Загадка останется вечной

    Приверженцы старой веры, гонимые официальными властями и церковью, уходили из центральных областей страны на Урал и за Урал. Они принесли сюда свой уклад жизни, свою культуру. И когда Демидовы начали промышленное освоение края, старообрядцы в стороне не остались. Некоторые работали приказчиками, смотрителями на тагильских заводах. Всевластные хозяева, особенно из первых Демидовых, в частности, Акинфий Никитич, их опекали, защищали от преследований, даже бывали случаи, спасали от арестов и высылки.

    Из старообрядцев вышло немало замечательных людей, которые внесли вклад как в техническое развитие Нижнетагильского горного округа, так и в культуру. Среди них можно вспомнить гидротехника Клементия Ушкова, управляющего заводами Якима Колногорова, "крестьянского писателя" Максима, семью иконописцев Заверткнных и других.

    Одна из ярких фигур в старообрядческом движении нашего края священноинок Иов. Немного сохранилось сведений об его жизни и деятельности на тагильской земле. Но вот удалось найти в архивах документальные материалы о посмертной судьбе Иова.

    В ноябре 1835 года пермский архимандрит Аркадий доложил святейшему Синоду о том, что в Нижнем Тагиле на раскольничьем кладбище погребен священноинок Иов. Старообрядцы собираются ежегодно около его могилы, отправляют панихиды и берут землю, которую с водой употребляют как лекарство. Были случаи, когда к могиле привозили больных людей в надежде получить исцеление. Святейший Синод поручил Аркадию "секретным образом собрать сведения о жизни и деятельности Иова и не устраивалось ли над его могилой чего-либо заслуживающего внимания церкви, с какого времени началось паломничество".

    Протоиерею Кириллову удалось выяснить, что Иов - это "беглый поп Иоанн, родом великоросс из Московской губернии, если не из самой Москвы. Прибыл сюда в начале 1720-х годов и поселился на берегу речки Рудянки, притоке Тагила, в келий с моленной, где служил вечерню, утренню и часы... 6 января и 1 августа совершал крестный ход на Рудянку для водоосвящения. Вел жизнь тихую и постническую, умел угождать раскольникам, любил принимать у себя нищих и особенно детей, к которым был добр и ласков". Предание гласит о том; что при нем был некий Павел Богатырев, от которого, по предположению Кириллова, вели свой род известные в то время раскольнические старшины Богатыревы, жившие в Невьянске. Протоиерей добавил, что ''стечение народа к могиле Иова началось с времен незапамятных и едва ли не с первых годов после его смерти. Оно увеличивалось постепенно по мере умножения поселявшихся здесь старообрядцев. Большой наплыв народа наблюдается 29 мая и в течение этого одного дня на могиле бывает не менее трех тысяч человек, не одних тагильских, но и смежного Выйского завода раскольников, а также приезжающих и приходящих из всех окрестных и даже Екатеринбургских заводов".

    Умер Иов в 1740-е годы и был похоронен рядом со своей обителью.

    Между Пермским архимандритом Аркадием, Екатеринбургским епископом Евлампием и управляющим Нижнетагильских заводов Дмитрием Васильевичем Беловым возникает переписка по выработке против старообрядцев мер противодействия "кротких и действенных".

    В июле 1836 года Белова принимает обер-прокурор” святейшего Синода С. Д. Нечаев, которому тот докладывает о положении тагильских раскольников, дает список церквей и молитвенных домов, сооруженных в Нижнетагильском округе. В "Записке" Белова сообщается, что в Нижнем Тагиле со старообрядцами проводились "увещевательные беседы, но раскольниках был дух несогласия... Уничтожили проживание в лесах лжемонахов и лжемонахинь, строго преследуется их бродяжничество по селениям, запрещено принимать детей служащих в школы, родители которых не присоединились к церкви".

    Побывав на приеме у Нечаева, Белов встретился с московскими митрополитами Серафимом и Филаретом, согласовал с ними свои действия против старообрядцев. Он даже додумался до того, что приказал свалить все нечистоты Нижнего Тагила близ могилы Иова, полагая, что это отпугнет староверов. Акт этот явился осквернением святого места и нанес грубое оскорбление верующим людям.

    Это было в мае. А поздней осенью произошло событие, которое глубоко взволновало жителей Тагила.

    Мирской староста Ефим Ушков и смотритель Иван Малоземов, присматривавшие за старообрядческим кладбищем, сообщили, что ночью 23 октября неведомо кем и по какому поводу была разрыта и снова зарыта могила Иова. О случившемся доложили главному начальнику Уральских горных заводов и министру внутренних дел. От них информация поступила к императору Николаю I, который "повелеть соизволил ограничиться мерами предупреждения старообрядцев не собираться толпами на могиле, наблюдая только общие правила полиции без всяких дальнейших исследований". Старшинам Нижнетагильского, Нижнесалдинского, Черноисточинского, Висимошайтанского и Лайского заводов объявили об этом воспрещении и получили от них обещание "быть в повиновении".

    Эксгумацию праха Иова не проводили, так как от одних слухов об этом начался немалый ропот среди старообрядцев. В мае доступ к могиле был вообще закрыт.

    По утверждению Екатеринбургских Епархиальных ведомостей, "разрытие могилы совершилось под влиянием нетерпеливого желания иметь поскорее новые мощи". Хочется возразить газете, поскольку в 1830 годы на старообрядцев шло массированное наступление как со стороны православной церкви, так и со стороны властей. Вероятно, для верхушки Свято-Троицкой церкви общины после осквернения могилы нечистотами встал вопрос о тайном перенесении праха Иова в более безопасное место. Таким могли стать, к примеру, Веселые горы, протянувшиеся в меридиональном направлении ит Черноисточинского пруда на юг. На этих горах с давних пор старообрядцы отправляли свои требы и там нашли упокоение их проповедники Григорий, Максим и Павел.

    Как бы там ни было, загадка эта останется вечной.

С. ГАНЬЖА.

Главная страница