Красный Камень
В начале 30-х годов прошлого века в связи с застройкой Красного Камня появилась необходимость в наименовании улиц нового района. По поводу этого неоднократно собирался Исполком Нижнетагильского горсовета депутатов трудящихся. В решении исполкома от 23 ноября 1940 года "О наименовании вновь застроенных улиц" говорится: "Утвердить название вновь застроенных улиц на участке индивидуального строительства "Красный Камень": 1-я Борцов Революции; 2-я Емельяна Пугачева; 3-я Красных партизан; 4-я Восточная; 5-я Степана Разина; 6-я Западная; 7-я Южная".
В 1950 году получает свое нынешнее название улица Грибоедова, в 1954-м – Жуковского, расположенная в квартале №2, в 1956 году появляются Красногорская, Карла Либкнехта, Розы Люксембург. А в 1967 году выходит постановление от 10 мая "Об изменении и присвоении названия улицам, скверам, площадям". В постановлении говорится: "В связи с упорядочением устаревших названий улиц в районе Красного Камня присвоить название скверу у братской могилы "сквер Героев Гражданской войны". Улицу Пугачева – упразднить, так как она является продолжением улицы Пархоменко. Конец ул. Грибоедова и начало ул. Красногвардейской упразднить, объединить их и присвоить им название улицы Октябрьской революции. Начало улицы Восточной упразднить и присоединить к улице Мира, так как она является ее продолжением, а улицу Мира переименовать в проспект Мира".
Улица Этапная (МОПРа, ныне – проспект Мира). Интересна судьба улицы Мира, первоначальное название которой – Этапная. При этом не стоит путать ее с улицей Этапной в районе Выи – Липовым трактом.
История не сохранила для нас фактов, обосновывающих необходимость появления в нашем городе двух улиц с одинаковым названием.
Если выйская Этапная была частью заводской транспортной системы и от того получила свое имя, то возникновение краснокаменского наименования абсолютно не ясно. Как говорят старожилы и краеведы, оно возникло потому, что по улице "по этапу" вели декабристов в Сибирь. Однако на самом деле она являлась тупиковой и не вела ни на какие другие заводы, ни, тем более, на каторгу. В 30-е годы XX века она стала называться улицей МОПРа (Международная организация поддержки борцов революции). Старожилы вспоминают, что в это время улица не была благоустроена, начиналась от Тагильского пруда. Лужи, грязь, отсутствие тротуаров, частные одноэтажные деревянные домики – таков был ее облик.
В 1927 году на улице, на месте старого кладбища, был построен стадион "Строитель", впоследствии переименованный в спорткомплекс "Юность". Небольшой ручей, протекавший здесь, был спрятан в трубу. Позже над этим коллектором построили дом, в котором располагался народный суд Ленинского района. Сейчас в здании находятся Институт регионального развития образования (ИРРО) и библиотека Дома учителя. Во время сильных дождей коллектор, не рассчитанный на большой приток воды, переполняется и иногда дает течь, из-за чего подвал дома подтопляется чистой дождевой водой.
С1944 года началась реконструкция улиц Ленина и МОПРа. Старые деревянные дома стали заменять новыми многоэтажными. Многие жильцы не хотели переселяться в государственные квартиры, поэтому по их просьбе деревянные дома разбирались и перевозились на новые места. Так на Красном Камне возникли улицы Панфилова, Сталинградская (ныне – Волгоградская), Зеленый тупик, Юбилейная. Как мы видим, в то время у тагильчан оставалась тяга к добротному индивидуальному жилью, домашней скотине и огороду.
16 октября 1951 года было принято решение Нижнетагильского горисполкома Совета депутатов трудящихся "О наименовании улицы Мира". По нему, в связи с реконструкцией города, оставшиеся частные дома бывшей улицы МОПРа в Сталинском районе полностью сносились, а на их месте образовалась совершенно новая улица со вновь выстроенными на ней многоэтажками. Учитывая единодушное желание жителей улицы, высказанное ими на собрании при подписании обращения Всемирного Совета Мира, исполком решил:"... удовлетворить желание жителей вновь выстроенной улицы Сталинского района и наименовать ее улицей Мира".
Угол улиц Ленина и Пархоменко. Фото 1949 г.
Улица Пархоменко. Собственно, на ее месте до Октябрьской революции были расположены Первая, Вторая и Третья Введенские улицы, названные так в честь находившегося рядом храма. В 20-е годы прошлого века их переименовали, соответственно, в 1,2 и 3-ю Свердловские. Позже 3-я Свердловская была названа в честь тагильского революционера Мухина. В 1950-е годы, с началом массовой застройки, 1-я и 3-я Свердловские улицы стали обычными внутриквартальными проездами, а 2-ю Свердловскую переименовали и назвали в честь героя Гражданской войны Александра Пархоменко. В 1975 году улица Пархоменко соединила Красный Камень с центром города, когда был построен новый мост через реку Вязовку и выложено шоссе из брусчатки.
На углу нынешних улиц Пархоменко и Серова находился завод эмальпосуды. В XIX веке была возведена плотина, создан Вязовский прудок, а рядом построены цеха кожевенного завода. До революции там был небольшой завод скобяных изделий железнодорожного инженера и предпринимателя Генделя. Напротив него размещалась жестяная мастерская предпринимателя Дубичева. После революции завод Генделя национализировали, и на его базе стали работать промартели "Пролетарий" и "Металлист". Кроме подносов, артель выпускала кровати, детские велосипеды и другие нужные в быту металлические изделия. В годы Великой Отечественной войны завод производил эмалированную посуду: кружки и котелки. Наши поисковики, работающие на полях былых сражений, не раз находили такую посуду с маркировкой тагильского и лысьвенского заводов. Завод просуществовал до начала 1980-х годов. С постройкой нового цеха на Тагилстрое и выпрямления улицы Пархоменко Краснокаменский завод эмальпосуды был снесен.
Улица Красная. Ранее она называлась 1-я Красная. Это была самая первая улица Рыжковой слободки – маленькой деревеньки на месте нынешнего Красного Камня. И не только первая, но вообще единственная улица слободы. До революции жители называли ее улица Баская. На Красной располагался трамвайный парк, он и сейчас находится на этом же месте.
Сооружение парка началось в 1932 году. Тогда же проложили и первые трамвайные пути. Трамвай от остановки МОПРа (Мира) до парка шел резко под уклон, так как через речку Вязовка был проложен очень узкий мостик-дюкер, и насыпь была низкой. Строили трамвайные пути вручную, землю перевозили на лошадях, которые были запряжены в самосвальные телеги – грабарки. Погрузка породы производилась лопатами. Трамвайная линия была одноколейной, поэтому существовали разъезды в районе улицы Циолковского, у нынешнего магазина "Уют".
В это же время улицы были переименованы. Так, Безымянная стала Циолковского, Бересовая – Новострой, а Фабричная – Учительской. В 1990-е годы реку Вязовку заключили в коллектор, а сверху нее прошла улица имени Анатолия Серова, Героя Советского Союза, воевавшего в Испании вместе с нашим земляком Сергеем Черных. Трамвайное и автомобильное движение улиц Мира и Серова решено было сделать на разных уровнях.
Сергей ПУДОВКИН, историк-краевед.
Литература: Газета "Тагилка" от 15.07.2010. №14(98).