Тагильская плащаница
Что мы знаем о монастырских рукодельных мастерских, где трудились искуснейшие из русских вышивальщиц?
А ведь существовали такие по всей России, и работавшие в них приносили своим трудом огромную пользу. К сожалению, малочисленны дошедшие до нас уникальные произведения вышивальщиц ХV-ХVII веков, относящиеся к периоду расцвета лицевого шитья. Не так уж много сохранилось и орнаментальных композиций, созданных златошвеями в более поздние времена.
Жизнь монахинь-вышивальщиц нижнетагильского Скорбященского монастыря известна нам по небольшому числу оставшихся документов и из воспоминаний старожилов города. Еще поныне хранятся в семьях вышивки, выполненные руками монастырских мастериц. Но как жаль, что эти предметы не могут поведать нам о судьбах или хотя бы именах вышивальщиц. Как-то не было принято у них помечать работы своими инициалами или особым знаком.
К искусству рукодельных монастырских мастерских раньше относились с большим уважением, но и требования к нему предъявлялись строгие. Сразу в разряд вышивальщиц не зачисляли - надо было, имея навыки шитья, пройти обучение у высококвалифицированных мастериц.
Свидетельством тому служит запись воспоминания монахини Скорбященского монастыря Анны Федоровны Казанцевой, сохранившей и передавшей в дар музею свои работы того времени, когда она еще совсем юной состояла в ученицах у опытных вышивальщиц. Работы небольшие, но разные по технике исполнения. Одна из них - саше для носовых платков с вышивкой красными нитями по конгрессу. Другая, необычайно интересная, была задумана к десятилетнему юбилею монастыря и вышивалась почти год, но так и не закончена. На небольшой картинке, шитой цветным бисером по парусине, высокое строение (возможно, сам монастырь или одна из его построек) в окружении деревьев. В вышивке обозначена заглавная буква "М" и две первые цифры даты 18... Но так как работа не окончена, то, обратившись к воспоминаниям Анны Федоровны, уточним: готовилась она для выставки к 1895 году.
Далее из воспоминаний следует, что содержался монастырь трудами сестер, а также на средства тагильских купцов и торговцев, от которых поступали большие вклады. Специального здания для рукодельной мастерской не было, и сестры работали по кельям, выполняя различные заказы от населения. Белошвейки занимались шитьем приданого, мужских праздничных рубах - косовороток, женского белья, изготовлением постельных принадлежностей и даже шитьем стеганых одеял. Ученицам поручалась метка приданого, а искусные вышивальщицы цветными шелками и бисером создавали красивые орнаментальные узоры.
По свидетельствам очевидцев, по церковным праздникам в торговых рядах иногда можно было встретить и монастырскую продукцию. На выбор покупателю предлагались узорчатые шелковые и шерстяные покрывала, кроватные и диванные подушки "думки", вышитые дорожки, комплекты салфеток, газетницы с пейзажами и цветами, чайные полотенца и скатерти, а также небольшие шитые цветным бисером картинки и иконки. Все это охотно раскупали тагильчане для собственных нужд и подарков.
Дружба и добрые отношения рукодельных мастерских Скорбященского и екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря поддерживались встречами вышивальщиц, перенимавших друг от друга все то новое, что появлялось в области шитья.
Особое положение занимали при монастырях женщины, в совершенстве владевшие техникой золотного шитья. Труд их ценился очень высоко и приносил немалую выгоду
На рубеже ХIХ-ХХ веков для монастырей наступил период жестокой конкуренции с частными и государственными швейными заведениями. Виной тому стал технический прогресс: в России уже бойко шла торговля купленными за границей швейными, вязальными, вышивальными машинами и различными механизмами. Любой заказ, поступавший в светскую швейную мастерскую, выполнялся в рекордно короткие сроки. И только вышивальщицы-золотошвеи с их глубокими знаниями и разнообразными приемами шитья могли противостоять этому давлению.
В тот период большую популярность приобретают русские ткани, а в художественных вышивках все чаще находят применение золотосеребряные нити и техника шитья "в прикреп". Вышивки с сюжетными сценами относились к числу самых сложных по технике исполнения, но наиболее трудоемким считалось шитье плащаницы, над созданием которой трудилось сразу несколько мастериц. Работали они в тесном содружестве с художником -иконописцем, размечавшим белилами по ткани будущий сюжет. Изменить композицию или дополнить ее, пусть даже самыми незначительными деталями, не разрешалось. Проявить собственную фантазию мастерица могла лишь при подборе цвета нитей или в разнообразии техник золотного шитья.
В собрании Нижнетагильского музея-заповедника хранится большая Пасхальная Плащаница, шитая предположительно руками золотошвей екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Сюжет ее - "Положение во гроб", где у гроба с телом Христа изображены Богоматерь, Мария-Магдалина, Иоанн, Никодим, Иосиф и ангелы, выполнен в технике золотного шитья по карте (рельефному картону). Пышные складки одежд святых как бы струятся, пронизанные потоками света и воздуха. Золотое одеяние расшито блестками и цветным бисером, столь мелким и неброским, что почти не привлекает внимания. Кайму Плащаницы украшает узор из растительных трав, переплетающихся с многочисленными бутонами и цветами, - техника золотного шитья по трафарету. Этой же техникой выполнены высокие буквы с титлами, составляющие текст пасхального песнопения - "Тропарь Великой Субботы".
Необычайное ощущение гармонии возникает от золотого сияния нитей в сочетании с бордовым бархатом, хотя в шитье присутствует множество других оттенков и цветов. Не перестаешь удивляться тщательной проработке мельчайших деталей и высокому качеству исполнения.
В среднем около трех лет длилась работа вышивальщиц-золотошвей, создававших настоящее произведение искусства. Это занятие требовало глубоких знаний, необычайного терпения и виртуозного владения иглой.
Тагильской Плащанице более ста лет, но золотное шитье совсем не пострадало от воздействия времени. Вот лучшее доказательство мастерства талантливых золотошвей XIX века, трудившихся в рукодельных мастерских наших монастырей.
Ольга ДУРНИЦИНА,
научный сотрудник музея-заповедника.
На снимке: тагильская плащаница.
Литература: Газета "Горный край" от 16.05.2002.