Улица Константина Пылаева
Эта улица в поселке железнодорожников Смычка названа именем человека, который не так уж давно ходил здесь, вежливо здоровался, беседовал со знакомыми.
В довоенные годы Константин Пылаев, которому было немногим более 20 лет, работал слесарем в вагонном депо. Роста чуть выше среднего, худощав, подтянут...
Что этого парня отличало? Он всегда был выдержанный, ровный в обращении с людьми, "Никогда не психовал", - как говорили в вагонном депо, но искал выход из любого положения упорно, сосредоточенно. Меж бровей залегала глубокая складка, а в глазах, всегда немного грустных, появлялось особое выражение. " Словом, надежный был парень и очень хороший товарищ", - говорят друзья. Выделялся Костя Пылаев скромностью, немногословностью. Но уже если что ему поручено - будьте спокойны, обязательно выполнит и в лучшем виде. Поэтому люди к нему относились с уважением, с доверием.
Когда началась война, ушли на фронт многие. В январе 1942 года был призван в ряды Советской Армии и Константин Пылаев. Его назначили командиром отделения саперного батальона 167-й дважды Краснознаменной Сумско-Киевской стрелковой дивизии. В боях участвовал на Воронежском и Первом Украинском фронтах.
Дважды был тяжело ранен. На поставленных им минах подорвались десятки фашистских танков, бронетранспортеров, автомашин с войсками и боеприпасами. Обнаруженные же и обезвреженные им немецкие мины - это сотни спасенных жизней советских воинов. Известен такой факт из фронтовой биографии К.Ф. Пылаева. В момент прорыва обороны противника на подступах к городу Сумы старший сержант Пылаев возглавил группу саперов, которая должна была заминировать лощину (по ней продвигалась мощная колонна фашистов). Очень важно было успеть выполнить работу быстро, точно, бесшумно. Боевое задание группа Пылаева выполнила блестяще. Наткнувшись на минное поле, встреченный ураганным огнем, враг повернул обратно.
При прорыве обороны немецких войск на Хотень старший сержант Пылаев снова по лучил трудное задание: с отделением саперов очистить от вражеских сил шоссейную дорогу. Работая под огнем врага в течение суток, без пищи, без отдыха, Пылаев успешно выполнил и эту боевую задачу. Лично он сам снял и обезвредил более пятисот противопехотных и противотанковых мин. За свой тяжкий ратный труд, вы полненный со знанием дела и отвагой, Константин Федорович награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени, многими боевыми ме далями. Храбро и мужественно сражался с врагом простой уральский рабочий, сапер Константин Пылаев. В самые страшные трагические минуты он оставался таким же хладнокровным, упорным, каким был и в мирной жизни.
К.Ф. Пылаев вернулся с войны. Снова жил на Смычке, работал в вагонном депо, ходил на смену по улице Стрелочников. Он умер в 1959 году в 45-летнем возрасте. Дали себя знать старые раны. Имя его осталось в благодарной памяти будущих поколений.
Информация по материалам музея-заповедника
...Он прожил такую короткую жизнь: всего 45 лет. Но в памяти тех, кто знал его, воевал плечом к плечу, а потом трудился на рядовом посту, остался человеком мужественным и скромным, очень ответственным.
Константин Федорович Пылаев - коренной тагильчанин. Он родился 28 декабря 1914 года в семье рабочего. Окончил четыре класса и школу фабрично-заводского обучения, в которой получил специальность слесаря. В 1942 году Константин Пылаев был призван в армию. С того же времени он сражался на фронте.
Командир саперного отделения старший сержант Пылаев отличился при форсировании Днепра на Киевщине, в районе села Вышгород. Под огнем противника он организовал переправу и обеспечил переброску через Днепр двух стрелковых батальонов и артиллерийского дивизиона.
За этот подвиг 13 ноября 1943 года тагильский железнодорожник был удостоен звания Героя Советского Союза. Константин Пылаев награжден орденами Ленина, Красной Звезды, несколькими медалями.
После войны, вернувшись в родной город, наш земляк трудился в вагонном депо станции Смычка.
Скончался 16 мая 1959 года.
На здании дело, где он работал, установлена мемориальная доска. Его имя носит одна из улиц поселка железнодорожников.
Вокзал ст. Смычка на ул. К. Пылаева
Сентябрь 1943 года принес холодные дожди. В зыбкой болотной почве буксовали машины. Низко плыли облака. Тишина нарушалась только позвякиванием оружия, стуком котелков и лопаток, шуршанием тяжелых сапог на песке да сдержанным говором солдат. Продвигались не спеша, спокойно, с какой-то особенной торжественностью, которая, впрочем, была легко объяснима: впереди Днепр!
К реке саперный батальон подошел к вечеру. Дул сильный ветер. Днепр беспокойно шумел и метался во мгле. Давно не помнили здешние старожилы такой непогоды. Небо затянуло черными тучами, мгла встала стеной от земли до самого неба, глухого, беззвездного. А на том берегу укрепились гитлеровцы, их пулеметы, их батареи, танки...
Старых мостов уже не найти было - их взорвали фашисты. Саперы искали лодки и не находили: все сожгли. Но боевую задачу, поставленную перед сержантом Константином Пылаевым, надо было выполнить, чего бы это ни стоило. Что делать? Саперы бросились на поиски хоть каких-нибудь переправочных средств, способных выдержать не только пехоту. Нашли притащили волоком откуда-то две старые посудины. А еще две другие, рассохшиеся, дырявые, обнаружили где-то в сарае. Да и сам сарай почти целиком прихватили с собой - пригодится!
- Погоди, - сказал солдат, как видно, человек основательный, умелый. - Погоди, не все еще. Ведра тащите!
Оказывается, вот что порою годится для боя - обыкновенные ведра! Худые лодки кое-как законопатили мешками, тряпками. Ведра же необходимы, чтобы вычерпывать воду. А немцы били с того берега минометами и артиллерией. И в грохоте канонады саперы искали на пепелищах ведра. Нашли.
Из лодок соорудили паром. Это для пехоты. Из бревен и досок от раскатанного сарая - прочный плот для артиллерии.
Наступило 29 сентября. Темень непроглядная. С одной стороны она на руку саперам, с другой - можно заблудиться на реке.
Лодки сразу "глотнули" воды. Днепр бил сильной волной, ведра пошли в ход с первых взмахов весел. Не успели проплыть и ста метров, как паром затяжелел. Река потянула его на дно. Волна швыряла из стороны в сторону. В темноте не разглядишь, где левый берег, где правый. Ветер клочьями рвал пену. А горстка саперов-пылаевцев делала много дел сразу: гребли, выплескивали воду за борт, искали, снова теряли и опять находили курс на тот берег.
Слева, справа, впереди и сзади немецкие снаряды поднимали фонтаны воды, обрушивавшиеся на саперов и пехотинцев.
Путь через Днепр отнял почти час. У одних руки были в крови, у других спины свело. Это у тех, что все это время качались с ведрами, как заведенные, вниз и вверх, вниз и вверх.
Обратный путь оказался полегче. Проскочили реку минут за двадцать.
Первая ночь. Кто забудет ее из бывших в бою? Кто забудет семерку смелых саперов? Смелых солдат на четырех рыбацких лодках, превращенных умельцами в паром, соорудившими из бревен и досок мощный плот? Гребли, гребли, пока не переправили за одну ночь два стрелковых батальона и артиллерийский дивизион. На берегу помогали грузить ящики и мешки, патроны и снаряды. Потом опять садились на весла и плыли через вздыбленный Днепр!
Такова была ночь. Песок, вода, огонь, Днепр, переправа. Одна из многих, которые пережил Пылаев с товарищами.
Нет, не просто досталась Золотая Звезда Героя нашему земляку Константину Федоровичу Пылаеву. Очень непросто.
Маргарита ЛИТВИНОВА, Борис МАРКОВ.
Литература: Газета "Горный край" от 07.10.2004.