич Сергей Николаевич Николаев.
Когда закрыли Купеческий клуб и объявили о продаже всего театрального имущества, для Бурнашевского начался новый этап. Представители родительского комитета "Красной школы" на Вые Димитриев и Чуднов обратились к нему и Малярову с предложением организовать свой клуб и перечислять школе 50 процентов средств, вырученных от каждого спектакля, а остальные тратить на оборудование сцены и зрительного зала.
Подготовку к постановке спектакля вели усиленными темпами, и к зимнему Николину дню (19 декабря) была готова премьера - "Крестьянка". Зал зрители заполнили "до отказа".
В денежном отношении дела выправились, школе помогли, по векселям за декорации заплатили раньше срока. Сделали и свои новые декорации, так как почти каждое воскресенье ставили спектакли. В репертуаре были "Жертва эгоизма", драма из фабрично-заводской жизни Е. Карпова "Рабочая слободка", "Соколы и вороны", "Жертва ревности" В. Леонидова, "Гибель авиатора".
Вскоре и режиссер С. Н. Николаев перешел в клуб "Красной школы" из клуба металлистов. Здесь образовался очень сильный театральный коллектив. С приходом Николаева весомее стал и репертуар: играли "Овод", "Свадьбу Кречинского" А.В. Сухово-Кобылина. По воспоминаниям П.Н. Бурнашевского, происходило определенное соперничество между драматическими кружками "Народного Дома", выступавшего на сцене заводского театра, и клуба "Красной школы". "Наша игра покрывала заводской театр: как у нас постановка, так у них - провал", - писал П.Н. Бурнашевский.
Работая в клубе "Красной школы" П.Н. Бурнашевский помог организовать и наладить работу драматического кружка в Заречном клубе, а потом в клубе имени Кропоткина руководил актерами-любителями сам.
Самодеятельный актер, участник и организатор многих театральных коллективов, Петр Никитич вошел в историю как подлинный энтузиаст сценического искусства, которое он считал средством просвещения и воспитания рабочих и жителей заводского Тагила.
Татьяна СМИРНОВА.
Знаменитые гастролеры В сознании многих из нас рождение в городе театра для взрослых привычно связывается с Нижнетагильским драматическим, который открылся вскоре после Великой Отечественной войны, в 1946 году. Пожалуй, только старожилы, интересующиеся семейными альбомами прабабушек, да музейщики, историки, краеведы, изучившие архивные документы, с уверенностью скажут: театр в Тагиле был еще в прошлом веке.
В конце 1862 года свой первый спектакль показал зрителям заводский театр. Он оказал заметное влияние на культуру демидовского поселка, приобщая население к ценностям искусства.
На его сцене играли местные артисты из любителей, среди которых были люди замечательные и талантливые. О них у нас еще будет разговор впереди, в связи со 135-летием театральной жизни в Тагиле. А сейчас - любопытная страничка из истории гастрольных выступлений столичных знаменитостей. В середине 1870-х годов в Нижнем Тагиле состоялись концерты известной певицы, солистки императорских театров Д.М. Леоновой, совершавшей большую гастрольную поездку по России. В своих воспоминаниях, опубликованных в "Историческом вестнике" (1891 г), Леонова несколько страниц посвятила рассказу о пребывании в Тагиле.
Знаменитый артист-трагик В.В. Чарский во время своих уральских гастролей в 1884 и 1889 годах дал несколько спектаклей в тагильском заводском театре. Он играл здесь трагедии Шекспира и драмы Шиллера.
На сцене заводского театра выступали и такие видные представители русского драматического искусства, как В.Н. Давыдов (1880-е годы), Г.Н. Федотова (1895 г), К.А. Варламов (начало XX века), А.А. Яблочкина.
Гастроли столичных знаменитостей, показывающих высокую культуру исполнения, стали хорошей школой мастерства для артистов заводского театра. Местные актеры-любители участвовали в спектаклях, которые играли на тагильской сцене приезжие труппы профессионалов.
Т. КОМШИЛОВА.