Слобода у слияния рек
XVII век сыграл особую роль в истории нашего края. Это было время заселения обширных пространств Среднего Урала русскими переселенцами-крестьянами, время преобразования уральских земель из таежных охотничьих угодий в край развитого земледелия, создания первых заводов, которые впоследствии - в XVIII веке - обеспечили интенсивное промышленное развитие района. Уже в начале XVII века возникают русские слободы, села, деревни. В Верхотурском уезде наиболее подходящей для заселения была признана местность, расположенная вдоль реки Тагил и ее притоков.
В 1612 году верхотурский ямщик Сидорко Терентьев сын Чапурин бил челом от имени ямщиков и пашенных людей Верхотурья, "чтоб их пожаловати на Верхотурье на Тагиле реке на устье Мугае и вверх по Мугае и вниз по Тагиле по обе стороны пашенным местом". 31 декабря 1612 года русское правительство в грамоте верхотурскому воеводе Степану Годунову писало: "где будет земли лежат в пусто и не отданы никому, и ты б им тое землю дал на пашню, где будет пригоже". Сидор Чапурин сам доставил эту грамоту в Верхотурье, и 29 марта 1613 года воевода дал разрешение на создание первой зауральской слободы - Тагильской, построенной у слияния рек Тагила и Мугая. Немного позднее на Мугае возник Мугайский погост, административно подчиненный Тагильской слободе.
Сохранилось мало документов XVII - века: время, стихийные бедствия, войны и восстания приводили к гибели огромного количества деловых бумаг. В огне гибли целые города со своими архивами: так, в 1621 году полностью сгорел Пелым. Однако в центральных и местных архивах, в собраниях музеев еще сохранились ценнейшие свидетельства о заселении тагильских земель. Один такой документ хранится в фондах Свердловского музея. Это челобитная попа Иванища и дьячка Терешки, написанная в 1621 году. Иванище и Терешка просят царя Михаила Федоровича о выделении земли для строительства храма на реке Тагил, о присылке церковных книг и утвари. Написан документ столбцом - так писались все древнерусские деловые бумаги: к исписанному листу снизу подклеивали следующий, потом еще один и так вплоть до завершения текста, На обороте, на месте склейки, ставилась скрепа - подпись дьяка, составившего документ. Законченный документ сворачивали свитком; иногда такие свитки-столбцы достигали длины нескольких десятков метров и содержали по несколько сотен подклеенных листов.
Челобитная попа Иванища и дьячка Терешки невелика, ее длина не достигает и метра. Однако она представляет собой один из немногих дошедших до нас памятников этого времени. Известно, что царь Михаил в 1622 году повелел удовлетворить просьбу челобитчиков.
Распространившийся в 1625 году слух о возможном нападении калмыков побудил верхотурского воеводу укрепить Тагильскую слободу насыпным валом с надолбами, а в 1626-м из Москвы последовал указ о строительстве на реке Тагил острога - деревянной крепости, где в случае надобности могло бы укрыться все население слободы и соседних деревень. К середине XVII века Тагильский острог был уже центром Тагильской волости Верхотурского уезда, а на землях вдоль реки Тагил началось строительство новых слобод.
Вплоть до конца XVII века Тагильская волость оставалась крестьянским пашенным краем. Положение изменилось только в начале XVIII века, когда началось бурное промышленное развитие Урала, а крестьяне уральских слобод были приписаны к горным заводам. Центром Тагильской волости стал Нижнетагильский завод.
А. НЕСТЕРОВ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 24.07.85.