Предзаводская площадь – улица Ильича
Отрывок из книги "Прогулки по Вагонке".
Эту прогулку мы начнем с предзаводской площади, которая является историко-духовным центром района. Здесь расположены храм Димитрия Донского, постамент с легендарным Т–34, выставка вагонной продукции завода и музей бронетанковой техники.
Начнем наш путь от музея бронетанковой техники и выставки вагонной продукции, которая располагается здесь с сентября 2000 года. Она переместилась с улицы Юности, где была установлена к 50-летию Уралвагонзавода в 1986 году. Перемещение выставки было приурочено к 65–летию Уральского конструкторского бюро вагоностроения, а также мотивировано идеей создания единого музейного комплекса предприятия, который включает в себя данную выставку и два музея – истории завода и бронетанковой техники.
Красива площадь и зимой, и летом
Музей бронетанковой техники представляет историю конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков, коллекция которых представлена в выставочном павильоне, а также рассказывает о людях, чьим трудом создаются лучшие образцы бронетанковой техники в стране. Изначально музей БТТ был построен на территории предприятия в 1986 году по приказу генерального директора В.К. Сотникова и был доступен лишь узкому кругу специалистов. В 2006 году к знаменательным датам – 70-летию предприятия и 65-летию производства танков на УВЗ – здание музея было полностью реконструировано, к нему был обеспечен свободный доступ, а его экспозиции обновлены и значительно пополнены. Торжественное открытие обновленного музея бронетанковой техники состоялось 8 сентября 2006 года.
Музей истории завода с 1991 года располагается в здании Центральной проходной, на третьем этаже; до этого времени с 1969 года он размещался на площадях Дворца культуры им. И.В. Окунева. В этом музее показаны истоки и процесс формирования центра высочайшей индустриальной культуры, что было обусловлено стремлением оставить историческую память о поколениях уралвагонзаводцев, традициях и деяниях коллектива. Музей располагает постоянной исторической экспозицией и выставочным залом, где регулярно проходят тематические выставки, привлекающие интерес жителей Вагонки.
Значимой для коллектива Уралвагонзавода явилась работа по сооружению храма Дмитрия Донского в память о первостроителях завода, участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, в честь заслуженных уралвагонзаводцев и всего коллектива. 25 сентября 2000 года был заложен камень в основание храма; его освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Эскизный проект храма был разработан архитектором из города Переславль–Залесский В.Н. Ижиковым. Рабочие чертежи разработаны институтом "Тагилтрансмашпроект".
19 сентября 2002 года был освящен первый кирпич кладки, которую выполняла бригада строителей из Беларуси. 11 апреля 2003 года состоялось освящение купола, креста и колоколов; обряд освящения проводил Владыка Викентий. Первая служба, посвященная великому православному празднику Воскресения Христова, состоялась 26 апреля 2003 года.
Храм имеет традиционное крестово-купольное решение с пропорциями 20х30х50 м (ширина, длина, высота), что соответствует началу ряда Фибоначчи и близко к "золотому сечению". Такое решение обеспечивает храму прекрасную акустику. Четырехстолпный интерьер завершается центральной главой с восемью световыми проемами (окнами). Длина окружности барабана равна ширине храма – "серебряное сечение". Оконные проемы выполнены в раздельных деревянных переплетах и оформлены коваными металлическими решетками.
В цокольном этаже храма расположены хозяйственные подсобные помещения и крещальная купель. Главный купол венчает греческий равноконечный крест. Пропорции "золотого сечения" использованы как при проектировании основных габаритов храма, так и при проектировании купола и декоративных деталей.
Цехи завода изготовляли для храма все необходимые изделия. Над оформлением интерьера работали специалисты из Подмосковья. Основные работы проводились ремонтно-строительным корпусом завода. По своей красоте и убранству храм является одним из самых красивых в Екатеринбургской епархии.
В центре площади располагается постамент с танком Т–34 – это единственный на Вагонке исторический памятник федерального значения. Знаменитая "тридцатьчетверка" признана лучшим танком периода Второй мировой войны. Эти машины выпускали на Уральском танковом заводе №183 им. Коминтерна (Уралвагонзаводе) в 1941 – 1946 годах.
С началом войны на площадях УТЗ развернулось невиданное по размаху производство танков Т–34. За считанные месяцы на заводе было свернуто производство вагонов и впервые в мире организован танковый конвейер. Каждый третий танк на фронтах Великой Отечественной – это танк, сошедший с конвейера УТЗ. Первая боевая машина была собрана 18 декабря 1941 года, а 31 декабря на фронт ушел первый эшелон с танками Т–34.
За годы войны УТЗ выпустил танков больше, чем все германские заводы вместе взятые. 8 сентября 1946 года, в честь празднования первого Дня танкиста, последний Т–34, выпущенный на Уральском танковом заводе, взошел на постамент, управляемый водителем–испытателем Андреем Бондаревским. Проект памятника был разработан художественно–графическим бюро отдела главного архитектора во главе с Александром Николаевичем Побединским, который прибыл на Уралвагонзавод с эвакуированным московским заводом в 1942 году. За период своего существования танк–памятник неоднократно участвовал в парадах Победы как в районе, так и в центре города.
Справа от танка, за кирпичной изгородью, виден фриз здания автоцеха. Это одно из первых каменных строений на территории Уралвагонзавода. Оно построено в 1938 году, и логично, что в нем проявился такой стиль, как "конструктивизм", характерный для архитектуры 1920–х – 30–х годов. В невысоком строении автоцеха подчеркнута эстетика простой конструкции; глухие, с равномерным ритмом опор стены украшают пилоны, барельефы с изображением людей и широкий лепной фриз. Содержание фриза, над которым работали московские скульпторы Донские – отец, мать и два сына, представляет собой своеобразный экскурс в историю развития транспорта – от экзотических верблюдов, лошадьми запряженных повозок и саней до грузовых машин и вагонов.
Переходим оживленную трассу Восточного шоссе (изначально в 1930–х годах эта улица называлась Заводской и была первой улицей района из 8 дощатых бараков, затем она носила имя И.В. Мичурина), и выходим на улицу Ильича, одну из первых в Дзержинском районе. В 1930–е – 40–е годы она была центральной, главной улицей Вагонки, здесь стояли бараки и брусковые дома. Как и проспект Вагоностроителей, улица Ильича ориентирована на одну из проходных завода, и, как многие улицы в районе, она меняла свое название – до 1954 года носила имя Ленина. Современная улица Ильича – одна из протяженных в районе, она берет свое начало от Центральной проходной завода и простирается до Исинской дороги. Именно на этой улице в 1930–е годы начинают появляться первые каменные дома.
Мария ЧМЕЛЬ, сотрудница выставочного комплекса Уралвагонзавода.
Литература: Газета "Весь Тагил" от 09.06.2011, №22(45).