"Отомстил двадцатый век"
Раскроем справочную книгу Ф.П. Доброхотова "Урал северный, средний и южный", изданную в Петрограде в 1917 году. Читаем о Нижнем Тагиле: "Огромное население раскидано в живописной долине по обеим берегам реки Тагил... На господствующих над селением возвышенностях расположены храмы и часовни. При въезде в центр селения бросаются в глаза большие старинные здания... тут же ряд памятников, несколько церквей очень красивой и оригинальной архитектуры...".
Многие из этих сооружений исчезли, как исчезли и многие живописные детали пейзажа. Что говорить о кедровнике у подножия Высокой, о бережном отношении к которому писал еще Петр Паллас, проезжавший через селение в середине XVIII века ("жители огораживают каждое дерево").
Люди среднего возраста помнят еще островки чистого леса у поселка Кокс, Новой Кушвы, прекрасные тополя в городском парке.
Многое осталось только на старых фотоснимках, а многого нет и на снимках - не все фотографировалось, и не все снимки сохранило время.
Попытаемся показать то, что оставило след на бумаге, благодаря великому изобретению - фотографии.
Читаем у Доброхотова: "Красоту селению придают церкви, которых шесть, из них две единоверческие. Кроме того, существует еще Скорбященский женский монастырь, лежащий недалеко от вокзала на реке Малая Кушва".
Сейчас уцелели только три церкви: Александро-Невская, Казанская и Троицкая. Остальные - только на фотографиях.
"Старшим" же в Тагиле был
ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР.
Приход его - почти ровесник самому заводу. Первоначальный храм этого прихода был деревянный, построенный в 1750 году и освященный в честь Введения во храм Богородицы.
Построенный в 1764-77 годах каменный храм был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, а прежний деревянный был перенесен на кладбище, расположенное на территории, прилегающей к нынешнему зданию горного техникума. Впоследствии, в 1835 году, здесь была построена каменная Введенская церковь.
Строился Входо-Иерусалимский храм на средства Никиты Акинфиевича Демидова, который, как известно, родился на берегу Чусовой, - крест на месте его рождения сохранился до сих пор, привлекая внимание проплывающих туристов.
Архитектура храма была характерна для XVIII века - на сладких крашеных стенах красиво выделялся белый декор: пилястры, сандрики, тяги, наличники. Собор крестово-купольный, трехнефный. Над среднокрестием возвышался главный купол на высоком барабане. Он был оформлен четырьмя люкарнами овальной формы и завершался небольшой главкой с крестом.
Вытянутый конец центрального нефа заканчивался четырехгранной колокольней высотой в 51 метр, имевшей три яруса. Два нижних яруса были прорезаны арочными окнами и завершались чугунном решеткой-парапетом. Третий ярус, меньший по объему, имел восьмигранную форму. Колокольня венчалась шпилем с крестом. Под шпилем колокольни были устроены часы с боем четвертей в четыре колокола.
Основной объем собора имел гладкие стены, оформленные белыми пилястрами и окнами с белыми наличниками. Окружала храм ограда из кирпичных столбиков и декоративной решетки, в орнамент которой был включен повторяющийся вензель "НД".
Для стропил на церкви и колокольне решено было использовать тагильский металл. Кресты и маковицы на храме были изготовлены на Нижнетагильском заводе из красной меди и вызолочены "через огоны в Москве, на что было употреблено 100 золотых червонцев. Да на провоз изделии в Москву и обратно затратили 70 рублей. Чтобы представить себе эти расходы, заметим, что поденная плата рабочих на стройке составляла тогда одну копейку в день.
Собор стоял на пригорке, в самом центре заводского поселка, почти напротив главной заводской конторы и являлся частью ансамбля предзаводской площади. Он, бесспорно, являлся архитектурной доминантой. С любой точки селения был виден его шпиль, а звучание его главного 560-пудового колокола было слышно за десятки верст от Тагила.
120 лет назад "Пермские епархиальные ведомости" писали о богатой утвари собора, и прежде всего, о замечательном престоле храма, "в основание которого был положен огромный кубический магнит, каких, может быть, нет в целом свете" (П.С. Паллас, побывавший в Тагиле в 1770 году, называет этот магнит "ужасным").
Трудно удержаться и от описания других, совершенно уникальных предметов, принадлежавших храму.
Особо чтимой была древняя икона святителя и чудотворца Николая Мирликийского, принесенная из Невьянского завода около 1725 года, украшенная сребропозлащенными ризами и драгоценными камнями.
Напрестольное Евангелие, изданное в 1759 году, высотой в один аршин и шириной в 3/4 аршина, весом в 2 пуда 10 фунтов (42 кг), имели переплет, "изготовленный из чистого серебра, толщиной в 1 дюйм. На обеих досках переплета - по пяти клейнодов, на которых изображены под золотом чернью: Воскресение Христово, Евангелисты и страсти Господни. Застежки серебряные под золотом с литыми изображениями апостолов Петра и Павла. На переплете были вычеканены слова: "Во славу Вседержителя Господа Бога нашего Иисуса Христа Искупителя грехов наших, сей пречистых уст его завет облечен недостойным старанием статского советника Никиты Акинфиевича Демидова 1764 года".
Никита Акинфиевич строго контролировал ход строительства, вникал вовсе детали, был строг, ноне мелочен. Расчетлив, но не скуп.
Сохранилось предание, что когда в 1771 году ему был представлен отчет о средствах, израсходованных на устройство и украшение храма, он, "взяв оный в правую руку и не просмотрев, немедленно бросил оный в топившуюся печь, сказав при этом изумленным подателям отчета достопамятные слова: "Что отдано Богу, то все Его, христиане же должны благотворить так, чтобы не знала об этом и левая их рука".
Наследники Никиты Акинфиевича также не обходили вниманием собор. Потир, дискос, звезда, напрестольный крест и ложечка для причастия "из первонайденного в Сибири чистого золота высокой пробы и художественной заграничной работы, украшенные драгоценными камнями" были подарены в 1826 году Николаем Никитичем. Общий вес этих вещей составлял 7 фунтов (около 3 кг), а стоили они тогда 45 тыс. рублей. Принадлежал храму и "Огромного размера серебряный крест с финифтевыми изображениями Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Богослова и надписью: "Сей крест похищен был врагами должно предполагать в Москве во время нашествия в 1812 году и куплен в Париже тайным советником Николаем Демидовым в марте месяце 1815 года".
Икона святого Андрея Критского, в сребропозлащенной ризе, была пожертвована в 1858 году Анатолием Демидовым в память о заводоуправителе Андрее Николаевиче Карамзине (сыне историка), погибшем в 1854 году на русско-турецкой войне.
Доброхотов упоминает также об иконе Иверской Божьей Матери стоимостью в 3 тыс. рублей, о привезенной из Италии картине "Кающаяся Магдалина", о копиях с работ знаменитого художника Корреджо.
После революции собор, как и другие церкви Тагила, испытывал постоянные притеснения со стороны органов власти, издевательства подстрекаемой властью молодежи - наших доморощенных хунвэйбинов. А 15 февраля 1930 года президиум горсовета решил:
"Учитывая массовые требования трудящихся города, закрытия Входо-Иерусалимского собора,.. обоснованные на необходимости использования этих зданий под учебные мастерские по поднятию и выковыванию квалифицированной рабочей силы, занятой на строительстве как города, так и фабрик и заводов, в каковых в связи с постройкой ряда новых заводов и социалистического города будет весьма огромный недостаток,., требования трудящихся о закрытии Входо-Иерусалимского собора удовлетворить".
Прений протокол не зафиксировал. Однако превращения храма в мастерскую - кузницу кадров не произошло. Да об этом вряд ли кто думал всерьез.
В марте 1930 года собор покинул протоиерей, оставив записку:
"В виду моего отъезда я хочу сказать, где и какие имеются вещи и ключи. В Алтаре направо железный шкаф, в нем на второй полке есть большой ключ от несгораемого ящика, где хранится золотой на малахите крест и крест большого размера с камнями и другие серебряные сосуды, а также в алтаре осталась моя камилавка, которую прошу отдать сторожу Филиппу...".
Уникальные вещи так не передаются. Значит, их уже не было. А полгода спустя, 30 августа 1930 года газета "Тагильский рабочий" писала:
"КУЛЬТУРА ПОБЕЖДАЕТ
Осуществились наказы, которые давались трудящимися Тагила горсовету: Входо-Иерусалимский собор, 160 лет служивший орудием религиозного дурмана, превратился в культурное учреждение. В день празднования освобождения Урала от Колчака в нем открыт художественный отдел музея и выставка работ художников и фотографов тагильского округа.
Сумрачные стены собора ожили. "Святые" и "ангелы" не глядят больше со стен отреченным взором. Оставлены лишь те из них, которые используются как антирелигиозный материал. Так красуется в своем киоте мужеубийца, известная своей распутностью Екатерина II, которую неизвестный художник XVIII века изобразил в виде святой. И много старушек, вероятно, разбивали себе лбы в усердных поклонах перед "святой великомученицей Екатериной".
Оставшаяся часть убранства собора, которая впоследствии используется для антирелигиозного музея, отделена лишь плетением разноцветных лент...".
Спустя несколько месяцев собор был взорван.
Однако сохранившиеся фотоснимки 1929 года позволят нам побывать внутри собора, которого нет. Убранство Входо-Иерусаянмского собора отличалось особой пышностью, свойственными стилю барокко аффектацией, динамичностью и стремлением к величию, текучестью сложных криволинейных форм.
Высота центрального иконостаса алтаря более десяти метров. В центре - решетчатые царские врата высотой около четырех метров, в верхней части которых в золотистом сиянии лучей икона "Троица" (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой в виде голубя). В средней части - икона "Благовещение". Иконы эти разделялись пополам при раскрытии врат (они открывались внутрь алтаря), а при закрывании вновь соединялись в одно целое и приближались к стоящему перед алтарем посетителю, что производило особый зрительный эффект. Икону "Благовещение Богородицы" окружают четыре иконы евангелистов в резных рамах одинакового рисунка.
Весь иконостас украшен великолепной резьбой. Словно волны валами накатывают на молящихся; и в застывшей пене они видят прекрасные картины знакомых евангельских сюжетов.
Слева от врат - изображение Богоматери, справа - Христе. Перед ними свисают многочашные лампады. На боковых вратах алтаря - изображения архидьяконов-великомучеников, тех, которые одними из первых пострадали за приверженность учению Христа.
Над царскими вратами - традиционная "Тайная вечеря". Драма последней встречи Христа с учениками перед казнью вдохновляла творчество многих художников.
Над "Тайной вечерей" - икона "Господь Вседержитель (в центре Христос, восседающий на троне. Слева от него - Богоматерь, справа - Иоанн Креститель).
Самая верхняя над вратами икона - "Свет Предвечный", или "Венчание Богородицы". На ней изображены парящие в облака" фигуры Марии - в центре и коронующих ее Иисуса Христа и Бога Саваофа.
Православная церковь отмечает многие религиозные праздники. Но есть особые, так называемые великие, которые отмечаются особенно торжественными богослужениями. Это - "двунадесятые" праздники, называемые так по их числу Рождество Христово - 7 января; Крещенье (или Богоявление) - 19 января; Сретенье (встреча младенца Христа с праведником Симеоном) - 15 февраля; Благовещенье (оповещение Девы Марии архангелом Гавриилом о том, что она родит сына - Христа) - 7 апреля; Вербное Воскресенье (въезд Христа в Иерусалим) - за неделю до Пасхи; Вознесение Христа на небо - на 40 день после Пасхи; Троица - на 50 день после Пасхи; Преображенье или Спас яблочный (в этот день церковь освящает плоды и мед нового урожая) - 19 августа; Успенье Богородицы - 28 августа; Рождество Богородицы - 21 сентября; Воздвижение Креста Господня (крест, на котором был распят Христос, по преданию был найден в IV веке матерью императора Константина Еленой и поднят - воздвигнут над толпой верующих) - 27 сентября; Введение во Храм Богородицы - 4 декабря.
Пасха (Воскресение Христово) не входит в их число: это - "праздников Праздник и Торжество из торжеств".
Праздникам были посвящены иконы, расположенные в два ряда в горизонтальных рамах.
Но главное место на иконостасе, конечно, занимали двенадцать апостолов, расположенные в два ряда.
Апостолы - избранная Христом группа его ближайших учеников, составлявшая ядро первохристианской общины: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Симон, Матфий.
Могучие богатыри-проповедники уверенной поступью направляются к зрителю, их свободные одежды развеваются от стремительного движения. Целеустремленностью, силой духа веет от этих фигур.
Православная традиция требует определенных деталей, присущих каждому портрету. Апостолов можно распознать по надписям или физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, ее форма, высокий лоб Павла и Иоанна и т. п.), по тем предметам, которые они держат в руках (райские ключи у Петра, свитки посланий у Иуды Иаковлева и Иоанна, кодекс у Матфея и т. д.). Наконец, апостолы могут иметь в качестве атрибутов орудия своих мученических "страстей" (пыток): Петр, Филипп, Симон, Фаддей - кресты; Андрей - крест особой формы в виде буквы "X"; Павел, Иаков Зеведеев, Матфей - мечи; Варфоломей - нож мясника; Иаков Алфеев - палицу; Фома - копье; Иоанн - чашу, из которой выползает змейка, символизирующая яд.
Апостол Андрей назван церковью Первозванным, потому что прежде всех других апостолов стал последователем и учеником Христа. По преданию, он проповедовал христианство в странах около Черного моря и Дуная, вверх по Днепру отправился к горам, на которых расположен ныне Киев и на одной из них водрузил крест. В 1744 году императрица Елизавета на этом холме заложила храм (архитектор Растрелли). Главная его святыня - часть мощей Андрея Первозванного, привезенная из Греции в 1859 году русским паломником Андреем Муравьевым.
От гор киевских Андрей Первозванный прошел по России, достиг мест, где ныне Новгород, затем вернулся в Грецию. Там был схвачен правителем города Патр и распят после пыток на кресте. Его не прибивали к Х-образному кресту, а привязали веревками, чтобы продлить муки.
Андрей Первозванный был, пожалуй, самым почитаемым в России апостолом. В 1699 году Петр Первый учредил орден Андрея Первозванного - высшую государственную и военную награду России. В том же году он учредил Андреевский флаг - кормовой флаг русского Военно-Морского Флота (с диагональным крестом - так называемым крестом Андрея Первозванного).
Не меньшей пышностью отличались боковые алтари Входо-Иерусалимского собора. Каждая вещица изготовлена тщательно, с любовью, и потому имеет свой определенный характер и далека от современных, механических, бездушных изделий.
Глядя на устремляющиеся вверх, к свету, великолепно украшенные стены собора, поневоле приходишь к мысли - пожалуй, много километров надо проехать от Тагила, чтобы увидеть подобную красоту. Снова и снова думаешь, как же получилось, что вся она уничтожена. И не фашистскими бомбами, как дворцы и храмы Ленинграда, Киева, Новгорода, десятков других городов, а разрушена нашими собственными руками.
Вернемся к снимку центрального алтаря. В самом старом тагильском храме, где предки наши пролили немало слез и в дни радости, и в дни печали, на самом почитаемом месте - у алтаря - задом к нему стоит взрослый человек, которому и в голову не приходит обнажить голову. А ведь здесь стояла купель, в которой при крещении получили имя и он сам, и его отец, и дед, и прадед. Здесь венчали его мать. Здесь ее отпевали перед тем, как увезти на кладбище... Напомним, снимок сделан в конце двадцатых годов.
"Великий перелом"...
Церкви были осмеяны, изгажены и разрушены. И стало жить лучше, легче, веселее!
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека
И все величие его.
Так писал А. С. Пушкин.
И. Т. Коверда
Литература: Тагильский краевед. Альманах. - Нижний Тагил, 1992.-128 с., ил.