Нелегальный монастырь в Сирбишино
Давно стерт с лица земли женский монастырь, расположенный в пятидесяти километрах от Нижнего Тагила поблизости от села Сирбишино. Впрочем, до 1895 года здесь было лишь общежитие для монахинь, а затем с 1913 года была зарегистрирована община, и лишь в 1916 году привод получил новый статус - монастырь.
Накануне Октябрьского переворота в обители насчитывались одна монахиня и сорок три послушницы. Сам монастырь был деревянным. Введенская церковь была заложена 18 июня 1913 года и освящена в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы 1 февраля 1914 года. Через восемь лет своего существования в 1924 году монастырь, как и везде, советской властью был закрыт. Но здесь, в глуши, монастырь ухитрились нелегально открыть. Сюда пришли бывшие послушницы, и он действовал до 1928 года, а фактически власти окончательно закрыли его лишь в 1935-м.
С открытием монастыря вновь закипела монастырская жизнь. Монахини продолжили свою службу Богу, а настоятельницей монастыря стала игуменья Валерия (Варвара Григорьевна Бородина). Лишь с января 1934 года в приход был прислан новый пятидесятилетний священник Иоиль (Иоиль Григорьевич Вяткин), ставший фактическим настоятелем нелегального женского монастыря.
Архиепископ Макарий (Матвей Дмитриевич Звездов, 1874 года рождения), молча улыбаясь в густую черную бороду, рассматривал вошедших в трапезную сестер-монахинь и отца Иоиля. Лучившиеся добрые глаза, глядевшие из-под клобука, просто любовались этой троицей. Надо же, все монастыри уже давно закрыты, а этот работает: "Не иначе Господь сберег!" - рассуждал про себя архиепископ. Священник поведал архиепископу о нуждах монастыря, монастырской жизни: пятнадцать монахинь открыто носят монашескую одежду, усердно соблюдают посты, систематически ведут службу. Народ в Введенскую церковь ходит, только постоянных прихожан 180 человек. Но и жители окрестных деревень находят путь в деревню Малехоны (Сирбишино). Поблагодарив отца Иоиля за богоугодное дело, архиепископ вручил ему свидетельство священника и набедренник. Эта встреча произошла в городе Невьянске, в храме, где настоятелем отец Ордальен, в миру Григорий Иванович Лобанов, в сентябре 1934 года. Предчувствовал подтвержденный архиепископ Свердловский и Ирбитский (11.06.1934) с правами областного архиерея, что видит своих гостей в последний раз.
Жестокие репрессии властей привели к тому, что уже с марта 1935 года архиерей не имел возможности управлять епархией: власти держали его под домашним арестом, а 20 июня 1935 года и вовсе арестовали. Чтобы спасти архиерея, митрополит Сергий (Страгородский) уволил его на покой, но власти, несмотря на это, приговаривают его к двум годам ссылки, отбытие которой было назначено в селе Гайны близ города Кудымкара Пермской области.
14 сентября 1937 года архиепископ Макарий был из ссылки этапирован в город Свердловск и "...20 октября 1937 года постановлением тройки НКВД по Свердловской области приговорен к высшей мере. Расстрелян 23 октября в городе Свердловске. Реабилитирована 1956 году".
Навсегда запомнили монахини Куликановы Серафима и Августа, как архиепископ Макарий сказал на прощание, благословив их: "Не ходите вы в монашеской одежде... Не дразните власти. И не собирайтесь в большие группы. Да поможет вам Бог".
Теперь вновь вернемся к священнику Иоилю Вяткину, который еще до революции стал монахом, числился таковым до 1926 года, и лишь после этого он стал служителем религиозного культа. Приходилось с большим трудом самоучкой этому выходцу из крестьян-бедняков постигать веру отцов. За эту веру тогда каждого священника ждала своя Голгофа... Уже в 1930 году отец Иоиль был приговорен Коллегией ОГПУ, осудившей его по ст. 59-12 УК РСФСР к ссылке в Тавдинский район, где он и пребывал до конца 1933 года, а до этого его голос слышали прихожане церквей деревни Дерябиной Верхотурского района и поселка Новая Ляля.
По рекомендации отца Ордальена священник Вяткин отправляется в свою новую епархию, остальное - Божий промысел!
Сдвинув брови, следователь составлял очередной протокол дознания от 1 января 1936 года на гражданина Вяткина Иоиля Григорьевича. "Признаете ли Вы, что монастырь был нелегальным?" - произнес он.
Священник признал нелегальный статус монастыря, а также то, что вопреки законам советской власти он не был зарегистрирован. Да и как его зарегистрируешь, если все монастыри закрыты? Арестованные вместе со своим священником Иоилем монахини одна за другой давали показания. Апаницына Вероника (в миру - Валентина Александровна, шестидесятилетняя монахиня) на всем протяжении советской власти лишенная избирательных прав, не признавалась в антисоветской агитации.
Крючкотворы НКВД вырвали лишь признание в религиозной агитации среди населения Сирбишино и колхоза "Боевик". Она и не подозревала, что у следователей НКВД это считалось одним и тем же. Стойко держалась упомянутая нами Куликанова Серафима Ивановна, проживавшая в монастыре с сестрой Августой с 1924 года. Она признала, что две недели исполняла обязанности псаломщицы в деревне Останино Алапаевского района, но виновной в этом себя не признавала - крепка была вера у тридцатилетней женщины. Пономарева Фекла Фроловна призналась в антисоветской агитации, которую проводила только среди монахинь общежития. Монахини с негодованием отрицали обвинения в том, что живут не работая, ничего не производя. Они доказали, что лишь старые больные монашки жили в Сирбишино без привлечения к тяжелым работам. Так, на руднике работали Татьяна и Мария Вызовы, Южакова, Васильева, Попова примерно пять лет каждая, занимаясь общественно полезным, по терминологии диктатуры пролетариата, трудом, что было достаточно, чтобы их восстановить в правах гражданства. Но, несмотря на их работу, с 1927 по 1932 г.г. все они оставались лишенками. Та же Вызова показывала на допросе от 14 января 1936 года следующее:
"Да, я признаю себя виновной в том, что проживала в монастыре, сажала овощи и совершала различные обряды. Я никогда не занималась антисоветской агитацией".
Евфросинья Петровна Попова была обвинена в том, что не вставала на учет в сельсовете из-за нежелания, чтобы ее послали на лесозаготовки, так как ей было 48 лет. Монахини держались стойко.
Временно исполняющий обязанности уполномоченного НКВД Р. после допроса и очных ставок отпустил Антонину Федуловну Колтышеву из-под стражи, дело своим распоряжением прекратил. Настоятельница монастыря игуменья Валерия (Варвара Григорьевна Бородина), принявшая еще 2 февраля 1913 года монашество, в 1935 году при закрытии монастыря ввиду того, что ей исполнился 71 год, не была привлечена к уголовной ответственности. Она была направлена в нижнетагильский дом старчества. В результате разбирательства дела о нелегальном женском монастыре были осуждены 10 декабря 1936 года четверо: Иоиль Григорьевич Вяткин, Куликанова Серафима Ивановна, Пономарева Фекла Фроловна и Вызова Мария Михайловна, которые были высланы первым этапом в город Мариинск в распоряжение начальника СибЛага НКВД. Всем дали по 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Вместе с игуменьей в дом старчества были направлены Бородина С.Н. и Устинова Е.Е., как не имеющие близких родственников.
Долго разбирались органы НКВД с председателем колхоза "Боевик" Хариным Василием Михайловичем, которого обвиняли в том, что он потворствовал контрреволюции в своем колхозе, платил монахиням, несмотря на то, что они призывали народ не бросать религию. Он обвинялся в том, что поместил монахинь на Красную доску почета как ударниц. Надо было быть смелым и честным человеком, чтобы в то время заявить, что от монахинь он ни разу не слышал контрреволюционных разговоров.
"Сколько вы им платили?" -спросили у Василия Михайловича следователи.
- По моим подсчетам, за полевые работы они получали за один трудодень 800 граммов муки, платил хлебом, мукой и частично деньгами. Всего монастырю было выдано около двух центнеров муки и четыреста рублей деньгами (то есть от 2 рублей 50 копеек до 3 рублей за один трудодень.
Окончательно Введенская церковь была закрыта в 1940 г., до конца придерживаясь сергиевской ориентации. Впоследствии она сгорела.
Неизвестна судьба осужденных, но зерна слова Божия выросли и дали плоды - в октябре 2001 года в присутствии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на том месте, где некогда стоял Сирбишинский женский монастырь, был заложен первый камень. Жизнь продолжается.
Валерий ЧЕВАРДИН.
Рисунок Елены СТЕКАНОВОЙ.