Скорбященский монастырь

Крестовоздвиженский собор    Скорбященская церковь построена на средства нижнетагильского купца И. И. Сергеева. Сергеев исполнил завещание своего отца, который оставил сыну 2500 рублей для строительства храма.

    Его возводили с 1864 по 1866 годы в честь иконы Божьей матери "Всех скорбящих радость" на том месте, где еще в 1855 году архимандритом Израилем из Новгорода был выложен крест Иерусалимскими камнями.

    По грамоте архиепископа, первоначально церкви назначено было быть кладбищенской. Но так как территория, предназначенная под церковь, находилась около пруда, то место под кладбище решили отвести несколько в стороне, за трактом.

    Построенная в середине XIX века, церковь стояла неосвященной на протяжении 20 лет посреди леса и без ограды. Наконец, в 1884 году для присмотра за ней 14 женщин-прихожанок решили просить у заводчика Демидова землю, чтобы основать там свою общину. Демидов дал добро, и в скором времени на полученных от него двух десятинах земли прихожане поставили дом с надворными постройками, перевезенный целиком из села Воскресенское (ныне - село Шиловка). Его пожертвовала церкви одна из насельниц обители М. Е. Белоусова. Однако Пермская консистория, приняв во внимание, что двух десятин земли и одного дома недостаточно для основания общины, постановила организовать на ее месте богадельню.

    С 1884 года церковь находилась в ведении притча и старосты Введенской церкви, к которой она была приписана, и священник отец Иоанн Флавианов помогал женщинам вести образ жизни по монастырскому уставу. Прихожанки прилагали все усилия для увеличения своего капитала. Они организовали различные мастерские: белошвейную, цветочную, чеботарную (всего - девять), построили кирпичные сараи для выделки кирпича. Помогали им в этом деле и тагильчане. Так, Входо-Иерусалимское общество пожертвовало женщинам свою землю и сенокосные угодья, а пахотную землю на реке Вязовка для церкви передал мастеровой С. А. Морозов.

    По воспоминаниям старых тагильчан, женщины работали в поле сами, без наемных рабочих, "в черных одеждах, на лошадях черной масти...". Со временем насельницы создали крепкое подсобное хозяйство и увеличили доходность богадельни посредством хлебопашества и сенокошения, продажи кирпичей, скота, изделий своих мастерских. При церкви была организована школа для девочек.

    16 июня 1902 года состоялось долгожданное открытие общины, а 14 октября 1904 года община, в которой на тот момент проживало уже около 100 женщин, получила статус Монастыря. Его настоятельницей стала монахиня Мария (в миру - Феозва Крузе).

    Празднество по случаю открытия монастыря назначили на 26 мая 1905 года, и к этой дате приурочили закладку Вознесенской церкви. Храм из красного монастырского кирпича был освящен в 1915 году. Главный престол церкви возвели в честь Вознесения Христа, левый был посвящен Серафиму Саровскому, а правый - Николаю Чудотворцу и Симеону Верхотурскому.

    После Октябрьской революции, в 1923 году, монастырь был закрыт, и только в наше время, в 1998 году, началось его восстановление.

    ...Просматривая старые епархиальные ведомости, я нигде не встретила названия "Крестовоздвиженская", которым в советское время именовали Вознесенскую церковь Скорбященского монастыря. Лишь в "Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии" 1910 года издания было написано, что "...В настоящее время всех церквей в Нижнем Тагиле: православных - 7, единоверческих - 2, австрийская - 1 и старообрядческих - Казанская и Красильниковская и Крестовоздвиженский женский монастырь".

    Что за старообрядческий Крестовоздвиженский женский монастырь? Когда и почему это название было перенесено на Вознесенскую церковь Скорбященского монастыря?

Ольга ЛАПИНА,

экскурсовод-краевед.

    Литература: Газета "Тагилка" от 01.07.2010. №13(97).

 

Монастырь на Иерусалимских камнях

    Так получилось, что единственный в дореволюционном Тагиле женский монастырь прошел в своем развитии путь длиной почти в 20 лет прежде, чем получил монастырский статус. Хотя закладка первой его церкви во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости", давшей название будущей иноческой обители, произошла поистине по промыслу Божьему.

    В 1855 году из далекого Новгорода приехал к нам сюда, на Урал, настоятель Отенского монастыря архимандрит Израиль. Ему чудесным образом было открыто, что в горнозаводском поселке господ Демидовых должен быть именно такой храм, и он собственноручно обозначил его местонахождение, выложив на земле большой крест из камней, которые привез из Иерусалима. Что было с ним на Святой Земле, какое он там получил извещение Вышних Сил, мы не знаем и не узнаем уже никогда. Но то, что Божия воля коснулась именно нашего города, можем наблюдать воочию. Потому что и сегодня стоит она, маленькая и аккуратная, как пасхальный куличик,- Скорбященская церковь, и никакие исторические бури не смогли сломать и сломить ее стены, в основание которых положены иерусалимские святыни. Как говорят благочестивые люди, сильнее их нет ничего на свете.

    Первая Мария, крестьянская вдова, жительница Нижнетагильска Верхотурского уезда по фамилии Навзорова, написавшая письмо-ходатайство о желании четырнадцати тагильчанок обосновать около этой церкви женскую обитель, не была монахиней. И так ей и не стала. Потому что высшее церковное начальство сначала разрешило открыть в Тагиле только богадельню, которая лишь через десять лет получила возможность именоваться… не монастырем, нет, всего-навсего женской общиной.

    Прошло еще около восьми лет пока другая Мария (Крузе) смогла надеть монашескую одежду и возглавила Нижнетагильский Скорбященский монастырь в сане игуменьи. К тому времени в нем было уже 140 сестер, живущих общежительно и соблюдающих богослужебный уклад и строй жизни. Можно только восхищаться и удивляться их терпению и настойчивому желанию во всей полноте ощутить эту самую монашескую жизнь.

    Годы безбожного большевистского плена, когда вся страна стала сплошным ГУЛАГом, пролетели и над Скорбященским монастырем, где за колючей проволокой томились сначала взрослые, а потом малолетние преступники, вся вина которых заключалась в том, что у них были какие-то "не такие " родители или родственники.

    Когда подошло время вынужденных перемен в политическом строе и пришлось возвращать разграбленное церковное достояние, вновь воскрешенный Нижнетагильский женский монастырь оказался на территории Детского городка, где волею судьбы собрались в одном месте воистину скорбящие маленькие жизни, которым государство в силу своих обязанностей должно было помочь встать на ноги.

    Судьба… Верующие люди говорят, что слово это происходит от двух – суд и божий. И Он распорядился так, что и в наши дни в Скорбященскую женскую обитель пришла еще одна Мария – ее новая настоятельница игуменья матушка Мария (Сташевская). Ей 45 лет. Родом она из Ставрополья, но долгие годы прожила в Белорусии, откуда и началась ее дорога к храму.

    Судя по сохранившимся источникам, до революции женская иноческая обитель пользовалась добрым вниманием и расположением со стороны местного дореволюционного общества, а также славилась не только благочестием сестер, но и трудами их рук, которые и хлебопашеством занимались, и женскими рукоделиями, и кирпичи лепили, и книги переплетали. У сестер был постоянный источник обеспечения для безбедного существования женской общины. Они добровольно установили строгий порядок наблюдения за своей жизнью и поведением. И добивались 20 лет, чтобы присвоить статус монастыря. Многие из них так и умерли, не став монахинями и не получив этого звания земного ангела.

    Уже более 15 лет идет восстановление монастыря и, в частности, Вознесенского кафедрального собора. А он на виду и при въезде в город, и из многих мест внутри Тагила. Но дальше установки большого купола дело что-то не пошло. Все опять упирается в годы и даже десятилетия труда многих людей во славу Божию и упорное сопротивление врага рода человеческого этим благим намерениям. В 2013 году исполняется 100 лет со дня освящения этого красавца-храма, который задумывался как кафедральный для викарного епископа. А сегодня, когда в Нижнем Тагиле есть настоящая кафедра и действующий епископ, сам Бог велел нам объединить усилия церкви, городских властей и рядовых тагильчан и восстановить попранную святыню.

Людмила ГЛАДКОВА.

    Литература: Газета "Тагильский вариант", №1(50) от 19.01.2012.

 

Вознесенскому собору - 100 лет

    Те, кто оказывается на Малой Кушве около женского монастыря, не могут не заметить четыре главы-луковки удивительной красы у подножия Вознесенского собора. Для глав летом был изготовлен металлический каркас. Кровельщики, мастера своего дела, обшили его специальным металлом – нитридом титана. Недавно владыка Иннокентий, епископ Нижнетагильский и Серовский, совершил освящение крестов. Их установили в готовые купола, которые затем подняли на кровлю Вознесенского собора.

Время трудов и скорби

     

Вознесенский собор

Вознесенский собор

    Известно, что в конце XIX столетия на Малой Кушве возникла богадельня. Впоследствии она была переименована в женскую общину, а в 1904-м получила статус монастыря. Более 100 лет назад проживающие в нем сестры задумали построить Вознесенский собор. Расположенная неподалеку Скорбященская церковь стала мала для всех прихожан.

    ...Многое на своем веку повидал монастырь. В 1920 году на его территории организовали концлагерь, двумя годами позже – детский дом. Вознесенский собор во время Великой Отечественной войны приспособили под овощной склад. Попранный, опустелый, обезглавленный, он простоял не один десяток лет.

    Искорка жизни затлела здесь вновь только в 1993 году: начал действовать православный приход, а через пять лет и сам монастырь. По рассказам, с его территории вывезли неимоверное количество машин мусора. Сестрам, на правах аренды, выделили небольшое двухэтажное строение. Трудами игуменьи Кириллы Суворовой в здание было проведено отопление, вставлены новые рамы. Увы, труды были напрасны: неизвестные разбили окна, а трубы варварски вырвали. Настрадалась, намучилась матушка игуменья, тяжело заболела. Она почила 6 ноября 2011 года, в день памяти иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". Для верующих кончина матушки Кириллы в этот праздник – знак признания ее трудов Богом.

    Новый этап в судьбе монастыря произошел в декабре 2011 года, когда из Владимирской области сюда приехали четыре насельницы во главе с матушкой Марией.

Реконструкция или реставрация?

    В полдень в монастыре тихо. Бригада рабочих трудится размеренно, сплоченно. Несколько человек готовят раствор. Кадку с помощью импровизированного подъемника поднимают на крышу. Постепенно на западном портале еще для двух куполов выкладываются "шейки". На очереди замена кровли.

    Преображение идет исподволь, по крупицам. Матушка Мария, стоящая теперь во главе всех начинаний, рассказывает, что проект восстановления собора был разработан еще в начале 2000-х годов. Тогда же начались первые изменения, но затем работы были приостановлены.

    Ознакомившись с документацией, она была удивлена, что в проекте вместо понятия "реставрация" значилось "реконструкция".

Мемориальная доска

Мемориальная доска

    - Задача была поставлена неверно, - говорит она. - Отсюда и соответствующий подход к ремонтно-восстановительным работам. К примеру, кладка большого центрального барабана была выполнена из пустотелого кирпича, чего нельзя допускать в таком крупном сооружении. Внутри собор оштукатурили цементным раствором, а это категорически запрещено. Цемент притягивает влагу. Она скапливается в штукатурке и вырывает ее вместе с кирпичом. Зимой постараемся отбить большую часть штукатурки, а потом нанесем на стены сложный известково-цементный раствор.

Дающая рука не оскудеет

Вознесенский собор

Вознесенский собор

    Без помощи прихожан дело едва ли сдвинулось бы с мертвой точки. Люди жертвуют для восстановления собора свои средства. Иногда это очень крупные суммы.

    Восстановление собора наконец-таки продолжено и каждый тагильчанин может поучаствовать в этом историческом событии.

    Близится к завершению восстановление куполов женского монастыря в Нижнем Тагиле. В конце сентября купола установлены на своё законное место, где они будут радовать людей своим блеском и красотой.

    Купола не являются позолоченными.. Купол облицован нержавеющей сталью, покрытой натрийтитаном. Такое покрытие может выдержать пару веков.

    31 октября 2012 года, в память о репрессиях сталинского периода – тех узников концлагеря, который размещался на территории монастыря с 1920-го по 1922 годы, - на здании Вознесенского храма Скорбященского православного монастыря была открыта мемориальная доска, изготовленная тагильским скульптором Александром Брусницыным.

    Инициатором ее установки явились члены общественной организации "Мемориал". В 2012 году ими при лаборатории "Историческая информатика" Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии была создана инициативная группа по увековечиванию памяти спецпереселенцев, заключенных и трудармейцев, репрессированных по политическим мотивам и прошедших через ужасы Тагиллага.

    На открытии памятной доски выступили епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, члены "Мемориала", репрессированные и другие граждане Нижнего Тагила. Профессор, доктор исторических наук В.М. Кириллов в своем выступлении, в частности, рассказал об истории Тагиллага и напомнил собравшимся о связи прошлого и нынешнего времени, отметив, что достижение никаких государственных целей нельзя оправдать человеческими жертвами, уничтожением миллионов сограждан.

Анастасия ВАСИЛЬЕВА, Михаил ЗОЛОТУХИН.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 16.11.2012; газета "Тагильский вариант", №31(80) от 13.09.2012; газета "Тагильский вариант", №38(87) от 01.11.2012.

 

"Жемчужина" Нижнего Тагила

    Жители Нижнего Тагила знают Скорбященский собор женского монастыря – здание из красного кирпича, расположенное на Кушве вблизи двух крупных вузов города. Это некогда полуразрушенное строение напоминало людям о временах, когда церкви превращались в склады, библиотеки, а то и вовсе – колонии. На их восстановление уйдут долгие годы.

    Век назад всю обширную площадь на берегу речки Малая Кушва занимали монастырские владения. В 1880-х годах на Нижнетагильском заводе существовала богодельня "для призрения вдов и сирот". На ее основе образовалась женская община, которая только в 1904 году указом священного Синода обрела статус женского монастыря. Скорбященская женская обитель имела два храма: в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих радость" и трехпрестольный – с центральным престолом в честь Вознесения Господня и двумя боковыми в честь преподобного Серафима Саровского и великомученицы Екатерины. Изначально они закладывались как кладбищенские и были построены благодаря мещанам и сестрам, которые сами делали кирпич. В 1913 году после торжественного поднятия восьми крестов на здания обители, собор был переименован в Крестовоздвиженский.

    В районе Корабельного мыса находились кирпичные сараи, а на реке Ольховке – большое молочное хозяйство, покосы, пасека. Монастырь славился мастерицами рукоделия и благотворительностью. Здесь действовали школа для девочек из бедных семей, а также богадельня для старушек.

Крестовоздвиженский собор

Крестовоздвиженский собор

    В 1919 году с приходом Советской власти монастырь закрыли, кладбище снесли.

    Какое-то время сестры еще жили здесь, пытались приспособиться к новым условиям и организовали сельхозкоммуну "Улей", но в скором времени все-таки были изгнаны.

    Жители Тагила еще несколько лет продолжали приходить к стенам монастыря, где два года в нем размещался концентрационный лагерь. В 1923 году здания отдали под нужды детского дома № 1. Скорбященская церковь была переделана для размещения библиотеки и репетиций духового оркестра. В здании собора располагались складские помещения.

    В книге Сергея Булгакова "Русские монастыри в 1913 году" написано, что новое рождение нижнетагильские храмы получили спустя аж 70 лет, в 1993 году. Тогда они с небольшой прилегающей территорией были переданы Крестовоздвиженскому приходу, а спустя пять лет по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода возрожден Скорбященский женский монастырь. Оба храма находились в ужасном состоянии. Вновь работа по восстановлению зданий легла на плечи прихожан и сестер, которым первое время даже негде было жить.

    Для этих целей пришлось немного переделать Крестовоздвиженский собор, которому в 2013 году исполнилось 100 лет.

    Со временем восстановленный Скорбященский собор станет православной "жемчужиной" Нижнего Тагила.

Екатерина Евлашина.

    Фото Людмилы Ивановой

    Литература: Газета "Машиностроитель" от 08.11.2013, №43.

 

Первая игумения Скорбященского монастыря: тайна одной фотографии

    В 2014 году Скорбященский женский монастырь отметил 110-летие со дня его официального признания.

    Еще в 1883 году 14 подвижниц, большинство из которых были вдовами, собрались вокруг кладбищенской церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость" на Малой Кушве, построенной на деньги купца Сергеева, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу.

    Однако ждать учреждения монастыря пришлось около 20 лет. Указом Священного Синода от 31 марта (по старому стилю) 1902 года за № 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину. Молитвами нескольких десятков насельниц через два с небольшим года вышел новый Указ от 23 октября 1904 года, в котором сообщалось, что община переименована в Скорбященский женский общежительный монастырь.

    История монастыря – это не только история храмов, хозяйственной деятельности, но в первую очередь история подвижнической жизни и людских судеб.

    Прийти в монастырь без Божьего призвания невозможно. Однако нужно еще и человеческое произволение. Как принявшие монашеский постриг женщины решили оставить мирскую жизнь, начать служить Богу и спасать свою душу? В первую очередь интерес прикован к личности единственной до революции 1917 года настоятельницы, о которой мы знаем не так много. Известен год ее рождения (1857) и, к сожалению, не известны дата ее кончины (между февралем и началом сентября 1932 года) и место захоронения.

    Как же выглядела игумения Мария, которая руководила общиной, а потом монастырем около 18 лет? Сохранилась ли фотография матушки, ведь на рубеже XIX – ХХ веков в Нижнем Тагиле были фотосалоны В. Вишнякова, Е. А. Шестакова, дело которого продолжила его вдова А. А. Шестакова? Такая фотография из архива тагильского краеведа И.Т. Коверды попала в несколько уважаемых изданий, хотя найти данное фото в фондах Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" не удалось. И, казалось бы, до недавнего времени ее подлинность не вызывала сомнений.

    На этом фото изображена игумения (определить это можно по большому наперсному кресту) с одной из сестер монастыря.

    Известно, что настоятельница Скорбященской обители Мария (Крузе) была награждена золотым наперсным крестом 1 апреля 1913 года. То есть фотографическое изображение может быть датировано не ранее этого времени.

Открытка игумении Марии (Крузе)

Открытка игумении Марии (Крузе)

    Однако нет ли здесь ошибки, ведь на одной из страниц книги "Русские монастыри. Урал. Екатеринбургская и Верхотурская епархия" приводится не только этот портрет, но и фотография интерьера церкви Скорбященского монастыря, но на нем легко угадывается Свято-Троицкий храм. Если есть одна ошибка, может быть и вторая?

    Занимаясь изучением дореволюционной истории Нижнетагильской обители, вдруг совершенно неожиданно наталкиваемся на безымянную публикацию в №1 – 2 газеты "Верхотурская старина" за 2002 год. Авторов, пишущих для этого краеведческого издания, было несколько человек, и определить авторство не составило труда. Местные краеведы по стилю текста помогли определить, что заметка принадлежит Раисе Николаевне Огарковой, первому руководителю музея Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря, ныне уже покойной.

На фото изображена игумения (определить это можно по большому наперсному кресту) с одной из сестер монастыря. Фото из архива И.Т. Коверды

На фото изображена игумения (определить это можно по большому наперсному кресту) с одной из сестер монастыря. Фото из архива И.Т. Коверды

    В публикации сообщалось, что в Перми живет потомок игумении Скорбященской обители Нижнего Тагила Марии (в миру Феозвы, что в переводе с греческого языка на русский обозначает "благочестивая") по линии старшей сестры Марии Константиновны Крузе (в замужестве Кожевниковой) – В.А. Баландин, коллега Раисы Николаевны по музейному цеху. Данные сведения оказались большой удачей и привели к совершенно неожиданному результату. Вадим Алексеевич, бывший старший научный сотрудник Пермского областного краеведческого музея, заслуженный работник культуры РФ, откликнулся и прислал две хранящиеся у него в семейном архиве фотографии и открытку, тем более ценную для Скорбященского женского монастыря, что это единственный известный нам автограф первой игумении Марии (Крузе).

    На обороте открытки с изображением скита Октай поздравление дорогой сестрице с днем Ангела с припиской "Молимся…". Датирована открытка январем 1917 года, содержит почтовый штемпель с указанием Нижнетагильского завода. В Пермь открытка прибыла 26 января. Мы можем прочитать адрес "г. Пермь. Пермская улица дом №3 дом Костылева".

Фото игумении Марии из архива В.А. Баландина

Фото игумении Марии из архива В.А. Баландина

    Из биографии настоятельницы монастыря мы знаем, что она была уроженкой города Перми, где жила до 12 лет. В шесть лет была отдана в приют, так как ее отец, по национальности немец, был беден, а после его кончины старшая сестра пожалела Феозву и взяла ее к себе в Нижний Тагил, где она 16 сентября 1885 года (так указано в переписи 1913 года) в возрасте 27 – 28 лет поступила в богадельню при Нижнетагильской Скорбященской церкви. Подпись: "Настоятельница монастыря игумения Мария" – на присланной Вадимом Алексеевичем открытке не оставляла сомнений и в подлинности двух фотографий.

    Скорее всего, к 1917 году старшая сестра настоятельницы с семейством вернулась в родной город.

    Но… на фото было совсем другое лицо! Предлагаем читателям сравнить два изображения. На фотографии, датированной 1909 годом, кабинет-портрет матушки. Традиционный формат такой фотографии 6,4 на 10,4 см. Она имеет дарственную надпись: "На молитвенную память дорогой сестрице Марии Константиновне монахиня Мария сентября 13 дня 1909 г." Штамп "Фотография А. А. Шестаковой Н.- Тагилъ" – еще одно доказательство подлинности нашей находки. Съемку вела первая в Нижнем Тагиле женщина-фотограф Анна Андреевна Шестакова.

    На второй – более ранней – фотографии, присланной В.А. Баландиным, начальница общины Феозва Крузе (тогда она еще не приняла монашеский постриг и не была возведена в сан игумении) с одной из сестер и двумя девочками на фоне монастырского леса. Как известно, почти с самого основания в богадельне, а потом в женской общине воспитывали детей-сирот и видели в этом свой христианский долг, для этого была построена каменная церковно-приходская школа.

Слева Феозва Крузе. Фото не позднее 1903 года

Слева Феозва Крузе. Фото не позднее 1903 года

Оборотная сторона открытки. Фотомастерская Е.А. Шестакова.

    Фотография не была датирована, однако на ее обороте факсимиле "Фотография Е. А. Шестакова Н. Тагилъ". Евгений Андреевич Шестаков, знаменитейший в Нижнем Тагиле фотограф, салон которого располагался на улице Шамина (ныне Карла Маркса), умер в 1905 году, а поскольку постриг первая тагильская монахиня приняла 2 мая 1903 года, то определить время создания фотографии можно не позднее этого дня.

    Кто же изображен на фотографии из архива И. Т. Коверды, если это не игумения Скорбященской обители Мария? Возможно, что это была гостья нижнетагильского монастыря, ведь в Екатеринбургской епархии было несколько женских обителей: Покровская Верхотурская, Красносельская Введенская, Каслинская Казанско-Богородицкая, Каменская Преображенская, Колчеданская Покровская, Верхтеченская Свято-Троицкая. Для определения лиц, представленных на этой фотографии, необходимо дальнейшее исследование.

    Сегодня наступило время, когда из небытия к бытию должны вернуться насельницы дореволюционного Скорбященского женского монастыря. Современной истории обители в Нижнем Тагиле чуть более 15 лет. Другие фото, другие лица…

В. Чемезова, зав. архивным отделом монастыря

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 30.10.2014.

80 лет в забвении

    Вознесенский храм – одно из самых величественных строений в Нижнем Тагиле. Постепенно собор вновь обрел купола, которые ярко блестят на солнце.

    Больше 80 лет здание провело в забвении. В последнее время вокруг стен из красного кирпича выросли строительные леса.

Бывший келейный корпус.

Бывший келейный корпус.

Вознесенский храм

Вознесенский храм

    В 1905-1913 годах рядом с бывшей кладбищенской Скорбященской церковью был построен большой Вознесенский храм. Такое название он получил, потому что дата начала строительства (26 мая 1905 года) приходится на праздник Вознесения Господня, в честь которого освящен главный престол (находится в середине алтаря, освящен архиереем для совершения таинства. – Прим. авт.). В Скорбященскую церковь стекалось большое количество верующих, поэтому и возникла потребность в новом большом храме. Тогда сестры отправили прошение в епархию, и началось строительство. Вознесенский храм по проекту пермского инженера Е.И. Артемова рассчитан на 1500-2000 верующих. Строили из собственного кирпича – в районе Корабельного мыса построили цех по его изготовлению. Монастырь к этому времени имел и другие мастерские: вышивальную, портняжную, сапожную, кузнечно-столярно-слесарную, однако основным занятием сестер было все же сельское хозяйство.

    В 2013 году праздновалось 100 лет со дня освящения собора и поднятия восьми крестов на купола. Храм является трехпрестольным: первый престол освятили в 1913 году, когда освящен левый (в честь преподобного Серафима Саровского) – осталось неизвестным, а правый (в честь Николая Чудотворца и праведного Симеона Верхо-турского) – в 1915 году.

    В 1920 году монастырь официально закрыли, его послушницы разошлись кто куда, часть из них вступила в сельхозкоммуну "Улей", просуществовавшую один год. На территории Скорбященского монастыря советская власть организовала концентрационный лагерь, который действовал два года. Заключенные работали в монастырских мастерских, использовали прачечную и хлебопекарню. Антисанитария и скудное питание в лагере привели к высокой смертности. Из-за участившихся случаев побегов ввели круговую поруку: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. 1 июля 1922 года лагерь закрыли: за два года через него прошли 932 человека.

    Во время существования концлагеря оба храма продолжали действовать, хотя и были обнесены проволочным заграждением. Летом 1922 года территория Скорбященского монастыря перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Вскоре здесь открыли Детский городок, где собрали более 200 воспитанников различных детских домов Нижнего Тагила.

    Директор детского дома И.В. Яшников занял принципиальную позицию: по его мнению, такое соседство никак не способствовало воспитанию детей в духе социалистических идеалов. В конечном итоге храмы закрыли в 1923 году, передав их здания Детскому городку.

    В 1993 году оба храма возвратили Русской Православной церкви: без куполов, без звонницы в Скорбященском храме и с разрушенным западным притвором в Вознесенском. Сначала появился Крестовоздвиженский приход. Монастырь возобновил свое служение позднее – в декабре 1998 года. Начал возвращаться к жизни и Вознесенский храм.

    Восстановление храма делается на пожертвования неравнодушных людей. Грандиозных планов не строят, просто восстанавливают имеющимися средствами.

    Заканчиваются работы над фасадом, кровлей над алтарем, вставлена часть окон, внутри здания ведется штукатурка стен. Предстоит еще многое сделать: полы, иконостас, престолы, внутренние отделочные работы, разработать проект коммуникаций и прочее. На все это уйдет не меньше двух-трех лет.

Вознесенский храм

Вознесенский храм

    Несмотря на строительный беспорядок, размеры храма поражают воображение: высота от пола до свода купола – почти 29 метров, а вес купола – около 60 тонн. Никакой позолоты на нем нет – это нитрид титана.

    Согласно канонам купол делается из меди и покрывается сусальным золотом. Но монастырь не может себе позволить такую роскошь, поэтому используются современные материалы. Металл для куполов привезли из Челябинска. Внутреннее убранство храма планируется выполнить в русском либо византийском стиле.

    Интересен вид крестов на куполах, в их основании расположен полумесяц. Из-за этого некоторые неискушенные в религиозных вопросах горожане принимают храм за мечеть. Как оказалось – это древнейшая форма изображения креста на православных соборах. Такие же кресты расположены на храмах XII века во Владимире и других городах. Существует несколько объяснений такой формы креста. Так, полумесяц может олицетворять якорь, тем самым символизируя спасение. В христианской культуре Христа ассоциируют еще с солнцем, а Богородицу – с месяцем.

    Уникальность Вознесенского храма и в том, что его колонны сделаны из гранита, хотя обычно используется кирпич или известняк. Гранит более прочен и долговечен – но намного дороже. Есть под храмом и большие подвальные помещения, которые пригодятся монастырю, когда реконструкция закончится.

    Всего на объекте трудятся восемь работников: половина из них каменщики, другая – кровельщики. Нужные специалисты порой находятся и среди прихожан, кто-то помогает безвозмездно, другие – за минимальную оплату. Многие верующие горожане помогают в восстановлении Вознесенского храма, выполняя черновые непрофессиональные работы.

    Есть рядом с монастырем двухэтажное старое здание. На его фасаде кирпичом выложен год постройки – "1911".

    Раньше оно принадлежало монастырю, здесь располагался келейный корпус. Есть надежда, что строение вернут церкви и можно будет заняться его ремонтом. Сейчас оно на балансе муниципалитета, с главой города Сергеем Носовым ведутся переговоры о передаче обители. Износ постройки – около 70 процентов, и специалисты БТИ придерживаются мнения, что корпус проще снести, однако монахини намерены его восстанавливать.

Владимир ПАХОМЕНКО.

    ФОТО АВТОРА.

    Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 04.09.2014.

Памятник скорби и страданиям

    Скорбященский женский монастырь в Нижнем Тагиле отметил 110-летие. Его история – это действительно памятник скорби и страданиям.

    Мемориальная доска узникам концлагеря

Скорбященский женский монастырь

    Сподвижницы создания в тагильском заводском поселке женского монастыря в 1883 году и представить не могли, сколько всего придется преодолеть, чтобы осуществилось начатое ими дело. Двадцать один год ушел на то, чтобы получить разрешение на его открытие – только в 1904 году Синод своим указом учредил Скорбященский женский монастырь в нашем городе. Единицы из тех, кто стоял у истоков его создания, дожили до этого светлого дня.

Скорбященский женский монастырь

     

Скорбященский женский монастырь

    Спустя пятнадцать лет, в 1919 году, он был закрыт. Для более чем 150 монахинь и послушниц это стало настоящей трагедией, не многие из них нашли свое место в переменившейся действительности, да и причастность к монастырской жизни Советская власть не прощала.

    Много горя стены монастыря видели с ноября 1920 по 1922 год, когда в нем было создано Нижнетагильское отделение Екатеринбургского концентрационного лагеря № 2.

    Нельзя назвать счастливым и детство тысяч воспитанников детского дома, располагавшегося одно время в здешних кельях.

    Возрождение монастыря тоже проходило неспокойно, стараниями матушки Кириллы начался ремонт, восстановили главный купол, но отсутствие средств задержало установку малых куполов. Здоровье настоятельницы подорвало и воровство со стройки. Последний свой приют она нашла у стен Скорбященской церкви.

Памятник чехословацким легионерам

Памятник чехословацким легионерам

    Памятник чехословацким легионерам, так и не увидевшим родины, мемориальная доска узникам концлагеря напоминают нам сегодня о людских трагедиях ушедшего столетия.

    К своему 110-летию монастырь предстал в обновленном виде. Во всем здесь чувствуется хозяйская рука нынешней настоятельницы игуменьи Марии. Трудами монахинь и послушниц преображается и близлежащая территория. Пусть название Скорбященский только напоминает о прошедших бедах и в новом столетии охраняет тагильчан от невзгод.

 

Сергей КУЗНЕЦОВ, краевед.

    Фото автора.

    Литература: Газета "Тагильский вариант" №38(177) от 13.11.2014.

Скорбященский монастырь

    Краткая справка:

    Женский монастырь во имя иконы Божией Матеи "Всех скорбящих радость" основан в 1885 году.

    *Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", каменная, однопрестольная, с небольшой звонницей, построена в 1866 году. Освящена – 02.10. 1883 года.

    *Церковь во имя Вознесения Господня каменная, трехпрестольная, заложена 26 мая 1905 года. Освящены все престолы – 31.05. 1915 года.

    Главный престол – Вознесения Господня

    Левый придел – во имя Серафима Саровского

    Правый во имя святых Николая Чудотворца и Симеона Верхотурского

    На месте, где основан монастырь ещё в 1855 году архимандритом Израилем из Новгорода был выложен крест Иерусалимскими камнями.

    Скорбященская церковь была построена на средства Нижнетагильского купца И.И.Сергеева. Он исполнил завещание отца, оставившего 2500 рублей на постройку церкви. Она строилась с 1864 по 1866 годы в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" и по грамоте архиепископа назначено ей, быть кладбищенской. Но так как место под церковью находилось около пруда, то кладбище оказалось неудобным отвести около церкви, и место для него было отведено недалеко от церкви за трактом.

    Построенная церковь стояла неосвященной почти двадцать лет среди леса, без ограды и всякого присмотра.

    Четырнадцать женщин, с целью присмотра за церковью решили просить у Демидова землю, чтобы основать общину. В 1884 году на полученных двух десятинах земли размещают дом с надворными постройками, перевезенный из села Воскресенское (Шиловка). Дом пожертвовала одна из будущих насельниц обители - М.Е. Белоусова.

    Пермская консистория, приняв во внимание, что земли и одного дома недостаточно для основания общины – постановила: организовать богадельню.

    С 1884 г. Церковь находилась в заведовании притча и старосты Введенской церкви, к которой была приписана. Священник Введенской церкви о. Иоанн Флавианов помогает женщинам вести образ жизни по монастырскому уставу.

Скорбященский монастырь

Скорбященский монастырь

    Женщины прилагают усилия для увеличения капитала. Организуют мастерские: белошвейная, цветочная, чеботарная… (всего -9), кирпичные сараи для выделки кирпича. Увеличить капитал им помогают тагильчане.

    Входоиерусалимское общество жертвует женщинам землю, сенокосные угодья. Пахотную землю на реке Вязовка жертвует мастеровой С.А. Морозов. По воспоминаниям старых тагильчан, женщины в поле работали сами, без наёмных рабочих "сами в черных одеждах, на лошадях черной масти…"

    Насельницы создают крепкое подсобное хозяйство и увеличивают капитал богадельни доходами от хлебопашества и сенокошения, продают кирпичи, скот, молоко, изделия мастерских, читают псалтырь у покойников.

    Строятся здания. Организуется школа для девочек.

    16 июня 1902 года состоялась открытие общины. А 23 октября 1904 года община, в которой проживает уже порядка ста женщин, получает статус МОНАСТЫРЯ. Настоятельницей назначают монахиню Марию (в миру – Феозва Крузе).

    Празднество по открытию монастыря назначили на 26 мая 1905 года и к этой дате приурочили закладку Вознесенской церкви. Храм из красного монастырского кирпича освящен в 1915 году. Главный престол церкви освящен в честь Вознесения Христа; левый – посвящен Серафиму Саровскому; а правый – Николаю Чудотворцу и Симеону Верхотурскому.

    Гражданская война в Н. Тагиле коснулась монастыря. Об этом мы можем прочитать у тагильского писателя - А.П. Бондина.

    30 марта 1923 года Нижнетагильский городской совет депутатов издаёт постановление о закрытии монастыря. 31 марта докладывалось, что в "тот же день все монашки были выгнаны, церкви опечатаны". Но по воспоминаниям старых тагильчан получается, что выгнали монахинь раньше этого срока, поэтому так лихо отчитались исполнители постановления.

    На территории монастыря учредили детский дом. Храмы использовали для хозяйственных нужд. По воспоминаниям Т.А. Багаутдиновой, в прошлом журналиста городской газеты "Тагильский рабочий", выросшей в этом детском доме, в Вознесенской церкви хранились овощи, а Скорбященскую использовали как кухню.

    Храмы вернули епархии в 1992 году. Восстановление обители началось с 9 июня 1998 года. Настоятельницей монастыря назначают Раису Николаевну Суворову, которая приняла постриг 27 августа 1998 года с именем КИРИЛЛА.

    Сегодня возвращается первоначальный облик Вознесенскому собору. Проходит монастырское служение в Скорбященском храме.

Из архивов и воспоминаний

    [Екатеринбургские Епархиальные ведомости, №3 1902 г.]

    При Нижнетагильской Скорбященской богадельне окончено постройкою в конце того же года здание для местной школы грамоты. Деньги общины – 3414руб. 50 коп. и купец А.А. Железнов дал 300 рублей. Здание школы каменное с калориферным отоплением.

    [ЕЕВ № 9 за 1902г.]

    Постановление Святого Синода от 14-31 марта за № 1247 о преобразовании богадельни при Нижнетагильской Скорбященской церкви в женскую общину.

    [ЕЕВ № 5 за 1903г.]

    Благословление Синода бывшему старосте Нижнетагильской Скорбященской церкви, Екатеринбургскому купцу Алексею Железнову за 8- летнее, честное, полезное служение старостой.

    [ЕЕВ № 23 за 1904 г.]

    Указом Святого Синода от 23 октября 1904 г. за № 10554 Нижнетагильская женская Скорбященская община обращена в женский общежительный монастырь.

    [ЕЕВ №10 за 1905 год]

    В 132 верстах к с-з от Екатеринбурга по Пермской железной дороге находится Нижний Тагил, Расположен он в средней части Уральского горного хребта с восточной его стороны, в самой низшей его части, на склонах четырех гор: Высокой, Выйской, Вшивой и Лисьей, при реке Тагил. Горы, холмы и возвышенности по местам пересекаются, отделяются и изрываются живописно извивающимися узкою лентою речками: Тагилом, Выей, Баранчей, Рудянкой и другими. Два пруда: Нижнетагильский и Выйский. 35 тыс. жителей.

    Мысль о создании обители в Н.Тагиле находит понимание. Во главе этого движения становится крестьянская вдова Мария Васильевна Невзорова, к ней начали примыкать и другие: Иулиания Егоровна Балаханцева, Мария Григорьевна Шмакова, Апполин. Никитина Кузнецова, Мария Евсеевна Белоусова, Евдокия Ильина Пригорина, Евдокия Николаева Проскурякова, Анна Федоровна Кожевникова, Клавдия Ивановна Шадрина, Дарья Васильевна Грязнова, Афанасия Николаевна Суходаева. Когда мысль об обители достаточно созрела и ясно наметилась, ее стали приводить в исполнение. В июле месяце 1883 г. на имя Преосвященного Пермского Епископа Ефрема поступило письмо никем не подписанное. В нем заявлено было основать обитель при Скорбященской церкви в Нижнем Тагиле.

Скорбященский монастырь

    В марте 1884 г. Ефрему поступило другое письмо, в коем Мария Невзорова с другими просительницами, в числе 14 человек, заявляла, что общество 1-й части Нижнетагильского селения составило приговор об уступке 2 десятин земли под постройку предположенной женской общины около церкви, построенной купцом Сергеевым, что на малой Кушве, просили возбудить ходатайство перед П.П. Демидовым. Никакого пособия не требовали, а только место под постройку. Благочинный 2 – го Верхотурского округа Протоирей Иоанн Флавианов, на отзыв которого было послано это прошение, между прочим сообщил, что из 14 просительниц 8 проживают в Н.Тагильском заводе, остальные 6 в других местах: Бородина в Николаевском селе,Белоусова и Пригорина в Воскресенском селе, Евдокия и Мария Проскуряковы, сестры, в деревне Именной Верхнеетуринского прихода, Шадрина в Верхнетуринском заводе; 9 из них девицы, прочие вдовы крестьянские; занимаются или рукоделием или обычным домашним хозяйством, кроме Суходеевой, которая ведет небольшую торговлю съестными припасами; кроме вдовы Грязновой- все поведения одобрительного; собственные дома имеют только вдовы Сухоедова, Белоусова и Пригорина; прочие живут или у родителей, или у родственников или в услужении и за исключением Суходаевой и Белоусовой никакого состояния не имеют. От Демидова ответа не получено, хотя по слухам князь Сан-Донато готов дать свое согласие на уступку места под общину. Пермская консистория, рассмотрев означенное ходатайство, в связи со сведениями доставленными протоиреем Флавиановым, и имея в виду то, что женских монастырей в Пермской епархии – 4, общин – 2, из которых Кунгурский, Екатеринбургский и Пермский женские монастыри удалены от Тагила не далеко, и туда просительницы могут поступить, прошение Невзоровой отклонила. Если бы Демидов и дал землю, то средств к существованию все равно не было.

    Так первая попытка не удалась, но это не остановило у женщин желания осуществить свои замыслы. Невзорова и другие просительницы -8 человек в сентябре 1884 года обратились к Епархиальному Начальствус новой просьбой о дозволении начать возведение построек для предполагаемой обители, причем в прошении своем изъяснили, что Входо-Иерусалимское сельское общество Нижнетагильского завода, с разрешения заводовладельца князя Сан_донато П.П.Демидова, около Скорбященской церкви отводит земли две десятины для заведения на ней женской общины, Вдова Колчина приступила к обнесению сего места оградою, а вдова Мария Белоусова пожертвовала целый дом, который зимой 1884 года должен быть поставлен на отведенном обществом месте. Пермская консистория в определении своем от 28 сентября 1884 года, рассмотрев прошение и приняв во внимание то, что 2 десятин земли и одного дома недостаточно, постановило: в прошении о создании общины отказать, организовать богадельню.

    Получив это дозволение, Невзорова с прискорбием поняла, что мысль об общине надо временно оставить и энергично начала заниматься обустройством богадельни. В 1885 г. из села Воскресенского был привезен дом деревянный со службами и к осени поставлен около Скорбященской церкви , в котором поселились вместе с Марией Белоусовой.

    Так было положено скромное начало иноческой обители.

    В 1885 году впервые поселяется в богадельне мещанка Феозва Крузе, которая со временем становится во главе сестер и после долгих и усиленных хлопот доводит дело учреждения общины до конца и делается первой настоятельницей сначала общины, а затем и монастыря.

    Разрешение на устройство богадельни не удовлетворило Невзорову и сестер " Богадельня, пишет Невзорова Нафанаилу – архиепископу Екатеринбургскому и Ирбитскому от 13 декабря 1885 года, есть место призрения сирых, престарелых, убогих, неимущих крова- пристанища и не могущих снискать себе пропитания. Мы же себя ни к кому ставить себя в обязательства не намерены и не желаем. Помещения для себя построили своекоштно, а также и содержать себя желаем по силе своих средств, как имеющихся наличных. Так и трудовых, за исключением кружки для добровольных жертв, о которой уже многие из благочестивых и сердобольных христиан нас давно спрашивают, ибо желают принести в наше учреждение посильную лепту. Мы же такой кружки пока не имеем. А потому мы, грешные и угнетенные, дерзнули прибегнуть к Вашему преосвященству с просьбою: Отец, Архипастырь земной! Благослови наше учреждение называться не богадельней, а женской общиною…"

    Но неимение необходимого постоянного источника обеспечения для безбедного существования общины не дало права Епархии удовлетворить эту горячую просьбу, о чем и было объявлено просительницам от 13 февраля 1886 года. В виду недостатка земли и капитала приходилось смириться. Невзорова и сестры занялись внутренним устройством своей жизни по образцу иноческих обителей. Иоанн Флавианов принял близкое и сердечное участие в жизни юной обители, предложил обитательницам богадельни в руководство правила иноческого жития, составленные применительно к уставу, данному Московским митрополитом Филаретом Бородинским женской общине, порекомендовав обращаться за советом к приходским священникам. Скорбященская церковь была приписана к Введенской, где есть 3-х штатный притч. Во внутренней жизни богадельня стала управляться советом старших сестер, которые

    Были избраны самими сестрами. Совет наблюдал за порядком и поведением сестер, заботился о благоустройстве дома и хозяйства, определял занятия сестрам и принимал вновь желающих поступить в богадельню, удостоверившись предварительно в добром поведении просительниц, согласия родителей , если девицы и законными видами на проживание. В будни – труд, в воскресенья и праздники – богослужения. Пели на клиросе, умеющие петь. Все 4 поста – говели. Строгий порядок с самого начала обеспечил богадельне, в дальнейшем ее существовании спокойное и мирное существование, развитие.

    В первый год существования богадельни в числе обитательниц было несколько девиц сварливых и своенравных их удалили из богадельни. Проживающих было 14 чел. Вначале, а в 1892 году – 25 чел. Большинство- крестьяне Верхотурского уезда. Главные занятия – хлебопашество и сенокос на земле. Отданной благотворителями, скотоводство, разные женские рукоделия, домашнее хозяйство, чтения псалтыри в домах по умершим и вместе с причтем, проводы умерших с пением из домов до церкви и до кладбища. Материальное благосостояние богадельни увеличивалось. К 1892 г. сестры имели два двухэтажных небольших дома и отдельную кухню с надворными постройками. 3 рабочих лошади, несколько крестьянских летних и зимних экипажей, упряжи, необходимые земельные орудия. 5 коров и капитала до 800 рублей.

    В ноябре 1892 года Преосвященный Афанасий, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, посетил Н.Тагил. Здесь он узнал о существовании при Скорбященской кладбищенской церкви женской богадельни и заинтересовался ее правовым существованием. Сестры подали ему прошение 2 ноября ( 17 чел. подписалось) о переименовании богадельни в общину, обещали открыть ЦПШ.

    Пристав 2 стана Верхотурского уезда при рапорте представил 13 ноября его Преосвященству именной список сестер, проживающих в богадельне с указанием их звания, лет и документов

    Присовокупил, что по отзывам жителей Тагила, ведут себя безукоризненно во всех отношениях.

    В 1896 г. в апреле сестры просят переименовать богадельню в общину и назначить начальницей опытную в духовной жизни и мудрую монахиню Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря без указания личности. В сентябре поступило новое прошение от Невзоровой и Крузе о назначении начальницей Емерентианы, близкой к Магдалине.

    В 1894 году в январе и феврале снова обращение к Афанасию с просьбой о назначении Емеринтианы. Снова без внимания. При Преосвященном Симеоне сестры в количестве 30 человек в январе 1895 года возбуждают ходатайство об учреждении общины. Входо-Иерусалимское общество жертвует сестрам в полное и вечное пользование: 1) участок пахотной земли в 6 ? десятин в Ю.В. квартале по Невьянской дороге; 2) сенокосное угодье по р. Ежевке пространством в 14 и 1/4 десятин и 3) пожертвованную мастеровым Семеном Алексеевичем Морозовым пахотную землю пространством 7 десятин, по реке Вязовке, а всего в количестве 28 десятин. Консистория решила в 1895 в сентябре: статус общины и назначение начальницей монахини из Екатеринбурга оставить без последствий, так как нет ни капитала (всего 1000 р.), ни собственной земли, кроме 2 десятин.

    Усилили доходность богадельни. К 1 апреля 1897 г. денежных сумм состояло 5966 р. 23к., имущества на 5290р. 50к. , доходы от хлебопашества и сенокошения до 1071 р., по др. статьям – 2013р.53к..

    С начала 1897г. при богадельне была открыта женская школа грамоты. Доверенные от Н.Тагильских церквей Введенской и Скорбященской : А.А.Железнов, Д.К. Губкин, П.И.Колодкин и И.Ф. Ушков в апреле вновь возбудили перед преосвященным Владимиром епископом Екатеринбургским о переименовании богадельни в общину "в память Священного Коронования Их Императорских Величеств". Тагильчане уже сочувствуют печальной судьбе богадельни и организуют подписку в пользу богадельни при деятельном участии Д.К. Губкина, 3082 руб, при этом жертвователи пожелали чтобы эти деньги были обращены в основной капитал общины. Входо-Иерусалимский сельский сход 6 мая 1896 года за №3 о пожертвовании 28 десятин земли и возбуждает перед Епархией: 1) о преобразовании иноческого общежития в общину; 2) Скорбященскую церковь приписать к общине; 3)ходатайство перед правительством о об отводе земли общине потребного количества в количестве 100 десятин. Сестры Феозва Крузе, Татьяна Деева, Анна Евстафиева, пользуясь пребыванием министра земледелия в Екатеринбурге, подали ему прошение самолично.

    [ ЕЕВ №11 за 1905год]

    Еще 3 года прошло, прежде чем сестры богадельни были удовлетворены в их долголетнем домогательстве о признании за богадельнею прав женской общины. С 1898 г. по 1900 год со стороны насельниц богадельни не было возбуждаемо никаких ходатайств вероятно, потому, что они ждали решения дела о наделе богадельни землею. Но вот на кафедру Екатеринбургской епархии назначается Преосвященный Ириней, человек энергичный, проникающий всюду. Он близко к сердцу принял судьбу богадельни и быстро обрадовал сестер исполнением их заветного желания. Он устранил из этого дела ненужные формальности (пр. неимение официальных документов на фактически принадлежавшую на правах собственности богадельне землю). 10 ноября 1900 года к Иринею поступает прошение старших сестер Скорбященской богадельни Феозвы Крузе, Татьяны Деевой, Анны Евстафьевой о преобразовании богадельни в женскую общину. Сама богадельня и в материальном и в нравственном отношении настолько возросла, что явилось возможность без ущерба для дела возбудить ходатайство перед синодом в удовлетворительном для просительниц смысле. Из собранных Консисторией сведений и документов ( крепостных актов, приговоров и др.), материальное и нравственное состояние богадельни к половине 1901 года представлялось в следующем виде. Всех сестер в богадельне проживало 65. Главные их занятия – хлебопашество, сенокошение, скотоводство, огородничество, чтение по умершим пластыри и пение при богослужении в церквах и на домах, рукоделие, переплет книг и вообще домашнее хозяйство. Богадельнею управляет совет старших сестер под руководством местного благочинного и приходских священников Введенской церкви. Совет сей наблюдает за порядком и поведением всех прочих сестер, заботится о благоустройстве дома и хозяйства, назначает занятия и принимает вновь желающих поступить в богадельню. Богадельня расположена в ограде Скорбященской церкви на земле, в количестве 2 десятин. Место, занятое богадельнею, обнесено с двух сторон крепкою оградою, а с других двух сторон глубоким рвом. На этом месте построено 4 дома, из коих один деревянный двухэтажный, один деревянный одноэтажный, один двухэтажный полукаменный и один каменный. Все эти дома выстроены для сестер общежития-богадельни и составляли собственность ее, кроме полукаменного дома, приписанного к Скорбященской церкви, который перейдет к общине при ее возникновении. Имелись деревянные службы: баня, погреб, амбар, конюшня, коровник, каретник и кладовая, кроме того имелся кирпичный сарай. Все недвижимое имущество оценивалось в 16550 рублей. Помещения богадельни, по отзывам благочинного, для 60-65 сестер весьма достаточны и могли быть без особого стеснения приспособлены для большего количества сестер. Движимого имущества в богадельне было на 2000 рублей; денежными капиталами и наличными до 10400 рублей, (всего до 29000 руб.) По сведениям за 1899 год богадельнею было получено: за пение и чтение -1047 руб. 68 коп., за рукоделия-1085 руб. 20 коп., доходы от сельского хозяйства и огородничества 1972 р., за прочие работы -71 р. 50 к., пожертвований280 руб. ( всего 4456 р. 38 к.)

    Собственной земли пахотной и сенокосной богадельня не имела, но она пользовалась без всякой арендной платы 28 десятинами пахотной и сенокосной земли, уступленной ей Нижнетагильским Входоиерусалимским сельским обществом; земля эта по приговору 6 мая 1896 года, в случае нарезки земли обществу, должна перейти в полное и вечное пользование богадельне. Скорбященская богадельня содержало на свои средства пять малолетних сирот и призревало несколько безродных престарелых вдов. В открытой с 1897г. школе грамоты под руководством одного из священников Введенской церкви, в 1900 году обучалось 20 девочек из соседних с общежитием обывательских домов. Учредительницей в этой школе состояла одна из сестер богадельни. В 1901 году было построено новое школьное каменное здание на 40 человек в виду открытия в нем школы со специальными уроками по домоводству, огородничеству и рукоделию. Деятельность богадельни вызывала уважение населения и духовенства, поэтому жертвовали землю и капиталы. Ириней вышел в Синод с представлением от 30 октября 1901 года, о преобразовании Нижнетагильской богадельни в женскую общину с наименованием ее Скорбященской. Указ Синода от 4 апреля 1902 года определил: " Существующую в Нижнетагильском заводе Верхотурского уезда, при Скорбященской кладбищенской церкви, богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою , с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства". Екатеринбургское Епархиальное начальство на основании этого указа уведомило1 июня 1902 года местного губернатора и предписало благочинному монастырей 2 округа Архимандриту Арефе в один из воскресных или праздничных дней совершить открытие общины, причем при окончании соборным служением литургии, зачитать указ Синода, совершить благоденственный молебен с крестным ходом вокруг обители, составить об этом всем акт, подчинить общину благочинному монастырей 2 округа, сестрам выбрать начальницу, казначею.

    16 июня 1902 года Арефа совершил торжественное открытие общины, в присутствии всех сестер, радость которых была неописуема, духовенства Нижнетагильских церквей и при громадном стечении местных жителей. Зрелище было умилительное. Торжество для Тагила редкое. Нужно было почти 20 лет прожить сестрам, чтобы увидеть осуществление своих надежд.

    17 июня, на другой день под председательством Арефы выбирали начальницу и казначею. Подавляющим большинством голосов (49 из 65) были избраны начальницей Феозва Константиновна Крузе и казначей- Татьяна Яковлевна Деева, о чем был составлен акт. Крузе и Деева в течение 17 лет стремились преобразовать богадельню в общину.

    Началась новая жизнь. Период подготовительный, исполненный лишений и скорбей кончился.

    Вся жизнь общины протекла при кладбищенской церкви в честь иконы Б.М. "Всех скорбящих радость". В Н.Тагиле привыкли считать эту церковь принадлежащей к общине, хотя она была приписана к Введенской, староста которой заведовал хозяйством и в Скорбященской. Церковь и кладбище передали общине.

    Скорбященская церковь была построена на средства Нижнетагильского купца Ивана Ивановича Сергеева. Исполняя завещание своего отца, оставившего 2500 руб. на постройку церкви, г. Сергеев в 1858 году представил Пермскому Епархиальному начальству план и смету на означенную церковь. В августе 1862 года постройка этой церкви по одобренному Пермским Губернским Строительным отделением была разрешена Епархиальным начальством, предписавшим местному благочинному донести, когда она будет готова к заложению, на предмет получения храмозданной грамоты. В 1864 году все было приготовлено к закладке храма и Высокопреосвященным Неофитом, архиепископом Пермским и Верхотурским, была выдана грамота от 29 мая за № 222. Закладка совершена местным благочинным Алексеем Карпинским 26 июня 1864 года в честь иконы Б.М. " Всех скорбящих радость" с назначением быть ей кладбищенской. Но так как место под церковь находится около пруда, то кладбище оказалось неудобным отвести около церкви и место для него было отведено недалеко от церкви за трактом.

    Церковь была окончена постройкой и стояла не освященной около 20 лет среди леса, без ограды и без всякого присмотра. С целью присмотра за церковью, благочестивые женщины решили просить у Демидовых землю, чтобы организовать общину. Земля, в количестве 2 дес. 192 саж., была дана.Церковь 20 октября 1883 года, по благословению Ефрема, епископа Пермского и Верхотурского была освящена и на средства вдовы Сергеева, Марии Андреевны Колчиной, обнесена каменной оградой. Еще в 1855 году архимандрит Израиль, настоятель Новгородского Отенского монастыря на этом месте заложил крест иерусалимскими камнями, он же ходатайствовал у Демидовых землю около церкви для общежития, а в 1889 году послал свой портрет, написав: " сей мой портрет прошу поместить в трапезе скорбященского общежития, что на Малой Кушве, Нижнетагильского завода, которую я заложил по особенному откровению Божию в 1883 году и послал свою лепту в 500 рублей". С 1884 г. церковь находилась в заведывании притча и старосты Введенской церкви, к которой она была приписана.

    Как только возник вопрос о передаче церкви общине спросили Введенскую общину. Наследница г. строителя Сергеева, госпожа Ломоносова, бывшая Колчина, бывшая Сергеева и Нижнетагильское общество изъявили полное согласие и к кладбищу прирезали необходимое количество земли.

    Епархия 22 августа 4 сент. 1902 г. Скорбященскую церковь с капиталами церковными и причтовыми, ризницей, утварью передает общине, но пока нет своего причта , Богослужения в ней отправляют причт Введенской церкви с правом пользоваться % с капитала. Староста Скорбященской церкви А.А. Железнов принимает церковное имущество ( книги, иконы, облачения. Восковые свечи 3 п. 4 ф. на сумму 105 руб. 4 к.), наличными деньгами 533 руб. 7 коп., билетами -церковных сумм - 3100 р., причтовых 900 руб.

    В конце 1902 г. состоялось пострижение в монахини Феозвы Крузе с именем Мария.

    Община зажила самостоятельной жизнью. Школу грамоты преобразовали в ЦПШ в 1902 г. Заботой общины стало построение нового храма ,так как Скорбящннская церковь по своим размерам мала и тесна.

    Мария, настоятельница обители, возбудила ходатайство перед Владимиром, архиепископом Екатеринбургским, о разрешении построить новую каменную церковь на сметную сумму 70630 руб. по плану, составленному инженером Е.И. Артемовым, что весь кирпич сестры приготовят сами. Поэтому из церковных сумм на постройку потребуется только 1000 руб. , остальные деньги надеются добыть пожертвованиями, своим трудом. Церковь по плану д.б. трехпрестольная: главный престол в честь Вознесения Господня, правый- Святителя Николая, левый – Серафима Саровского. Епархия исхлопотало у Уральского Горного Управления бесплатно 400 куб. саж. Дров ( в течение 4 лет – по 100 куб. саж. в год.).Для обжига кирпича, потребного на постройку этого храма, и 3247 бревен для самой постройки. Нужен священник, для него – квартира. Строят школу и помещение для притча. В 1903 г. построено двухэтажное здание. В 1904 г. 17 мая при общине учредили вакансию священника.

    Владимир, архиепископ Екатеринбургский и Ирбитский в 1904 году при обозрении Епархии посетил Скорбященскую общину, лестно отозвался и обещал ходатайствовать о преобразовании ее в монастырь. За 2 года самостоятельной жизни: число сестер 90, земли на правах собственности было: селитбенной 8 десятин и пахотной 20 десятин и в бессрочном арендном пользовании три участка, из коих два под сенокосом, на третьем кирпичные сараи с двухэтажным деревянным домом для проживания сестер, работающих при выделке кирпича. В пространстве, занимаемом общиною и обнесенной каменною оградой, находятся одно каменное и четыре деревянных помещения с надворными постройками; в каменном здании помещается ЦПШ с 40 учащимися девочками, одна часть которых находится на полном содержании общины. Все новые помещения оцениваются в 17000 руб.

    Община содержится исключительно трудами сестер. Рукодельные мастерские: белошвейная, портняжная, цветочная, переплетная и чеботарная. В летнее время сестры занимаются хлебопашеством и сенокошением, скотоводством и огородничеством и, при помощи наемных рабочих выделкой кирпича. В 1903 году поступило в общину дохода: а) от мастерских и выделки кирпича-6023 р.93к.; и от ведения сельского хозяйства-3211р.60к. К 1 мая 1904г. община имела церковных сумм 3250р.16к. и экономических 8266 р.25к., а всего наличными и билетами 11515р. 41к., кроме того причтового капитала 1530 руб.

    В религиозно-нравственном отношении обитель стоит высоко и пользуется заслуженным уважением в глазах местного населения, которое охотно посещает обитель и по мере возможности помогает ей.

    Жизнь общины течет так: ежедневно в 4 часа утра ударяют в колокол, созывая сестер на утреннее правило, во время которого вычитывается и пропевается сестрами полунощница, утреня и часы, и затем каждая сестра идет на указанное ей настоятельницей послушание. В 5 часов вечера также прочитывается и пропевается вечерня и повечерие; а после повечерия бывают ежедневные собеседования, ими заведывают настоятельница, казначея и старшие сестры.

    Во все воскресные, праздничные и царские дни совершаются всенощное бдение и литургия, присутствуют все сестры. Хор общины пользуется известностью в Тагиле. Его приглашают часто для пения при погребении умерших и при отправлении богослужения в храмах. Напевы употребляются по преимуществу Турчанинова, Архангельского и Знаменского распева. В отношениях к посетителям и друг другу сестры отличаются приветливостью, доступностью, благожелательностью и скромностью.

    Преосвященный Владимир возбудил ходатайство, от 12 июня 1904 года перед синодом о возведении этой общины на степень общежительного монастыря, с наименованием оного в "Скорбященский" и с таким числом сестер, какое обитель в состоянии содержать на свои средства.

    Указом от 23 октября 1904 указ Синода о присвоении общине статуса монастыря с назначением настоятельницей монахини Марии.

    Об открытии монастыря Екатеринбургским Епархиальным начальством сообщено было Пермскому губернатору и местному благочинному с предписанием избрать день празднования этого события.

    Настоятельница монастыря и сестры пожелали открытие монастыря отпраздновать торжественно, в присутствии с виновником их торжеств – Владимиром. Назначили это празднество на 26 мая 1905 года, приурочив к нему закладку величественного храма в честь Вознесения Господня.

    С. Павловский

    * 25 мая 1905 года владыка Владимир вечером, накануне праздника Вознесения Господня совершил всенощное бдение в Нижнетагильском Скорбященском монастыре, причем богослужение за теснотою храма и множеством молящихся, при прекрасной теплой погоде, было совершено на открытом воздухе перед храмом. На другой день 26 мая, в монастырском храме Владыка совершил божественную литургию, зачитал указ Синода о присвоении обители статуса монастыря. После литургии последовал в крестном ходе в монастырскую ограду и здесь совершил заложение нового храма обители в честь Вознесения Господня.

    [ЕЕВ №48 за 1910 г.]

    Н.Тагильский женский Скорбященский монастырь состоит под управлением игуменьи Марии. В нем 3 монахини, 7 послушаний и сестер 101 чел. Из них несут послушание 30 сестер в белошвейной мастерской, 6 -в живописной, 3- в переплетной, 8- в цветочной, 5 – в портняжной , 3- в чеботарной, 2- в чулочной, 3- в ткальной, 6- в одеяльной и 6 сестер неустанно по очереди , несут чтение псалтыря. Остальные заняты хозяйственными работами. В летнее время кроме занятия полевыми работами сестры занимаются выделкой кирпича, ежегодно вырабатывая его до 300 тыс. шт. Земли при монастыре числится: усадебной 7 десятин кв. саж. Сенокосной 16 десятин, пахотной 20 десятин и арендуемой для кирпичного производства 20 десятин. Доходы монастыря за текущий год составили: за чтение пластыря по умершим- 1390 р. 7к., доход от рукодельных работ- 1747р. 4к., от продажи кирпича – 691р. 50к., от продажи молочных продуктов, сена, скота – 380 руб. 5 коп., от продажи просфор 128 руб.63 коп., за места для могил и за катафалк 659 руб. 55 коп., пожертвований 655 руб. и процентов с капитала 305 руб. 40 коп.

    Постройки монастыря состоят, не считая разных хозяйственных. Из восьми жилых зданий; из них: два каменных, один полукаменный и 5 деревянных. Один из этих домов – каменный, двух этажный, находится вне монастырской ограды. В нем помещается церковно- приходская школа

    (в нижнем этаже) и квартира монастырского священника ( в верхнем).

    [ ЕЕВ № 1913г.]

    6 августа 1913 года на Вознесенском храме устанавливали кресты

    [О.К.Лапина]

    * Купец Иван Иванович Сергеев, владелец канатной фабрики и винного склада на речке Вязовка, по завещанию отца на свои средства строит кладбищенскую церковь в 1866 году во имя иконы Божьей Матери " Всех скорбящих радость"

    * В 1895 году мастеровой Нижнетагильского завода Семен Алексеевич Морозов отдает сестрам участок пахотной земли и сенокосное угодье – 7 десятин по речке Вязовка.

    * 30 марта 1923 года Нижнетагильский городской совет депутатов издает постановление о закрытии монастыря. 31 марта докладывалось, что " в тот же день все монашки были выгнаны, церкви опечатаны".

    * После закрытия монастыря в школе №38 кружок рукоделия вела Анна Федоровна Казанцева, бывшая монахиня, умелая вышивальщица.

    * [Пригородная газета, № 43 за 2005 г.] 9 июня 1998 года началось восстановление монастыря. Настоятельница монахиня Кирилла ( Раиса Николаевна Суворова, бывшая проводница, была пострижена в малую схиму архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Никоном в Казанском мужском монастыре г.Нижнего Тагила 27 августа 1998 года и назначена настоятельницей Скорбященского монастыря).

    В 1999 году было 3 монахини и 8 послушниц. В 2005 году всего 8 человек.

    [О.К.Лапина] А.А. Кузьмин создал проект восстановления монастыря, который не осуществлен. Сегодня Анатолий Андреевич работает алтарником с отцом Владимиром Чудиновым в Скорбященском монастыре ( 2007 г.)

    А. Ефанов выпустил книгу "Богоизбранный Тагил", где собрал материалы о Скорбященском монастыре. В книге очень много ошибок и откровенной путаницы. В разделе о месторасположении храмов и часовен сплошная ерунда.

    [Пригородная газета, № 26 за 2002 г.] Возвращен епархии в 1992 году. По проекту НПЦ по охране памятников при правительстве области Ю.Ю. Курашев и С.С. Абрамов возвращается первоночальный облик Вознесенскому собору. Расписывает церковные своды Сергей Брюханов.

Обзор составила О.К. ЛАПИНА.

 

 

Главная страница