Храмы Тагила
Не все знают историю уникальных памятников архитектуры – церквей и храмов города, ставшую частью летописи Нижнего Тагила.
История создания церкви Александра Невского связана с выходом царского Манифеста об освобождении народа от крепостного права. Решение о закладке храма жители принимали на сельском сходе в июне 1861 года. Тогда же на скалистом выступе был отслужен молебен о строительстве церкви. Возводилась она на пожертвования. С работающего люда брали по 15 копеек, для тех времен это была немалая сумма. Освящен храм 30 августа 1877 года. Иконы для него написаны тагильским художником Василием Павловичем Худояровым. Эту церковь видно далеко в округе, а с холма, на котором она расположена, открывается удивительной красоты панорама Тагила с его предприятиями и учреждениями, новостройками и "островками" жилья, сохранившегося с прежних времен.
Другая церковь - Свято-Троицкая - расположена в пойме реки Рудянки. Она возводилась на средства благодетелей. В годы Великой Отечественной войны использовалась под хозяйственные нужды. В 1992 году храм передали Екатеринбургской епархии, а в 1994-м открыли для посетителей. Тогда и началась его новая история.
В Казанской церкви хранятся частицы мощей 50 святых. Там же действующий мужской монастырь с непривычной для мирских забот жизнью.
Как и у людей, судьбы храмов складывались по-разному, поэтому и внутреннее их убранство отличается. В годы лихолетья и гонения на церковь богоборческие власти старались снимать с них все, что напоминало людям о предназначении зданий. В некоторых тагильских храмах находились различные учреждения, которые делали перепланировки. Постепенно производились реконструкция, реставрация внутренних помещений, приделов, а теперь всюду идут службы. Особенной роскошью и богатством убранства среди всех отличается новый храм на Тагилстрое - Преподобного Сергия Радонежского. Открытый в сентябре 2000 года и освященный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, он вызывает восхищение своим величием и красотой.
Среди памятников старины и современности своеобразен храм Дмитрия Донского.
РАИСА КОЛЕСНИКОВА.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 03.11.2010 №82.
Все храмы Нижнего Тагила
Нижнему Тагилу в 2007 году исполнилось 275 лет. Сегодня Нижний Тагил достаточно ухоженный город со своим лицом и богатым прошлым. Он не так загружен автотранспортом, как Екатеринбург, поэтому ездить и гулять по нему очень приятно. Теперь в Нижнем Тагиле – не только богатые музеи с грамотными экскурсоводами. Новая респектабельная набережная городского пруда, украшенная коронами храмов и сторожевой башней на Лисьей горе, имеет величественный и неповторимый вид.
На чистых и лесистых окраинах Тагила расположены уютные санатории, которые работают и в режиме гостиниц: "Аист", "Сосновый бор", "Леневка", "Руш", "Валегин бор".
Эксклюзивные, но, по сути, не раскрученные туристические объекты – танковый музей УВЗ, полностью сохранившийся Демидовский завод и Медно-Рудянский карьер. Из радужных боков карьера еще торчат двухсотлетние лиственницы старинных шахт, которые москвичи давно пустили бы на сувениры.
Интересна, хоть и трагична, судьба храмов Нижнего Тагила. Сколько их было? Материал, который скрупулезно и бережно собрал именитый тагильский краевед Иван Орлов под название "Церкви Нижнего Тагила", отвечает на этот вопрос.
Входо-Иерусалимский собор (взорван в 1930 году). На его месте стоит торговый техникум.
Никольская церковь. Фамильная церковь Демидовых, в подвальной части была их усыпальница. На месте церкви стоит Дворец культуры "Юбилейный".
Введенская церковь по улице Шамина-Карла Маркса. Небольшая, но богатая церковь. Снесена в 1930-е годы. Находилась напротив музыкального училища (современного здания). (В 1957 году на ее месте построен жилой дом).
Все три перечисленные церкви были православными.
У медного рудника – единоверческая Троицкая церковь (сейчас Свято-Троицкое Архиерейское подворье Екатеринбургской епархии). 23 апреля 1991 года после многих лет разрухи загорелась лампада перед алтарем. В 1950-е годы в полуразрушенном здании церкви находился гараж Высокогорского железного рудника, в 1970-е – мелкооптовый склад.
В центре Гальянки – Александровская, церковь Александра Невского, православная (в послевоенные года использовалась под склад ядохимиката – дуста, в начале 1990-х восстановлена, ныне действующая).
Выйская церковь Казанской Божьей Матери – Казанская, единоверческая, одна из старейших действующих.
Беспрестольная – по улице Больше-Вогульской, сейчас улица Ермака, находилась в бывшей вогульской деревне. Переосвящена из старообрядческой часовни в единоверческую. Была прикреплена к приходу Выйской Казанской церкви. Разрушена.
Часовня Пантейлемона-целителя – на Патраковском православном кладбище. Приписана к Никольской церкви. Построена по обету в 1915 году. Снесена. Кладбище переведено за Рогожино болото – Центральное.
Кладбищенская церковь на кладбище "Сухой Лог" по бывшему Салдинскому тракту. Православная. Снесена при строительстве Ново-Тагильского металлургического завода.
Старообрядческая часовня в начале улицы Старобазарная. (Ныне – Носова). Снесена при расширении завода имени Куйбышева.
Старообрядческая часовня на старообрядческом кладбище и речке Рудянка за медным рудником. Стояла на могиле высокопочитаемого старообрядческого священника – отца Иова. К его могиле молиться приходили издалека, молебствия проходили с "кликушами". Иов считался исцеляющим от "кликушества" – вида психического заболевания.
На правом берегу Выйского пруда, между речками Кедровка и Черемшанка (территория Уральского леспромхоза на Нижней Черемшанке, среди старожилов до сих пор именуемого "колун"), находилась могила высокопочитаемого старообрядческого подвижника отца Гурия. Многолюдные моления проходили там без часовни, на открытом поле.
На правом берегу реки Малая Кушва был женский монастырь Скорбященской Божьей Матери. В ведении монастыря находилось много лесных и земельных наделов не только в окрестностях Тагила, но и даже под Алапаевском). Было две церкви, старая и новая. Корпус общежитий – келий для священнослужителей находился вне монастыря через дорогу. В районе Корабельного мыса были кирпичные сараи. По реке Ольховка – большое молочное хозяйство, покосы, пасека. Монастырь славился мастерицами рукоделия художественной вышивки и кружевного плетения. При монастыре существовала школа для девочек из малообеспеченных семей и сирот, а также богадельня для одиноких бедных старушек. Была и обычная начальная церковноприходская школа.
При всех церквях Тагила действовали церковноприходские школы и богадельни с небольшим количеством живших в ней престарелых людей. Уход за больными в богадельнях был взаимный, "ради Христа".
По улице Уральской во дворе дома купца Аксенова находилась "астрийская белокриницкая" старообрядческая часовня. Была и богадельня на двух-трех стариков этого толка в одном из его домов по Уральской улице в полуподвальном этаже.
У многих зажиточных старообрядцев-беспоповцев были свои домашние моленные – с иконостасами из медных неписанных икон и распятий. Общих больших моленных этого толка не помню. Такие старообрядцы преследовались православной церковью даже с привлечением полиции. Особенно преследовались старообрядцы "поморцы-странники".
То, что я написал о старообрядческих скитах на горе Елевая, сдал в фонды краеведческого музея.
Магометанская мечеть была в конце улицы Ветохиной, переименованной в Комсомольскую, в Татарской слободе. В 1930-х годах была закрыта, а здание передано под квартиру рабочему – углепомолу Александру Серебрякову.
Мусульманское кладбище находилось отдельно – по Кушвинскому тракту на Патраковой горе, через дорогу напротив Православного. Территория застроена, а кладбищ, как и православное, переведено на Центральное
В Тагиле проживало много евреев, но где были их синагога и кладбище, не знаю.
Иван ОРЛОВ.
1980-е годы, впервые опубликовано в журнале "Тагильский краевед".
(краткие дополнения и пояснения в скобках внесены редколлегией журнала "Тагильский краевед").
Литература: Журнал "Билеты есть", № 7-8, 2007.
Памятники культовой архитектуры Нижнего Тагила
Одним из основных украшений дореволюционного Тагила были каменные здания многочисленных церквей. Строились они в разное время по проектам, как местных крепостных, так и наемных архитекторов. В сооружении храмов, их отделке, изготовлении различных культовых предметов принимали участие многие крепостные мастера самых различных профессий.
Все храмы отличались великолепием внутреннего убранства и продуманным соответствием его стилистики наружному облику зданий. Кроме того, все они служили теми доминантами, вокруг которых со временем создавались "исторические центры".
До революции в Нижнем Тагиле было семь храмов, о великолепии трех из них можно судить только по оставшимся фотографиям: Выйско-Никольская церковь, Введенская церковь, Входо-Иерусалимский собор, были разрушены до основания. Свято-Троицкая церковь, Храм Александро-Невского, Вознесенский (Крестовоздвиженский) собор и Скорбященскую церковь разрушили, но не стерли с лица города, в 90-ых годах начался процесс восстановления и реставрации этих храмов. Все годы Советской власти единственным действующим храмом Нижнего Тагила был Казанский собор.
Последние годы в Нижнем Тагиле не только восстанавливаются разрушенные храмы, но и строятся новые. Таким образом, на территории районов градообразующих предприятий были воздвигнуты: храм Сергия Радонежского (НТМК) и храм Дмитрия Донского (УВЗ).
Начавшийся процесс восстановления христианских памятников архитектуры свидетельствует не только о постепенном возвращении людей к духовным ценностям и традициям предков, но и о значительных изменениях в архитектурном облике индустриального города.
Авторы уральских путеводителей конца ХIХ - начала ХХ века непременно включили в число основных достопримечательностей Нижнего Тагила – центра горнозаводского округа Демидовых - церкви, построенные в разное время этими крупнейшими заводовладельцами. Каждый храм оставил след в архитектуре Урала и художественном облике города.
Входо-Иерусалимский Собор, главная церковь Нижнего Тагила с 18 века. Был воздвигнут в 1763 – 1774 годах, распложен в самом центре города, в начале улицы Александровской (Ленина), на месте торгового техникума.
Проект храма в византийском стиле разрабатывался неизвестным архитектором школы Д.В. Ухтомского.
Строительство началось в 1764 году по приказу Никиты Акинфиевича Демидова, в исполнении воли отца Акинфия. Окончание отделочных работ датируется 1774 годом.
Входо-Иерусалимский собор – каменное одноэтажное здание с трехярусной колокольней высотой 51 метр. В верхнем ярусе располагались часы с боем с пятью колоколами, в среднем девять колоколов. Кресты, колокола, алтарь церкви вызолотили червонным долотом через огонь. Пол выстлали мраморными и чугунными плитами. Стены храма и купол внутри были расписаны.
В 1925 году собор получил статус памятника истории и архитектуры, а в 1929 году собор, как культовое сооружение, был закрыт. Здание передали краеведческому музею, который разместил здесь новый художественный отдел, но не смотря на это, в конце 1930-х годов Входо-Иерусалимский собор был взорван.
Выйско-Никольская Церковь построена в 1835-1845 годах на Выйском поле (на этом месте сейчас находится дворец культуры "Юбилейный"). В память о Николае Никитиче Демидове его сыновьями Анатолием и Павлом.
Проект храма подготовлен в Петербурге архитектором Крихом под руководством талантливого зодчего К. Тона, и представлял собой несколько измененный проект храма Христа Спасителя в Москве.
Внутренняя отделка церкви отличалась огромным великолепием. Пол выстлали чугунными плитами, колонны расписали под мрамор.
Над резьбой иконостаса работали местные тагильские мастера. Иконы писались академиком П.П. Веденецким (Нижний Новгород) и крепостными художниками Демидовых Михаилом Дмитриевым и Павлом Худояровым. Образ Девы Марии, в технике мозаики, был выполнен 15-ти летним крепостным мальчиком Александром Дмитриевым, обучавшимся живописи в Италии.
После Октябрьской революции здание храма передается в пользование общине верующих. В 1930-х церковь закрывается. В середине 1960-х годов здание было взорвано.
В храме Святителя Николая находилась родовая усыпальница многих поколений знаменитых заводчиков Демидовых.
Введенская Церковь построена в первой половине XVIII века, находилась на холме возле завода, была первоначально однокупольной и деревянной. После возведения по близости Входо-Иерусалимского собора церковь перенесли в восточную часть города (район музыкального училища по ул. К. Маркса), где она долгое время служила госпитальной и кладбищенской. В 1830-1835 годах А.П. Чеботаревым было завершено строительство нового каменного здания по проекту петербургского архитектора Е.И. Димерта.
На фоне деревянных домов красиво выделялась низкими Купалами белого железа. В первой половине 1890 годов церковь была перестроена С.С. Козловым. Позже при церкви были выстроены "богадельня престарелых и увечных лиц", Церковно-приходская и Воскресная школы.
Иконы для церкви писались в Нижнем Новгороде П.П. Веденецким и тагильским иконописцем Григорием Абрамовым, Павлом и Василием Худояровым. По заказу Демидовых, крепостной художник Степан Худояров, ученик К.П. Брюллова, выполнил копии с двух монументальных картин итальянского художника Корредджо, находящихся в Германии, в Дрезденской картинной галерее.
Резьбу иконостасов выполнил тагильский резчик Тихон Матвеевич Трифонов, совместно с мастером Иваном Шаньгиным и золотарем Ларионом Игнатьевичем Синюковым.
В 1930-х годах церковь закрыли и полностью разрушили.
Храм Александра Невского заложен в 1862 году на Вересовой горе, в честь отмены крепостного права. Автор проекта архитектор Ф.Т. Гирст, взявший за основу проект русской церкви в Париже архитектора Кузьмина. Попечителем строительства стал служащий Нижнетагильского завода управления Д.П. Шорин, который в последние восемь лет строительства заменял архитектора. Церковь строилась на средства жителей Нижнего Тагила, пожертвования Демидовых и частных лиц.
Архитектура храма решена в подчеркнуто укрупненных формах (высота около 36 метров), он рассчитан на обозрении из далека с водной глади заводского пруда. Неповторимый облик собору придают многократно повторяющиеся мотив килевидных арок, высокое шатровое завершение с небольшой главкой под крестом и вторящие малые шатры угловых звонниц.
Шестиярусный иконостас резал столяр М. Бондин. Три больших образа написал в Петербурге бывший демидовский крепостной, обучавшийся в Академии Художеств Василий Павлович Худояров. Все основные иконописные работы осуществил тагильский живописец Федор Дмитриевич Топорков. Одной из реликвий храма был присланный из Петербурга образ Александра Невского в дорогой ризе.
В 1939 году храм был закрыт и передан сначала под кинотеатр, зам гараж и склад. С 1989 года храм вновь стал действующим.
Скорбящий женский монастырь в районе Малой Кушвы включает в себя в настоящее время Скорбященскую церковь и Вознесенский (Крестовоздвиженский) собор. Небольшая крестообразная в плане Скорбященская церковь увенчана куполом с главкой под крестом и нарядно декорирована килевидными зубцами кокошников. Возведена она была в конце 1960-х годов на средства владельца канатного заведения, бывшего крепостного И.И. Сергеева, который исполнил завещание отца, "желавшего построить кладбищенскую церковь". Не получившая благословения почти 20 лет – до 1884 года церковь стояла не освященная. По инициативе поселившихся рядом несколько жительниц города в 1884 году при церкви была создана женская богадельня.
По инициативе и трудами монахинь, "при значительных вложениях собственных средств общины", рядом со Скорбящинской церковью в 1905 году был возведен "новый каменный храм", названный Вознесенским. Как приподнятый и радостый образ христианской веры воспринимался современниками этот величественный пятиглавый трехпрестольный собор красного кирпича на подклете, с фасадами, богато декорированными фигурной кладкой. В 1913 году состоялось торжество с крестным ходом по случаю поднятия восьми святых крестов на обитель, и храм был переименован в Крестовоздвиженский. В 1919 году монастырь был закрыт, "насельницы" организовали сельхозкоммуну "Улей", разогнанную уже через год. В 1920-е годы в храмовых и монастырских зданиях размещались казармы для спецпереселенцев, затем – один из первых на Урале детских домов. Скорбященская церковь была занята под библиотеку и комнаты для кружков. С начала 1990-х годов Скорбященская церковь – действующая. Ныне идет восстановление второго храма монастыря, которому возвращено первоначальное название – Вознесенский собор. С 1998 года вновь открыт Скорбященский женский монастырь.
Литература: Газета "470" от 28.01.2009; 04.02.2009.