Юбилей
Мы торопились. Но, несмотря на огромную скорость и счастливое отсутствие представителей ГИБДД, мы все равно опаздывали. Сделав очередной вираж, наша машина вылетела на полосу с односторонним движением.
-Сейчас будет полегче, - оптимистично бросил я своей семье, почувствовав, правда, что радости от этого известия у них не прибавилось.
Скоро начались горки. Конечно, это не аттракцион, но зато, подпрыгивая на каждой верхушке и утопая в сидение на спуске, все же можно почувствовать некоторое волнение. Мой сын ждал этого развлечения весь предыдущий этап, а супруга с надеждой в голосе предложила: Если уж мы опоздали, то давай поедем медленнее?!
Услышав очередной радостный возглас сына, она поняла, что это испытание ей придется пройти до конца. И все же мы успели, миновав многочисленные посты милиции в городе, храбро не пускавшие желающих лицезреть праздник, пообещав им "пролезть мышкой" в тихий уголок. Схватив фото- и видеокамеры, я и мои спутники устремились на центральную площадь. Вся описываемая спешка объяснялась нашим желанием попасть на 300-летний юбилей города Невьянска.
Город был основан в1701 году. Считается, что эта дата ознаменовала начало уральской металлургии. Невьянск старый, интересный город. В его истории много увлекательных, но и неясных до сих пор страниц. Символом города, конечно, является наклонная башня, замечательный памятник русского зодчества. Ее строительство связано с деятельностью хитрого и расчетливого Никиты Демидовича Антуфьева, прозванного Демидовым. Башня была построена к 1725 году на реке Нейве, где располагался завод. Возможно, что после пожалования Демидовым в 1720 году дворянства, Акинфий Демидов решил увековечить это событие строительством династического памятника. Действительно, Невьянскую башню было видно издалека. Сама башня была спроектирована с русских деревянных церквей, таких как церковь Вознесения в городе Торжке и церковь Успения в селе Варзуга, Мурманской области. "Каменными" прототипами, несомненно, являлись башня Кокуй Новгородского Кремля, колокольня Петропавловского собора в Казани, Тульская церковь. Покосилась башня из-за неравномерной осадки грунта, хотя в народе долго существовало мнение, что виновны в этом "злодейства демидовские". Подвалы, выстроенные в те далекие времена, до настоящего времени хранят свои тайны. Через триста лет невьянцы отреставрировали свою красавицу. Давно нет Демидовых, но памятник их притязаний жив. Удивительная башня возвышается над нами: белая, строгая, с часами и флюгером на самой верхушке, слегка наклонясь к земле, и от этого еще более загадочная.
На площади уже все готово к представлению - скоро все начнется. А пока мы осматриваем самое интересное. В сквере перед городским музеем уже расставлены столы и лотки с ремесленными изделиями из самого Невьянска и окрестных деревень. Мне особенно понравились товары из деревни Таволги; вот где трудятся настоящие мастера!
В уголке скверика жмется взвод солдат в старинной военной форме, потрепанной временем. Любопытные зеваки беззастенчиво рассматривают их, а те, что посмелее фотографируются с ними. Вот и я, отсняв несколько кадров, выбираю двух красавцев и прошу сфотографироваться на память. Будет, чем похвастаться перед знакомыми!
На другой стороне площади идет подготовка к встрече дорогих гостей. Медленно подкатила карета, запряженная двумя белоснежными рысаками, по крайней мере, мне так хочется их называть. Из нее выходит царь Петр I и его свита, направляющаяся на сцену. Народу так много, что снимать становиться тяжело. Царь приветствует народ невьянский, благодарит за ратные подвиги и желает здоровья. Звучит торжественная музыка. Царская процессия направляется в сквер - там пройдет вторая часть представления с ряжеными.
Я пытаюсь пробиться сквозь толпу таких же зевак, но это непросто. Каждому хочется оказаться поблизости от актеров, потрогать рукой кафтан и сфотографироваться на память пусть с "потешным", но царем. Сам "Петр Великий" очень похож на привычный нам образ, знакомый по художественным фильмам и картинам Бенуа и Лансере.
Какой он, российский самодержец? Статная, высокая фигура, крупное лицо и лихие усы, пронизывающие глаза, крепкие руки. И вправду, царь! За ним следует свита. Демидов с окладистой бородой по-хозяйски указывает дорогу. Манерный щеголь весь в бантах, лентах и кружевах - обознаться невозможно: великий князь Меншиков. Правда, этому молодому вельможе сегодня отведена незначительная роль, но кто-то же должен составлять свиту царскую.
А мое внимание привлек арапчонок. Клянусь, более подходящего мальчугана на этот персонаж найти было бы сложно. Он не вымазан ваксой ради представления - это настоящий негритенок. Вот кто-то успевает сделать снимок на "Поляроид" с его участием, и парнишке достается проявляющаяся картинка. Он удивленно держит ее в руках, и его широко раскрытые глаза внимательно следят за появляющимся изображением. Мальчишка совершенно забыл о празднике, своих обязанностях. Небольшого росточка, одетый в кафтан Петровской эпохи и с треуголкой на макушке, он забавно смотрится на фоне современной толпы. Я замечаю, как его губы что-то по-детски шепчут, но разобрать из-за людского гомона не могу.
В это время, пока я наблюдал за пареньком, ряженые уже приступили к действию. Первое, что необходимо, так это показать удаль молодецкую. И вот царь Петр направляется к импровизированному горну, куда его с поклоном приглашают кудесники- мастеровые, успевшие разогреть металл, нетерпеливо постукивая молоточками. Царь не торопясь сбрасывает с плеч кафтан и, ухватив увесистый инструмент, начинает ковать. В его уверенных точных движениях сквозит опыт и умение. Несколько минут он трудится, а глазеющая толпа старается протиснуться поближе и разглядеть результат. Слышен одобрительный гул и смех.
Наконец Петр заканчивает, показывая, что у него получилось. Под крики мастеровых и веселых зевак к нему приближается симпатичная жительница с караваем и стаканчиком водочки: Пожалуйте, Петр Алексеевич, отведайте хлеба-соли! - с поклоном обращается она.
Самодержец опрокидывает стопку и, отломив краюху, отвечает: Крепка водка, да хороша молодка! - за сим следует крепкий поцелуй. Девица стыдливо прячет личико в платок, а царь лихо вытирает усы. Молодец!
После царя, приглашают всех желающих показать свое умение в ковке. Предпочтение отдают молодежи. Вот мальчишка лет двенадцати начинает ковать. Хотя удар у него получается слабый, все же он наносит его с оттяжкой, как и положено настоящему кузнецу. Сохраняется старые дедовские традиции у нас!
Царь оценивает его умение и мальчишке достается приз. Постояв еще немного, Петр начинает двигаться дальше. Мастеровые под крики - ура! - подбрасывают свои шапки вверх. Правда, не всем удается поймать их - нужна сноровка!
Демидов подводит царя к шорнику, чье искусство явно привлекло самодержца. Да, сейчас редко где можно увидеть в продаже конскую упряжь. Разве что, в таких вот маленьких городках и деревнях, да и то, не во всех. Любовно потрогав изделия и испытав их на прочность, а царь не слабого здоровья - косая сажень в плечах, он одобрительно отозвался о мастерстве ремесленника. Далее процессия следует вдоль рядов с поделками. Народу столпилось - не продохнуть. Впереди царя шествует дородная дама, стойко сдерживающая напор любопытных и прокладывающая ему путь. Вот ряженые добрались и до столика семьи ремесленников, чья гордость в виде березовых туесков возвышается над головами мальчишек, изготавливающих поделки прямо здесь же. Потрогав все своими руками, Петр I и Демидов восторгаются качеством, а растроганная хозяйка дарит царю самый большой туес. Не выпуская подарок, он со свитой продолжает обходить мастеровых людей.
Вдруг я слышу звуки духового оркестра и тащу своих спутников на площадь. А там военный оркестр начинает свое выступление. Буквально через пару минут я заражаюсь их оптимизмом и азартом, с которым музыканты исполняют мелодии. Они, несмотря на возраст (молоденьких ребят не так много) и военную форму, начинают "вытворять" что-то невообразимое. Подтягивается праздничный любопытный народ, разошедшийся было по своим интересам. Первым, на кого я обращаю внимание, является руководитель ансамбля. Капельмейстер просто превосходен! Он пританцовывает в такт веселой музыки и под заключительные аккорды обращается к публике: Все думают, что если мы военные музыканты, то можем исполнять только марши. Нет, сегодня праздничный день и наш коллектив покажет все свое мастерство!
Его раскрасневшееся лицо говорит о том, что музыканты "приняли для храбрости" и в честь юбилея. Но это нисколько не мешает, а наоборот, дает стимул к качественному "заводному" веселью. Труппа начинает наяривать рок-н-ролл, а капельмейстер профессионально, несмотря на комплекцию, вытанцовывает замысловатые па. Ему вторят музыканты, не отрывающиеся от труб, барабанов и флейт. Представляете, как можно рок-н-ролл исполнить на флейте? Но, к чести военных, получается у них очень здорово! Самым уважаемым инструментом на этот момент является, безусловно, саксофон. Музыкант старается: теперь не отличишь, кто из них, "сакс" или его владелец, сияет больше. Оба хороши!
Мое внимание постоянно приковывает капельмейстер. Я, словно ощущаю "полет" его души в этот момент. Молодежь на площади, заведенная столь экстравагантным поведением военных, уже отплясывает "на полную катушку". Да и люди более зрелого возраста, смотрю, пританцовывают. В атмосфере праздника ощущаются какие-то ободряюще восторженные нотки. Молодцы музыканты! Танец заканчивается под восторженный гул толпы. Такого никто не ожидал. Но и это еще не все. А сейчас мы исполним для вас самую красивую мелодию в нашем репертуаре, народную гуцульскую, - продолжает руководитель ансамбля. С ней мы постоянно выигрываем все конкурсы.
Вот где проявился их настоящий профессионализм! Музыканты начинают выводить знакомую мелодию, но до чего же красиво у них получается. Каждый раз, когда я просматриваю видеокассету с их выступлением, ко мне возвращаются то настроение и накал страстей, которые я испытал, стоя там, на площади. Жаль, что музыканты закончили свой концерт так быстро. Всем хотелось еще чего-нибудь эдакого.
Возвращаюсь на поляну перед городским музеем. Я с самого начала хотел подойти и группе женщин в русских нарядах. До концерта они исполняли народные песни, и часть их я успел заснять. Но сейчас меня ожидает: Петрушка. Сверху ширмы ко мне обращается этот народный герой со словами - А вот молодец идет, он загадку и поймет.
Я тщетно пытаюсь отгадать несколько из них, но не выходит, видимо, сказывается возбуждение. Но, наконец, я отгадываю и мне достается приз- бублик. Я рад как мальчишка, иду и грызу, ловя себя на мысли, что я счастлив в этот момент: много ли человеку надо - бублик!
Подхожу к лотку гончаров, мне предлагают купить птичку-свистульку, какими на Руси детишки забавлялись. Сраженный обаянием хозяйки, да и общим весельем, покупаю. Мой сын, Тимоша, потом весь вечер будет ходить и неумело посвистывать в эту прелесть.
Праздник в самом разгаре. Интересно наблюдать за лицами коренных жителей. Они по-настоящему счастливы, так как подобные мероприятия у них случаются редко.
Что мне нравиться в невьянцах, так это их открытость. Каждый раз приезжая к ним в гости, мы садимся за большой стол. Собираются многочисленным родственники, приходящие постепенно. Так наше застолье растягивается почти на весь день. Все общаются, разговаривают. Есть что-то в этих неторопливых, спокойных встречах.
Юбилей города завершился шикарным фейерверком. Каких только замысловатых и разноцветных ракет не было выпущено! Большие и малые, одиночные и множественные, взрывающиеся одна за другой. Казалось, небо меняет свои декорации по мановению палочки волшебника. Но и это восхитительное зрелище закончилось. Мы возвращаемся домой под впечатлением, обсуждая наиболее яркие моменты дня. Надо отдать должное, что устроители не пожалели сил и средств для праздника и фейерверка. Жаль лишь, что этот салют не видел мой сынишка - он мирно посапывал в кроватке, видя свои замечательные детские сны. Может быть, про этот праздник, наклонную Невьянскую башню и ряженных, так умело сыгравших свои роли.
Алексей СЛЕПУХИН
Фото автора.
"Туристический экспресс № 6 (октябрь) 2002 год"
"Уральский следопыт № 1/2003 год"