Что коммунисты не разрушили, под силу непогоде
Часто бываю в чудеснейшем месте в пригороде Тагила - селении Покровском. Подлинным украшением ее является церковь Покрова Пресвятой Богородицы - храм величественный, оригинальной архитектуры. Таких на Урале всего три.
А история его просто удивительна. После отмены крепостного права в 1861 году демидовские рабочие села Никольского (так называлось первоначально Покровское) стали наемными и несколько улучшили свое материальное положение. Появилась возможность удовлетворить и духовные потребности. В 1872 году по решению сельского схода жители обратились к Демидову с прошением о разрешении строительства новой церкви. Заводчик ходатайство принял, но в финансовой помощи отказал. Позволил лишь лес на постройку рубить. Сельчане сами собрали необходимые средства. Свои трудовые копейки вносили бедняки, а кто побогаче - более весомый вклад. Например, Архип Акафьевич Вернигор пожертвовал 100 рублей, а в те времена это считалось большими деньгами: за 8-10 рублей можно было корову купить.
Строительство начали с организации производства кирпичей. На восточной окраине села нашли подходящую глину, соорудили рядом сарай для сушки готового стройматериала. Глину месили женщины босыми ногами, а затем уже придумали глиномешалки, которые приводили в действие конной тягой. Добавляли при изготовлении сырые яйца, и кирпич получался очень прочный - настолько, что телега, груженная им, переезжая через еще сырой, не отожженный, не переламывала его.
Применяли при строительстве и гранитные блоки, которые выпиливали в "каменном" болоте у речки Чернушки. Вывозили их зимой на специально сделанных санях. Особо отличился, как свидетельствует молва, Александр Антонович Ларионов по прозвищу Коробка. На него нагружали по 50 кирпичей (а каждый весил 12,5 фунтов, или 5 килограммов), и он по сходням носил их наверх.
В 1908 году церковь была готова. Получилась она на славу что снаружи, что внутри. Богатейший, сияющий золотом иконостас, под куполом - огромная хрустальная люстра в богатой оправе, рядом - три малых люстры. Церковь осветили, она получила имя Покрова Пресвятой Богородицы. И село по приходу стало называться Покровским.
Первыми в новой церкви венчались Иван Андриянович Лисин и Мавра Николаевна Бурьба. В праздничные дни приезжали на лошадях и приходили пешком помолиться в церкви из окрестных деревень: Северной, Никитиной, Хуторков. Звон колоколов в тихую погоду был слышен за четыре километра.
Большой приход приносил доходы, и церковь платила налоги в казну исправно. Самые грабительские подати собирала советская власть. Прихожане поддерживали свою церковь как могли.
В 1931 году запретили звонить к церковной службе - только в случае пожара. С колокольни сбросили главный колокол. В июне 1942 года решением городского комитета ВКП(б) церковь закрыли. Иконы и церковную утварь сожгли, а все самое ценное погрузили на машины и увезли в город. Осенью спилили кресты, позже сняли оставшиеся колокола, а помещение передали колхозу "Заветы Ильича" под зерносклад. Образ Пресвятой Богородицы, написанный на стене алтаря, не могли ни забелить, ни закрасить, ее светлый лик и поныне призывает к вере человеческой.
Д.А. Горелов был в те времена председателем колхоза "Заветы Ильича" и хорошо запомнил те времена. Приезжали то и дело уполномоченные из города и приказывали закрасить ненавистный лик. Для отвода глаз замазывали известкой, а она сходила, раздражая следующего заезжего начальника. Один поумнее оказался и велел стены изрубить топором и закрасить масляной краской. Так председатель отговорился - мол, пол в конторе нечем красить, а я еще на церковь буду краску изводить.
Вот так всем миром и сберегли свою церковь-красавицу покровчане даже в самые суровые годы коммунистического засилья. И вот уже несколько лет, как храм опять исполняет свое истинное предназначение. Так что же мы видим? Железо с купола сняли - хотели, видимо, перекрывать, да так все и оставили. Словно скелет, торчит остов купола под дождем и снегом, гниет деревянная обрешетка, и даже крест покосился.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 4.12.02