Жизнь – праведная, судьба – трагическая
На развилке дорог, ведущих с Гальянки на Выю и в центральную часть города, среди зданий еще демидовской постройки высится, блестя позолоченными куполами, Свято–Троицкая церковь.
Многое повидали ее стены: крещения в мир входящих и отпевания ушедших в мир иной, торжества по случаю христианских праздников. Были в ее почти 200–летней истории и трагические дни, о которых вспоминает Ливерий Васильевич Шадрин, человек творческий, талантливый во всем, за что бы ни брался, почетный академик Международной академии изобретателей и рационализаторов.
Ливерий Васильевич – внук настоятеля этого храма. В 20–30–е годы прошлого века в судьбе двух поколений этой семьи сошлись, как сказал поэт, вода и камень, лед и пламень: первый – служитель Богу, второй – его антипод.
Нет, наш современник не воинствующий атеист, отвергающий нравственные категории православной религии, он и в советские годы относился к верующим с пониманием и не осуждал тех, кто видит в служении вере свое призвание. Думается, жизнь и судьба его деда сыграли в этом не последнюю роль.
Иерей Троицкой церкви Фаддей Авдеев
Годы стерли многое из памяти, но внук и сегодня помнит картины своего далекого детства. Иерей Троицкой церкви Фаддей Карпович Авдеев и его жена Агния Евдокимовна, учительница одной из приходских школ, занимали первый этаж полукаменного дома недалеко от церкви по улице Извозной (ныне Челюскинцев), где в холодные дни утром и вечером топилась русская печь. Здесь его, замерзшего, с мороза, встречала баба Ага, жена отца Фаддея, и загоняла на теплые полати, туда же отправлялись и валенки. Уже спустя годы, став старше, внук от прихожан слышал самые добрые слова о своем деде: каким уважением он пользовался среди верующих, каким был скромным в быту, бессребреником. Жители Гальянки, окрестных улиц знали: он сделает все, что может, а его жена никому не откажет написать прошение или жалобу.
О дальнейшей судьбе иерея Свято–Троицкой церкви рассказывает его внук Ливерий Васильевич:
– В 30–е годы прошлого века усилились репрессии против православной церкви. Это было время разрушения храмов, пример чему – церковь на Вые, на месте которой сейчас Дворец культуры "Юбилейный". Многие из них были реквизированы под склады, гаражи и т.д. Эта же судьба ожидала и Свято–Троицкую церковь. Чтобы не допустить таких действий, группа священнослужителей во главе с отцом Фаддеем, куда входили пастыри из Нижнего Тагила, Петрокаменского, Верхней и Нижней Салды, Невьянска, Салки и других населенных пунктов Тагильского уезда, поехали в Москву с обращением к власти сохранить церковные здания как историческое и духовное наследие. Обратно они не вернулись. На обращения во все инстанции жен ответ был один: "Ваш муж отправлен на поселение без права встреч с родственниками и переписки". Но, как считает Л.В. Шадрин, по приезде в Москву их арестовали, и вскоре они погибли.
После разоблачения культа личности, добавляет автор воспоминаний, он сам видел документ, в котором говорилось, что его дед был незаконно репрессирован, и выражалось сожаление по этому поводу. Но, как говорится, покаяние, конечно, хорошо, но людей не вернешь. В церкви, где служил Фаддей Карпович Авдеев, помнят о бывшем настоятеле и чтят его память. А внук священника Ливерий Васильевич и его супруга Нина Агеевна, хотя большую часть жизни прожили в атеистической стране, приходят сюда, чтобы поставить свечи в память об ушедшего из жизни родственника и за здравие живых.
Остается добавить, что Фаддей Карпович Авдеев был последним священником Свято–Троицкой церкви при советской власти. Богослужения здесь восстановились лишь в 90–е годы прошлого века.
Л. РУДИН.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 21.04.2009.