Демидовская пристань

    Права на музеефикацию у Усть-Утки неоспоримые. Об этом свидетельствуют зримые остатки былого величия и архивные документы, на основании которых составлена музейными специалистами пояснительная записка. Она проливает свет на прошлое села.

    Именно здесь, в одном из самых живописных мест нашего края, при слиянии рек Межевой Утки и Чусовой, в XVIII веке была у горных магнатов Демидовых заводская пристань. "Неразрывно связанная с заводским хозяйством Нижнетагильского горнозаводского округа Демидовых и составлявшая наряду с заводами неотъемлемую его часть, Усть-Уткинская пристань, в отличие от самих заводов, до сих пор почти не привлекала внимания специалистов. Между тем хорошо известно, что заводская пристань была в ХVIII-ХIХ веках столь же важным элементом округа, как доменный или кричный цеха".

    Отсюда сплавлялись суда с металлами тагильских заводов по Чусовой и дальше в центральную часть России. "В конце XVIII века, - читаем в том же документе, - Демидовы имели собственные конторы по продаже металлов в Петербурге, Москве, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани, а в 1820-е годы к ним прибавились конторы в Таганроге, Одессе, Вильне. И к большей части из них заводская продукция доставлялась по рекам на барках, вышедших из Усть-Уткинской и Висимо-Уткинской пристаней. Назад суда не возвращались -разбирались на дрова, поэтому к следующей весне строились новые караваны. Это делало необходимым содержать целый судостроительный комплекс". В 1820-е годы с обеих пристаней ежегодно отправлялись в путь около 50 судов.

    "Один из интереснейших памятников индустриальной культуры горнозаводского Урала ХVIII-ХIХ веков" - так говорят об Усть-Уткинской пристани историки и специалисты музейного дела. Интересна она и с точки зрения литературного краеведения: не однажды сюда приезжал на сплав бытописатель Урала Д.Н. Мамин-Сибиряк и, по преданию, в доме над рекой писал свои рассказы о сплавщиках. Да и биография самого села достойна внимания любителей старины. Усть-Утка старше нашего города, ей за 300 лет перевалило. Еще в XVIII веке сюда совершали набеги воинственные башкиры. Потом село стало пограничным, разделяя земли двух богатейших кланов - баронов Строгановых и промышленников Демидовых.

    Это все - к вопросу о правах древней Усть-Утки на новую, музейную жизнь. Но права, как показывает опыт, надо отстаивать, дабы декларацию превратить в реальность.

    А реальность такова: полузаброшенное село с утопающими в снежных сугробах заколоченными домами. Иные из этих староурапьских строений с крытыми дворами сегодня представляют несомненный интерес для этнографов, но не для комфортного проживания экскурсантов и туристов. А еще - плохие дороги, отсутствие автобусного маршрута из города - он даже не доходит до Висимо-Уткинска, а это - за 20 с лишним километров от исторического "объекта". Железнодорожного сообщения, разумеется, нет. С доставкой продуктов, в частности хлеба, тоже проблема. Одним словом, глубинка. И сколько же сил, средств, времени понадобится на ее окультуривание! Не говоря уже о музеефицировании - восстановлении и реставрации Демидовской пристани, организации туристско-экскурсионного маршрута в эту природную жемчужину Урала. По нынешним временам проект фантастический.

    И тем не менее "лед тронулся, господа присяжные заседатели", как говаривал когда-то известный литературный герой, неутомимый искатель бриллиантов по имени Остап Бендер.

    Недавно я снова встретилась с прошлогодним мечтателем Владимиром Петровичем Халтуриным. Теперь он директор нового филиала Нижнетагильского музея-заповедника. И с чем бы, вы думали, он пришел в редакцию? С программой создания в старинном приречном поселке современного литературно-исторического парка "Демидовская пристань".

    Программа эта, как и открытие музейного филиала в Усть-Утке, уже разработана и согласована с администрациями Пригородного района и города, рассказывает Владимир Петрович и тут же показывает архитектурный проект будущего парка. Выглядит красиво. Голубые ленточки рек омывают зеленую землю, прорезая ее отводными каналами, затонами. Есть тут и восстановленная дамба, разделявшая когда-то старое устье Межевой Утки и Чусовую, а на берегу старинная часовня с колоколом, контора главного сплавщика, другие исторические достопримечательности.

    Планируется создать историко-этнографический комплекс. Прежде всего в него войдет Демидовская пристань с гидротехническими сооружениями, верфями, домом Платинного мастера, пилорамой для распиловки леса под барки. Надо создать и несколько судов того времени - барки, коломенки, на них сплавляли по воде демидовское железо, - продолжает рассказ В.П. Халтурин. - Хочется, чтоб были и сторожевые башни с пушечками - из них стреляли при начале каждого сплава, а на часовне, как встарь, обязательно звонил колокол и голос его слышался на 20 километров вверх и вниз по Чусовой, в селениях Еква, Сулем.

    В госархиве сохранились три плана Усть-Уткинской пристани XIX века. Это поможет в научно-исследовательских и ремонтно-реставрационных работах. По имеющимся чертежам можно воссоздать господский дом, где останавливались, приезжая на сплав, .владельцы заводов и их гости, служащие демидовской конторы. Сам этот дом, к сожалению, не сохранился. А вот другой - дом купца Кожевникова - время пощадило. В прошлом веке, если верить преданиям, здесь работал над своими "Бойцами" Мамин-Сибиряк. Теперь дом надо реставрировать, восстановить надворные постройки и оборудовать как литературно-экспозиционный комплекс. Это - первый из будущих музейных объектов, переданный нам на баланс администрацией Пригородного района, которая, к счастью, понимает важность задуманного дела. Тем более, что в историко-этнографический комплекс войдет, вероятно, и музей истории поселка.

Ада ЕГОРОВА.

Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 28.02.1997.

Главная страница