Древние погребения в пещерах реки Чусовой
Археологи называют Чусовую трансуральской магистралью древности. На ее берегах они обнаружили и исследовали множество археологических памятников разных эпох. Это поселения, стоянки, могильники, городища и святилища.
Но самыми уникальными и интересными для ученых являются погребения, совершенные древними людьми в пещерах и гротах реки Чусовой. Погребение наиболее редкая и ценная находка для археолога, так как оно может рассказать и о духовной культуре наших предков. За все годы исследований в среднем течении реки Чусовой (от села Усть-Утка до города Чусового) погребения были обнаружены только на трех археологических памятниках.
Так, в 1988 г. археологом Ю.Б. Сериковым были найдены два неолитических погребения в гроте на Камне Дождевом. Грот расположен а затененной расселине на высоте 14 м над водой, и с реки его увидеть трудно. У входа в грот было обнаружено частично разрушенное захоронение женщины. То, что от нее осталось (она лежала в вытянутом положении на спине), было обильно посыпано охрой (красной краской природного происхождения). Сохранились не все кости: череп, тазовые, берцовые и длинные кости рук отсутствовали. В качестве погребального инвентаря в могилу были положены два отщепа, скребок и фрагмент керамики. Но зато одежда женщины была богато расшита зубами животных. Всего ее костюм украшали 73 просверленных клыка выдры, 2 просверленных зуба северного оленя, зуб медведя и 2 резца лося. Возраст женщины, как считают антропологи, 35-40 лет.
Еще более удивительная находка таилась в глубине грота. Это было погребение мужчины 40-45 лет. Отличная сохранность погребения удивила археологов. Мужчина лежал на спине в скорченном положении. Его сопровождал богатый погребальный инвентарь. Более богатого погребения каменного века уральским археологам еще никогда не удавалось найти! По расположению находок в погребении ученые смогли реконструировать костюм мужчины. Они уверены, что в костюме древнего уральца не было случайных деталей.
Костюм мужчины из этого грота предоставил археологам обширную информацию о представлениях древних уральцев об окружающем мире. Похоже, что на погребенном была надета шапка с меховой оторочкой с нашитым на нее клыком лисицы. Пояс был украшен 10 резцами бобра. На сапогах или штанинах брюк нашиты костяные подвески: с внешней стороны - 9 фигурок уточек, выполненных из таранных костей бобра, с внутренней - 6 каплевидных костяных подвесок. На поясе находился костяной гарпун, на груди - каменный шлифованный нож. На левом боку у мужчины лежала сумка с 15 отщепами и заготовками орудий. А также колчан, в котором сохранились костяные наконечники стрел. Кроме того, в погребении археологи нашли множество необходимых древнему охотнику предметов: обломок шлифованного орудия, скребок, расколотый надвое зуб лося и расколотые кости северного оленя. Тело погребенного россыпью покрывали 11 каменных наконечников стрел. В погребении было найдено 7 фрагментов керамики от двух сосудов, причем, самые крупные из них залегали в районе колена. По-видимому, они были нашиты на брюки на уровне коленей и представляли собой своеобразные опознавательные знаки. На одном из этих фрагментов можно разглядеть серповидный знак, вырезанный по сухой глине. Но значение его нам не известно. Погребенный мужчина был убит выстрелом в спину. Каменный наконечник стрелы, оборвавшей его жизнь, найден между шейными позвонками.
Игнатьевская пещера
Необычное богатство погребального инвентаря заставило археологов задуматься. А был ли убитый мужчина простым охотником?
Как считает автор раскопок, профессор Ю.Б. Сериков, в гроте Камня Дождевого был захоронен шаман со своей помощницей. Необычные детали погребального инвентаря и обряда подтверждают это предположение. Во-первых, захоронение совершено в потаенном и труднодоступном гроте. Во-вторых, обращают на себя внимание найденные в погребении кости животных. В особенности, кости северного оленя, которые залегали вдоль плечевых и берцовых костей погребенного, и, вероятнее всего были нашиты на одежду. Если обратиться к этнографическим материалам, то мы увидим, что подобная деталь костюма является характерной для шаманов многих сибирских народов. Кости и зубы животных на костюме шамана помогали ему перевоплощаться в зверя или птицу для успешного путешествия в верхний или нижний миры.
Большой интерес представляют подвески в виде уточек. Такие подвески были обнаружены впервые. В мифологии северных народов именно птица (утка, гагара) участвует в творении земли. Птица на мировом дереве всегда является представителем верхнего мира. В связи с этим нужно особо подчеркнуть, что данные подвески в виде уточек изготовлены из таранных костей бобра представителя нижнего мира. В этом можно видеть определенное противопоставление верхнего и нижнего миров. То есть уточки на костюме погребенного имели особый сакральный смысл.
Весьма красноречивы некоторые необычные детали погребального обряда. Если костяные наконечники стрел находились в колчане, то каменные были рассыпаны по всему телу мужчины. Археологи могут лишь предполагать, каково было подлинное значение этого обряда. Возможно, стрелы должны были сыграть роль медиатора (посредника) между миром людей и миром предков, и помочь душе умершего попасть в загробный мир. А может быть, они являлись оберегами, которые должны вернуться в мир живых.
Вот вторая интересная деталь обряда. Обломки трех намеренно расколотых пополам предметов были повернуты вдоль своей вертикальной оси по отношению друг к другу на 180 градусов. Объяснения данному факту пока не найдено, но он лишний раз подчеркивает неординарность этого захоронения. И, наконец, третья необычная деталь - левая рука погребенного была прикрыта правой. Из этнографии известно, что у некоторых народов левая рука шамана считается священной и должна оставаться невидимой.
Погребение женщины в Камне Дождевом также имеет ряд уникальных особенностей. Как уже говорилось, одежду женщины украшали 73 просверленных клыка выдры. По этнографическим данным, выдра - это представитель нижнего мира. Кроме того, в древности она считалась духом - помощником шамана. Очень интересно то, что для украшения одежды были взяты клыки выдры только из нижних челюстей, всего от 37 особей. А если учесть, что выдры обычно живут на расстоянии около 25 км друг от друга, то можно себе представить всю ценность и уникальность такого украшения. Аналогичный обряд встречен учеными в женском погребении в могильнике Карасук II (берег Енисея), где обувь женщины была расшита множеством зубов соболя. Причем, использовались только правые третьи коренные зубы верхней челюсти. Всего для украшения обуви были взяты зубы 310 соболей. Этнографические материалы свидетельствуют, что челюсти животных использовались в качестве шаманских подвесок, которые являлись атрибутами духов-помощников.
Методом радиоуглеродного датирования учеными был установлен возраст захоронений из грота Камня Дождевого. Обряд захоронения был совершен 6500 лет назад. Следовательно, погребения можно отнести к раннему неолиту.
Проанализировав все данные о погребениях, автор раскопок Ю.Б. Сериков попытался восстановить "криминально-культовую ситуацию", случившуюся на Чусовой более 6 тысяч лет назад. Группа охотников спускалась в середине лета на лодке по Чусовой в направлении пещерного святилища на Камне Дыроватом. Перед рекой Кашкой группа неожиданно попала в засаду. Шаман группы был убит (каменный наконечник стрелы застрял у него между шейными позвонками). Из этнографических материалов известно, что для похорон шамана обязательно приглашался другой шаман. Но в дальнем путешествии второго шамана не было. Охотникам пришлось самим хоронить своего шамана. Возможно, именно это и объясняет своеобразие деталей обряда, который они вынуждены были совершить сами. Из страха перед душой убитого шамана его связали. Об этом говорит та скорченная поза, в которой он был найден археологами. Помощница шамана была удушена, т.к. соплеменникам нельзя было проливать кровь родича, и похоронена в обычной позе перед выходом из грота. Вероятно, женское погребение имело двойную функцию: помешать надругательству над телом шамана (ведь те, кто его убил, могли и разрушить могилу) и не дать душе убитого покинуть грот. Разбросанные по телу шамана стрелы должны были помочь его душе быстрее добраться до мира предков и защитить их владельцев от преследований душой убитого. Таков один из возможных вариантов реконструкции ситуации, которая возникла тысячи лет назад.
В настоящее время погребение с камня Дождевого широко известно и за пределами Урала. Оно является одним из самых богатых и интересных уральских погребений.
Еще одно необычное захоронение было обнаружено археологами в 2000 г. ниже по течению реки Чусовой в Кумышанской пещере. Пещера расположена в скальном обнажении на правом берегу р. Кумыш в 300 м от места ее впадения в Чусовую. Высота ее над уровнем реки - всего четыре метра. Пещера представляет собой гигантскую щель длиной до 9 м. К сожалению, это погребение было сильно разрушено водотоком и сохранилось не полностью. Оно находилось в шести метрах от входа за большой каменной глыбой, почти полностью перегородившей пещеру.
Кости погребенных людей находились в охряном пятне длиной около двух метров. Пятно охры имело два боковых выступа, которые при дальнейших раскопках, оказались ямками, заполненными охрой. В одной из ямок лежало острие, изготовленное из грифельной кости лося, а в другой - каменное рыболовное грузило и кость бизона. В центре пятна сохранились остатки невысокой каменной оградки в виде каменного ящика. За изголовьем погребенных стояла чаша из черепа младенца, также заполненная охрой.
Кумышанская пещера
Кроме того, во время раскопок в погребении нашли фрагмент сосуда с гребенчатым орнаментом, кремневый нож и кость мамонта. Эти находки были также густо облеплены охрой.
Но самой интересной находкой из погребального комплекса можно считать тщательно отшлифованную подвеску, которая изготовлена из темно-зеленого офита (мягкой разновидности змеевика). Подвеска выполнена в виде лица человека, изображенного в профиль. Поскольку офит - материал мягкий, ремешок, на котором крепилась подвеска, оставил следы в виде небольших проточенностей. Видимо, эту вещь долго носили на ремешке. Однако, если подвеску подвесить на ниточку, то линия нитки не совпадет с направлением углубления проточенного нитью за время ношения. Поэтому автор раскопок в Кумышанской пещере Ю.Б. Сериков считает, что эта подвеска из камня была пришита к другой, из кожи или бересты, вырезанной в виде контура человеческого тела. Подобная подвеска в виде лица человека известна на Южном Урале, на поселении Муллино III.
Несмотря на то, что в погребении сохранилось чуть больше сотни костей, антропологам удалось установить, что останки принадлежат трем взрослым (20-30 лет, возможно, женщины), двум новорожденным, двум плодам (7-9 месяцев) и годовалому младенцу. Причем, кости младенца представлены только фрагментами черепа, который был наполнен охрой и находился за погребением. А кости новорожденных находились в каменном ящике в центре могилы.
Методом радиоуглеродного датирования установлен возраст погребения - приблизительно 5500 лет. Это значит, что погребение относится к эпохе позднего неолита.
Понять и объяснить такое коллективное захоронение очень трудно. Нельзя однозначно сказать, было ли оно единовременным, или же это несколько захоронений, совершенные с некоторыми перерывами. Интересно отметить, что, возможно, захоронение сопровождалось человеческим жертвоприношением. Свидетельством этому служит расколотый череп младенца, заполненный охрой, который находился выше погребения. Кроме того, двадцатью сантиметрами ниже под погребением находилась ямка с охрой, в которой лежали раздробленные кости, возможно, человеческие, зуб животного и каменный отщеп. Однозначного мнения антропологов по поводу этих костей пока нет.
Особое удивление археологов вызвали найденные в погребении кости бизона и мамонта. Ведь эти животные ко времени совершения захоронения были вымершими. Подобные находки очень редки. Ученые считают, что древний человек не случайно приносил на святилище или клал в могилу к сородичу кость ископаемого животного. Такие кости могли играть определенную роль при отправлении культа и подчеркивать особый социальный статус захороненного человека, более высокий, чем у простого охотника.
Других погребений, подобных этому, археологи пока не знают. Эта загадка Чусовой еще не разгадана.
Третье захоронение на реке Чусовой было найдено еще в довоенные годы. Ленинградский археолог Н.А. Прокошев упоминает о нем в своих материалах о разведке по реке Чусовой 1932 г. Оно было обнаружено крестьянином А.А. Завьяловым в одной из пещер в районе рек Большой и Малый Вашкур, впадающих в реку Чусовую. В X-XI веке в этой пещере была погребена женщина вместе с большим количеством бронзовых и серебряных украшений. Среди них: витая гривна, бубенчики, коньковые привески с утиными лапками, серебряные серьги с крупной зернью, наконечник пояса. Эти вещи хранятся сейчас в Пермском музее. К сожалению, точно установить пещеру, в которой нашли это погребение, уже невозможно.
Река Чусовая таит в себе много тайн, еще не разгаданных археологами. И погребения, совершенные в пещерах древними людьми, как раз относятся к таким тайнам. Тем не менее, несмотря на все загадки, именно погребения являются наиболее ярким и информативным археологическим источником, позволяющим реконструировать духовный мир наших далеких предков.
Анна СЕРИКОВА.
Литература: Журнал "Билеты есть", №4, 2007. Стр. 22-27.