Назови мне такую обитель
Одна из малоизученных, а то и просто неизвестных нашим современникам страниц истории родного края связана с возведением церквей и устройством монастырей. Не полагалось об этом писать и рассказывать - не вписывалось это в господствующую идеологию. Но времена меняются, и "белые пятна" истории вызывают интерес как часть нашего общего прошлого.
Разрешили создать богадельню
Один из тагильских благотворителей, владелец канатной фабрики на Вязовке Иван Иванович Сергеев, во исполнение духовного завещания своего отца, в 1858 году передал Пермской епархии 2500 рублей, план и смету на строительство в Нижнем Тагиле кладбищенской церкви.
Разрешение на строительство дал Преосвященный Неофит, архиепископ Пермский и Верхотурский. Храмозданная грамота за № 222 поступила в Нижний Тагил 29 мая 1864 года, а 26 июня протоиереем Алексеем Карпинским на берегу речки Малая Кушва уже совершена закладка церкви во имя Божией Матери "всех скорбящих радости".
Место предопределил архимандрит Израиль, уроженец Нижнетагильского завода, служивший тогда в Петербурге и затем ставший настоятелем Новгородского Отенского монастыря. Он еще в 1855 году в сосновом бору на Малой Кушве установил крест, обложенный иерусалимскими камнями, предполагая, вероятно, увидеть в будущем тут часовенку или какое-либо другое церковное сооружение.
Построили небольшую, уютную, внешне похожую на церковь Покрова на Нерли неподалеку от Владимира, считающуюся шедевром русской церковной архитектуры. Поначалу приписали ее к причту Введенской церкви. Многие годы она оставалась неосвященною и была предметом пристального внимания со стороны группы женщин - тагильчанок, захотевших иметь рядом женскую общину. По благословению Преосвященного Ефрема, архиепископа Пермского и Верхотурского, 20 октября 1883 года церковь была наконец освящена и получила название Скорбященской кладбищенской.
Архимандрит Израиль принимал участие как в освящении ее, так и в создании женской общины, о чем свидетельствует записка, которую он послал в Нижний Тагил вместе со своим портретом в 1889 году: "Сей портрет мой прошу поместить в трапезе Скорбященского общежития, что на Малой Кушве Нижнетагильского завода, которую я заложил по особенному откровению Божию в 1886 году иерусалимскими камнями, испросив у господ Демидовых две десятины земли в 1883 году, и послал свою лепту в 500 рублей". Возможно, он же подал женщинам мысль обратиться в Пермскую епархию с мотивированной просьбой о создании женской общины, чтобы затем принять иноческое звание.
В марте 1884 года Мария Навзорова, Иулиания Балахонцева, Мария Шмакова, Анна Кожевникова, Афанасия Суходаева и другие крестьянки писали Пермскому архиепископу Ефрему о том, что хотят создать общину, имеют для этого дом, пожертвованный их союзницей Марией Белоусовой, а П.П. Демидов "готов дать две десятины земли под общинные постройки". Женщины надеялись на получение от архиепископа Ефрема разрешения на создание общины. Однако Пермская Консистория ответила отказом, пояснив, что просительницы могут поступить в один из монастырей Пермской епархии - Кунгурский, Екатеринбургский или Пермский, которые "удалены от Нижнетагильского завода на не особенно значительное расстояние".
Доводы Консистории сводятся к тому, что только одного дома и двух десятин земли недостаточно для содержания всей общины, нужны средства, а их не было ни у епархии, ни у самих женщин. В сентябре 1884 года от епархии все же получено разрешение на создание, но не общины, а только богадельни. Это незначительное достижение вдохновило Марию Навзорову и ее союзниц, вселило в их сердца надежду, что со временем будет у них и община.
В 1885 году из села Шиловка перевезли деревянный дом, пожертвованный Марией Белоусовой, и установили рядом со Скорбященской церковью. В нем поселились сама дарительница и ее подруги Навзорова, Бородина, Проскурякова и другие. Вдова благотворителя Сергеева - Мария Андреевна Колчина приступила на свои средства к обнесению места обители каменной оградой, а члены общины занялись благоустройством и хозяйственными делами.
К ним в богадельню подселяется мещанка Феозва Крузе, в прошлом воспитанница Пермского женского приюта. Со временем она становится во главе движения тагильских сестер и делается первой настоятельницей общины. Мысль об учреждении оной стимулирует поступки и действия Феозвы Крузе, Марии Навзоровой и других. В декабре 1885 года они пишут Преосвященному Нафанаилу, епископу Екатеринбургскому и Ирбитскому:
"Богадельня есть место призрения сирых, престарелых и убогих, не имеющих крова-пристанища и не могущих снискать себе пропитание, следовательно, долженствующих помещаться и содержаться на чье-либо иждивение, - доказывают сестры. - Мы же себя ни к кому и ни с кем ставить в обязательства не намерены и не желаем. Помещение для себя мы построили своекоштно, а также и содержать себя желаем по силе своих средств, за исключением имеющей быть при нашем учреждении кружки для принесения добровольных жертв... Мы же таковой кружки пока не имеем. А потому мы, грешные и угнетенные, дерзнули прибегнуть к Вашему Преосвященству с почтительною покорнейшею просьбою: Отец, Архипастырь земной! Благослови наше учреждение называться не богадельней, а женской общиной..."
Однако и эта горячая просьба была отвергнута по причине отсутствия "земли и капитала". Протоиерей И.П. Флавианов, опекавший богадельню, для управления ею предложил руководствоваться уставными требованиями, разработанными в свое время Московским митрополитом Филаретом для Бородинской женской общины. По инициативе протоиерея в богадельне был создан совет старших сестер, в ведение которого вошли хозяйственные дела обители, вопросы по ее благоустройству и строгий контроль за поведением и жизнедеятельностью членов этого женского учреждения.
С годами богадельня развивалась духовно, крепла материально: в 1892 году она имела уже два двухэтажных небольших дома и отдельную кухню с надворными постройками, три рабочих лошади, несколько летних и зимних экипажей, земледельческие орудия, пять коров и другой мелкий скот и капитала до 800 рублей. Сестры занимались хлебопашеством и скотоводством, косили сено, вели домашнее хозяйство, достигли успехов в художественных женских рукоделиях.
Недавно в интервью газете "Труд" игуменья Серафима, настоятельница московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, в миру Варвара Васильевна Черная, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР, сказала вот о чем: "Ошибочно думать, что монастырь - это некое убежище для людей, испытывающих житейские горести, невзгоды, потери. Монастырь - это подвиг на всю жизнь, подвиг служения Богу. Монашествующие до последнего земного часа не перестают прилагать "огонь к огню, пламень к пламени, упражнение к упражнению", достигая все более высокого нравственного и духовного совершенства. Древнейшие церковные наставления говорят о том, что прежде чем принять на себя столь ответственный и многого требующий чин монашества, человек, еще живя в миру, должен настолько расположить себя к иночеству и приготовиться к нему внутренне, чтобы все его требования и правила казались ему не новыми, а уже попытанными, не тягостными, а, удобоисполнимыми".
Все сказанное игуменьей Серафимой полностью может быть отнесено и к женщинам из Скорбященской богадельни, ведь именно так они многие годы готовились к принятию и исполнению иноческого чина.
К радости всех скорбящих
В ноябре 1892 года Нижний Тагил посещает Преосвященный Афанасий, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Знакомится с деятельностью тагильских церквей, интересуется правовым статусом Скорбященской богадельни, сестры которой просят владыку о переименовании ее в общину и обещают открыть при ней церковно-приходскую школу.
Проходит еще пять лет, а дело - на том же месте. Доверенные от приходского попечительства нижнетагильских церквей Введенской и Скорбященской П.И. Колодкин, А.А Железков, Д.К. Губкин и И.Ф. Ушков обращаются в Екатеринбургскую епархию с ходатайством о переименовании богадельни в общину "в память Священного Коронования Их Императорских Величеств". Среди жителей Нижнего Тагила ведется подписка в пользу богадельни, Входо-Иерусалимский сельский сход подтверждает пожертвование сестрам 28 десятин пахотной и сенокосной земли и постановляет возбудить новое ходатайство перед епархией. В нем говорится: "1) Преобразовать иноческое общежитие при Скорбященской церкви в женскую общину 2) Существующую при богадельне Скорбященскую церковь вместе с кладбищем приписать к означенной общине и 3) Просить Его Преосвященство ходатайствовать пред высшим правительством об отводе потребного количества пахотной и сенокосной земли общине...".
Воспользовались приездом в Екатеринбург в июне 1898 года министра земледелия и государственных имуществ. Феозва Крузе. Татьяна Деева и Анна Евстафеева "самолично" передали высокому гостю свое прошение. Доказательность обоснованности создания общины была налицо - богадельня в 1898 году уже владела 30 десятинами земли, имела хорошо развитое хозяйство, домашний скот, мастерские, дома и т.п.
В числе проживающих здесь было 60 сестер в возрасте от 10 до 70 лет. действовала школа грамоты, где 14 девочек обучала учительница из сестер, капитал исчислялся в ценных бумагах 6 тысяч и в наличии имелось 3400 рублей. Екатеринбургская Духовная Консистория согласилась с выводами Благочинного протоиерея Славнина о том, что "богадельня и при образовании её в женскую общину будет разбиваться и укрепляться собственными её силами и средствами, не нуждаясь в посторонней помощи, а потому преобразование и утверждение Скорбященской богадельни в женскую общину является делом справедливым..."
Консистория направила Святейшему Синоду свое ходатайство, но с оговоркой, что делать это нужно не ранее, "как будет нарезана земля в количестве 100 десятин", и уведомила об этом Уральское Горное Управление. Однако министр земледелия и госимуществ оставил просьбу без удовлетворения "впредь до окончания производящегося надела землею крестьян Нижнетагильского округа".
В июне 1900 года на Екатеринбургскую кафедру назначается Преосвященный Ириной, в миру Орда Харисим Михайлович. Человек с разносторонними интересами, умный и энергичный, он близко к сердцу принял заботы и невзгоды тагильских женщин-послушниц и приступил к делу.
Богадельня к тому времени недвижимого имущества имела на 16550 рублей, на свои средства содержала пять малолетних сирот и опекала нескольких безродных престарелых вдов, в ее бюджет входила школа грамоты с 20 учащимися. В 1901 году богадельней построено новое школьное здание на 40 учащихся с перспективой открытия в нем школы по домоводству, огородничеству и рукоделию. При посещении Нижнетагильского завода в 1901 году Преосвященный Ириной побывал в Скорбященской богадельне, ознакомился с работами женщин по шелку и золоту, а в церкви слушал "прекрасное пение сестер-инокинь".
И вот, наконец, цель достигнута. В марте 1902 года Святейший Синод указом своим "уважил ходатайство Преосвященного Иринея, определив: "Существующую в Нижне-Тагильском заводе Верхотурского уезда при Скорбященской кладбищенской церкви богадельню преобразовать в женскую общину с наименованием ее Скорбященскою с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства." Благочинному монастырей Второго округа архимандриту Арефе был дан наказ, чтобы в "один из воскресных или праздничных дней совершить открытие общины, по окончании соборным служением Божественной литургии прочитать указ Святейшего Синода, совершить благодарственное молебствие с крестным ходом вокруг обители..., вновь открытую общину подчинить благочинному монастырей Второго округа и предложить сестрам общины избрать из своей среды или из монашествующих одного из женских монастырей епархии кандидаток на должность начальницы и казначеи, и акт об избрании представить Его Преосвященству".
16 июня 1902 года при огромном стечении народа архимандрит Арефа совершил торжественное открытие общины и все, что было предписано указом Синода. На должность начальницы общины избрана Феозва Константиновна Крузе, а должность казначеи заняла Татьяна Яковлевна Деева - обе были утверждены епархиальным начальством.
Так началась новая, самостоятельная жизнь Скорбященской женской общины. Однако в публикациях об этом периоде ее становления есть разночтения, которые требуют уточнения.
В 1905 году С. Павловский в очерке о Нижнетагильском Скорбященском монастыре сообщал: "В конце 1902 года состоялось пострижение в монашество начальницы общины Феозвы Крузе с названием ее Мариею".
В материалах, опубликованных в 1898 году, говорится, что "2 мая 1903 года в общине появилась первая монахиня, которой стала начальница Феозва Крузе. Ее постриг в Скорбященской церкви осуществил епископ Екатеринбургский и Ирбитский Никанор..."
Но Никанор не мог совершить этого, потому что 21 апреля 1903 года получил от Святейшего Синода отпуск "для лечения на два месяца в южные губернии и направился на пароходе в Астрахань - свою родину".
На это время к управлению Екатеринбургской епархией назначен второй викарий Вятской епархии, епископ Сарапульский Михей. Едва успев принять дела от Преосвященного Никанора, он 28 апреля выехал из Екатеринбурга в Кушвинский завод, посетил Свято-Троицкий собор, откуда проследовал в Верхотурье. В Николаевском монастыре слушал вечерню, выступил с поучением о монашестве, беседовал " с тяжко болящим настоятелем монастыря архимандритом Арефой, принимал местные власти." Побывал он в Покровской женской общине, а "в ночь на 2 мая отбыл в Нижнетагильский завод, где служил литургию в церкви Скорбященской женской общины и во время "малого входа" совершил пострижение в монашество начальницы общины Феозвы Крузе с наименованием Мариею. После литургии Владыка служил молебен с чтением акафиста Божьей Матери "всех скорбящих радости." 3 мая он возвратился в Екатеринбург.
За монастырской оградой
В ноябре 1903 года Святейший Синод утверждает епископом Екатеринбургским и Ирбитским Преосвященного Владимира, в миру - Василий Григорьевич Соколовский - который был членом Российской духовной миссии в Японии, служил в Токио, затем епископ Алеутский, и Аляскинский. В феврале 1904 года на его имя из Нижнего Тагила поступает бумага: Феозва Крузе с "советом сестер" просят разрешения построить в общине новую каменную церковь на сумму 70630 рублей. По плану, разработанному инженером Е.И. Артемовым, предусматривалось сооружение трех престолов - главного в честь Вознесения Господня, в правом приделе - в честь Святителя Николая, и в левом - Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.
Епископ Владимир сочувственно отнесся к просьбе тагильских инокинь, помог им получить от Уральского Горного управления бесплатно 400 кубических саженей дров для обжига кирпича на заводе, построенном в свое время общиной, и 3247 бревен для самой церкви.
Требовался строительный материал для школы и помещения причта, тем более, что по ходатайству Преосвященного Владимира Святейший Синод указом от 17 мая 1904 года учредил при общине вакансию священника, которому нужна была еще и квартира.
В апреле епископ совершил поездку по епархии и посетил Скорбященскую общину. Он остался доволен ее благосостоянием и высказал свое "архипастырское намерение ходатайствовать перед Святейшим Синодом о преобразовании общины в монастырь". Основания для этого были: число сестер к маю возросло до 90 человек, община содержалась исключительно за свой счет помимо хлебопашества и скотоводства, действовали и успешно развивались мастерские: белошвейная, портняжная, цветочная, переплетная и чеботарная, от реализации их продукции заметно прибавлялась казна общины.
И вот 23 октября 1904 года Святейший Синод издает указ об обращении Нижнетагильской общины в женский общежительный монастырь "с наименованием оного "Скорбященским" с числом сестер, какое обитель в состоянии содержать на свои средства". В том же указе говорилось о назначении настоятельницей монахини Марии. 26 мая 1905 года Преосвященный Владимир присутствовал на торжественном открытии Скорбященского монастыря и на его территории совершил закладку храма в честь Вознесения Господня: "Хорошая, тихая погода и чудное церковное пение приводило молящихся в какой-то особенный восторг.."
Святейший Синод присвоил монахине Марии - Феозве Крузе - звание игуменьи, а в 1913 году "за благочестивое иноческое житие и весьма полезные труды и заботы по благоустроению общины и постройку нового каменного храма" ее наградили золотым наперсным крестом.
Монахини жили, как в крепости, и ограду себе возвели каменную, а за нею подняли храм Вознесения Господня, на котором 6 августа того же года были подняты 8 крестов, изготовленных в мастерской Харитонова в Перми. По этому поводу литургию в старой Скорбященской церкви совершил священник Всеволод Черепанов в сослужении иеромонаха, Верхотурского монастыря отца Пимена и дьякона Введенской Церкви. После литургии вышел крестный ход на площадь перед новым храмом, где совершен был чин водосвятия, а новые кресты окроплены святою водой и затем подняты ввысь. Участие в молебне принимали законоучители реального училища и женской гимназии. После этого в покоях игуменьи была трапеза.
Прошло три года, и вот уже епископ Екатеринбургский и Ирбитский Преосвященный Серафим 31 мая 1916 года совершает освящение придельного алтаря во имя Святителя и Чудотворца Николая, а также Святого Праведного Симеона Верхотурского в Вознесенском храме Скорбященского женского монастыря. Когда начался благовест ко всенощной, владыка прошел в храм и благословил начавшееся всенощное бдение, которое совершал монастырский священник Черепанов. Во время литий был крестный ход вокруг храма. На следующий день утром начался звон "на собор" и затем торжественный "чин освящения от архиерея творимого". Вокруг Вознесенского храма совершался крестный ход, были внесены и "положены в ковчежец под престол святые мощи..."
По завершении этих действий Преосвященный Серафим сказал слово о том, что "совершилось святое, великое дело" - освящен храм во имя Святителя и Чудотворца Николая и Святого Праведного Симеона Верхотурского".
За время своего существования Скорбященская община добилась значительных достижений. К ним можно отнести создание великолепного хора певчих, снискавшего популярность и славу не только в Нижнем Тагиле. Хор приглашался причтами церквей для сопровождения богослужений, тех или иных знаменательных событий, происходивших в округе. К примеру, 14 сентября 1914 года, вдень Воздвиженья Креста Господня, около памятника императору Александру II состоялось собрание богомольцев с пением хора певчих и чтением акафиста, а 17 октября при открытии лазарета для раненых воинов хор во время крестного хода из Введенской церкви "придавал своим пением особое благолепие и торжественность".
В 1920 году монастырь закрыли и в нем создали концентрационный лагерь № 2. В 1922 году здесь разместился детский дом.
Однако новое время положило начало возрождению старого, 9 июня 1998 года Святейший Синод на основании прошения Преосвященнейшего епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона благословил открытие Скорбященского женского монастыря в Нижнем Тагиле, а в ноябре настоятельницей была назначена монахиня Кирилла. В интервью газете "Православный тагильчанин" она сообщила, что "начались ремонтные работы алтаря Крестовоздвиженского собора (храма Воскресения Господня - С.Г.), восстанавливается кирпичная кладка центральной главы храма... необходимо воссоздать четыре угловые главы, притвор и многое другое. Почти закончили ремонт трапезной, который ведем своими силами. Затем нужно приводить в порядок крестильную, складские и другие помещения. Словом, восстановительные работы продлятся не один год...".
Такова история Скорбященского монастыря в Нижнем Тагиле. Но он был не единственной женской общиной в нашем округе.
В деревне Сирбишиной
Скорбященский монастырь послужил примером для другой группы женщин, пожелавших открыть у себя общину в деревне Сирбишиной Краснопольской волости Верхотурского уезда.
Эта крохотная деревенька известна с 1734-36 гг. и за время своего существования так и не получила заметного социально-экономического развития. Ныне она входит в состав Невьянского района. А в 1910 году в "Словаре Верхотурского уезда" И.Я. Кривощеков отмечал, что в деревне этой "имеется кирпичеделательное заведение, ведется обжиг извести, дворов - 97, жителей обоего пола - 455 человек".
Православная часовня здесь относилась к приходу церкви Краснопольского села. Слухи об успехах Скорбященской общины достигали и деревни Сирбишиной. Местная жительница Варвара Григорьевна Бородина, приезжая в Нижний Тагил, посещала Скорбященский женский монастырь, чтобы поклониться там особо чтимой иконе Божьей Матери Всех Скорбящих Радости, присутствовать при богослужениях и послушать хор певчих, исполнявших церковные напевы А.А. Архангельского, Турчанинова, знаменный распев и другие. Это, вероятно, и помогло Варваре Григорьевне утвердиться в мысли о том, чтобы в иноческом звании послужить Богу.
Со стороны мужа возражений не было. Не имевшие детей супруги Бородины расторгли брак, Онисим Михайлович ушел из дома на близлежащую гору, где в специально устроенной келье стал вести уединенный образ жизни в постах и молитвах. Варвара Григорьевна осталась в деревне и собрала вокруг себя молодых девиц, пожелавших посвятить жизнь служению будущей общине. Землю для нее по обоюдному согласию передали Бородины, а сестры собрали две тысячи рублей на строительство храма. Построили деревянный, в середине селения.
К моменту его освящения в епархию пришло постановление Святейшего Синода (от 12 октября 1913 года за № 16404) "об учреждении в деревне Сирбишиной Верхотурского уезда женской общины с наименованием "Введенская" с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства".
Для освящения храма из Верхотурья приехал благочинный монастырей архимандрит Ксенофонт. 31 января 1914 года он совершил "малый постриг" всех сестер общины и облек их в иноческие одежды. Иночество под именем Валерии приняла и Варвара Григорьевна Бородина. На торжество освящения и постриг приехали с Ксенофонтом из окружных приходов 8 иереев и, несколько дьяконов, а из Нижнего Тагила - игуменья Мария с хором певчих.
1 февраля начался благовест за ним водосвятный молебен и чин освящения. Вокруг храма был совершен крестный ход. Многие жители деревни Сирбишиной Божественную литургию слушали впервые и, как говорят "плакали от умиления".
Архимандрит Ксенофонт отправил телеграмму архиепископу Екатеринбургскому и Ирбитскому Митрофану: "По Вашему Архипастырскому благословению мною в сослужении восьми священников при многочисленном стечении богомольцев торжественно совершено освящение храма в новооткрытой Сирбишинской женской общине... Духовно утешенные начальница общины с сестрами, все участвующие на торжестве испрашиваем Вашего Архипастырского благословения". От епископа Митрофана в ответ получена резолюция: "Да ниспошлет Господь Свое всемощное благословение на новую обитель, да будет она светочем православия в той местности нашей епархии, которая нуждается в истинном просвещении светом Христовым".
15-16 июля 1915 года в Екатеринбурге проходил съезд настоятелей и настоятельниц Екатеринбургской епархии. В работе участвовали и игуменья Скорбященского монастыря Мария, и настоятельница Введенской женской общины Валерия. Обсуждался вопрос: что могут сделать монастыри для призрения сирот-детей воинов, убитых на войне, и воинов-инвалидов. Скорбященская община взяла на свое попечение 16 девочек, а Введенская из деревни Сирбишиной приняла трех.
В марте Преосвященный Серафим посещает Введенскую общину. Сестры от радости поверить не могут случившемуся, ведь в этих местах архипастырей никогда не бывало. В церкви вместе со своим священником, старцем Иоилем Гудзовским, прибывшим на Урал с запада, они знакомятся с высоким гостем, рассказывают ему о заботах по благоустройству своей обители.
Серафим наставлял сестер: "Здесь работали старатели, добывали золото, о чем извещали мир. Вы же оповещаете о том, что дороже золота и платины, - о пути к спасению... Здесь великая нужда в обители, и обители особенной, - продолжал внушение епископ. - Вокруг много живет людей, ходящих по распутьям и халугам, погибающих в расколе. Они ходят вокруг а входа найти не могут...".
Преосвященный знал, о чем говорил, имея в виду деятельность против православной церкви, которую проводили старообрядческие центры, с давних пор сложившиеся в Нижнем Тагиле и Невьянске. Один только тайный монастырь Выгорецкой пустыни поморского толка, приютившийся на окраине Невьянска, доставил немало хлопот Тобольской Консистории, а затем и Екатеринбургской епархии.
В завершение своего визита Преосвященный Серафим благословил создателей храма и обители, обошел все кельи монастыря, посетил жилище священника Иоиля Гудзовского и церковно-приходскую школу, проверил знания детей по всем предметам и нашел их ответы удовлетворительными...
Спустя некоторое время в Сирбишину приехал из Нижнего Тагила миссионер, священник М. Титов и отслужил в обители всенощную, а на следующий день в сослужении со священником И. Гудзовским совершил литургию, беседовал с монахинею Валерией. От нее он узнал, что Онисим Михайлович переведен в один из пермских монастырей, а на месте его кельи поставлен домик, где поселилась постриженная инокиня. Здесь устроили пещеру с двумя комнатками, в одной было каменное ложе, в другой - икона пророка Илии с неугасимой лампадой, перед которой находился аналой с книжками акафистов.
На этом наши сведения о Введенской женской общине в деревне Сирбишиной обрываются. Вероятно, ее постигла та же участь - закрыли после 1917 года.
Сергей ГАНЬЖА.