Как ехал Чехов на Урал
Чехов был на Урале трижды: два раза - на Среднем Урале (в апреле 1890 г. и в июне 1902 г.) и один раз - на Южном Урале (в июне 1901 г.).
Впервые с Уралом, в натуре, Антон Павлович познакомился во время своего путешествия на дальний остров российской каторги Сахалин в апреле 1890 года.
Маршрут был согласован еще в январе с Галкиным-Враским, начальником главного управления тюрем при МВД Российской империи, о чем Чехов пишет брату Михаилу Павловичу 28 января из Петербурга: "...с Галкиным-Враским почти все улажено. Маршрут: река Кама, Пермь, Тюмень, Томск, Иркутск, Амур, Сахалин, Япония, Китай, Коломбо, Порт-Саид, Константинополь и Одесса. Буду и в Маниле. Выеду из Москвы в начале апреля...".
Однако выехал он из Москвы лишь 21 апреля 1890 года, в 8 часов вечера, с Ярославского вокзала. Поездом ехал до Ярославля. Оттуда до Нижнего Новгорода по Волге он плыл пароходом "Александр Невский", а дальше по Волге и Каме - на пароходе "Нижний - Пермь".
"...Приплыл в Пермь в 2 часа ночи. Поезд отходил в 6 часов вечера. Пришлось ждать... Уральская дорога везет хорошо. Это объясняется изобилием здесь деловых людей, заводов, приисков и пр., для которых время дорого:..", - пишет он родным из Екатеринбурга 29 апреля 1890 года. Там же он отмечает "...проснувшись вчера утром и поглядев в вагонное окно, я почувствовал к природе отвращение: земля белая, деревья покрыты инеем и за поездом гонится настоящая метелица...".
Из текста понятно, что Чехов из Перми до Екатеринбурга ехал поездом.
А.П. Чехов предполагал пробыть в Екатеринбурге сутки и навестить родственников. Но пробыл там несколько дней. В "Американской гостинице" его навестил дальний родственник, редактор "Екатеринбургской недели". Встреча с редактором произвела на писателя неблагоприятное впечатление, о чем он пишет Чеховым и ставит их в известность, что с другими екатеринбургскими родственниками встречаться не будет.
Железная дорога Екатеринбург - Тюмень была построена еще в 1885 году, " -Чехов, конечно, предпочел ее езде на лошадях. К тому же стояла очень холодная и сырая погода. Таким образом, весь сухопутный участок пути от Перми до Тюмени он преодолел на поездах.
Вторая поездка на Урал была предпринята через одиннадцать лет после путешествия на остров Сахалин. 25 мая 1901 года состоялось бракосочетание А.П. Чехова с О.Л. Книппер в церкви Воздвижения на Плющихе, в Москве. "Молодые" отправились в свадебное путешествие. По совету врачей решили ехать на кумыс в Уфимскую губернию. Курс кумысолечения Антон Павлович проходил в Андреевском санатории, расположенном вблизи станции Аксеново Самаро-Златоустовской железной дороги.
Здесь Чеховы провели месяц. (И в наше время Аксеново - кумысолечебный курорт. В 10 км от станции расположен санаторий имени А.П. Чехова для больных легочным туберкулезом. Он функционирует круглый год).
На другой год, 17 июня 1902 года, писатель вместе с Саввой Морозовым, известным фабрикантом, выехал из Москвы в Нижний Новгород. А дальше их путь лежал на Волгу и Каму и в имение С. Морозова, расположенное на Западном Урале, вблизи станции Всеволодо-Вильва Пермской губернии. В Москву Чехов вернулся 2 июля 1902 года.
Все путешествие заняло две недели. Почти ежедневно Антон Павлович писал О.А. Книппер-Чеховой, родным и знакомым. По этим письмам можно проследить, где и когда был Чехов, чем занимался.
Так, в письме О.А. Кииппер от 23 июня 1902 года из Усолья он сообщает: "...Сегодня в 3 часа (дня - Р.К.) буду в Вильве, в имении Морозова...". В тот же день из Усолья сестре М.П. Чеховой: "... Проживу дня три у Саввы Морозова". Далее... 24 июня уже из Всеволодо-Вильвы он пишет А.М. Пешкову (М. Горькому), 25 июня оттуда же - Вл.И. Немировичу-Данченко, а 26 июня - уже из Перми М. Горькому. Даже судя только по переписке А.П. Чехова, можно с уверенностью заключить, что в имении Морозова, во Всеволодо-Вильве, он прожил немногим более двух суток. 26 июня, в письме матери, писатель сообщает: "...привет из Перми, где я в настоящее время нахожусь. Послезавтра уезжаю в Москву, буду утром 2 июля...".
Современники вспоминали, что С. Морозова с А.П. Чеховым встречали на станции Всеволодо-Вильва и на тройке быстро доставили в имение фабриканта.
В этот же день Чехов и Морозов осматривали местные достопримечательности: химический завод, новую школу, березовый парк.
Темный, низкий, закопченный завод Чехову не понравился. Морщась от едких запахов, заполнявших помещение, да поспешил на свежий воздух. И все же успел поинтересоваться условиями труда рабочих, их заработком, продолжительностью рабочего дня. На заводе и в лаборатории он в присутствии рабочих говорил хозяину о недопустим ости на таком заводе двенадцатичасового рабочего дня. Под влиянием Чехова с 1 июля 1902 года. Морозов ввел 8-часовой день для основных и 10-часовой - для подсобных рабочих. Этот порядок просуществовал до 1906 года, когда его отменили наследники фабриканта.
По предложению Морозова вновь выстроенной школе было присвоено имя А.П. Чехова.
Понравились гостю березовый парк и рыбалка на местной речке. Даже за кратковременное пребывание во Всеволодо-Вильве Чехов побывал в поселковой больнице, куда ходил смотреть, как лечат больных.
Вернувшись оттуда, он ворчал (о Морозове): "...Богатый купец. Театры строит, ...с революцией заигрывает, а в аптеке нет йоду, а фельдшер-пьяница весь спирт выпил из банок, а ревматизм лечит касторкой...все они на одну стать - эти наши российские Рокфеллеры...",- вспоминал потом Серебров (Тихонов), бывший тогда вместе с Антоном Павловичем. (Из книги "А.П. Чехов в воспоминаниях современников").
В одну из душных ночей, когда разразилась страшная гроза, здоровье Антона Павловича резко ухудшилось, и он уехал из имения Морозова в Пермь, а позднее в Москву.
Так закончилась последняя, третья поездка писателя на Урал.
Р. КУЛЬТИКОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.01.1993.