Проспект Вагоностроителей
В 1931 году началось строительство Уралвагонзавода. Это положило начало и Дзержинскому району, который его жители любовно называют Вагонкой.
С первых дней строительства остро встал вопрос о создании жилого фонда. Прибывающие на стройку рабочие поначалу расселялись в селе Покровка и в старом городе, но всех там разместить не удалось. Летом 1931 года на площадке Уралвагонстроя появился даже палаточный городок. Но и это проблемы не решало. И вот, вьгрубая тайгу, срочно стали оборудовать барачные поселки на ТЭЦ, рядом с глухим железнодорожным разъездом Красный Бор.
Сейчас проспект Вагоностроителей один из самых красивых и широких в Дзержинском районе. А ведь начиналось все с малого. Во второй половине 1945 года стали хозспособом строить здесь первые трехэтажные благоустроенные жилые дома. Рабочих рук не хватало, привезли пленных немцев, которые сами себе построили лагерь - это там, где теперь находится швейная мастерская в доме № 34а.
1 января 1946 года был сдан в эксплуатацию первый дом. А к концу года появился еще один, на первом этаже открыли промышленный магазин, впоследствии переоборудованный в столовую, а уже в наши дни - в пельменную. До 1961 года в этом же здании был загс, где регистрировали брак, и другие учреждения.
Особенно хорошо помню, как шло озеленение улицы. После войны от завода до улицы Хмельницкого были посажены яблони - они так красиво цвели весной, душа радовалась! Но в начале 60-х годов все яблони вырубили и высадили тополя. А вокруг машиностроительного техникума прижились голубые ели.
Кстати, о техникуме. Поначалу он размещался в доме барачного типа, построенном в 1935 году, когда новому заводу так нужны были специалисты среднего звена. Техникум и называли вагоностроительным. Только в 1957 году на проспекте выросло большое современное здание для единственного тогда в районе среднего специального учебного заведения,
С 1949 по 1963 год его директором была Анна Константиновна Егорова. Она приехала в Нижний Тагил в 1941-м, работала на УВЗ председателем цехкома, инструктором заводского партийного комитета. Неоднократно ее избирали депутатом райсовета, членом пленумов райкома и горкома КПСС. Награждена орденом "Знак Почета". В общем, человек уважаемый и как директор техникума пользовалась авторитетом. Да и хороших, знающих специалистов она воспитала немало. Один из них Евгений Емельянович Мачнев. Он окончил техникум в 1950 году, теперь заслуженный работник УВЗ, председатель совета ветеранов войны и труда.
Но вернусь в послевоенные годы. Тогда все тем же хозспособом была закончена застройка кварталов № 35-52 между улицами Сталина, Докучаева, Парковой и Салдинской домами на одну-две квартиры с приусадебными участками. Ветераны Вагонки называли этот квартал Петриковским поселком - по фамилии начальника отдела капитального строительства УВЗ, под руководством которого велись работы.
В 1947 году был разработан новый проект планировки центра Дзержинского района. Предусматривалось возведение уже трех-пятиэтажных зданий, а на пересечении улицы Сталина и бульвара Хмельницкого (ныне проспекта Вагоностроителей и Дзержинского) хотели создать центральную площадь и здесь же здание районного Совета. Восточную часть улицы Сталина планировалось замкнуть парком культуры и отдыха вплоть до Пихтовых гор.
Но жизнь внесла поправки в этот проект. Вместо райсовета построили первый в нашем городе широкоформатный кинотеатр "Россия" на 850 мест. 23 апреля 1963 года он был открыт. Сколько лет прошло, а не забыть, как вместе с рабочими Уралвагонзавода - я работала тогда в цехе 330 машинистом мостового крана - ходили мы на субботники к кинотеатру и сажали деревья.
Тогда же от "России" до Ленинградского проспекта решили проложить зеленую аллею, что и было сделано. Да разве только это! Каждое здание на проспекте Вагоностроителей архитекторы стремились проектировать с лица не общим выражением, обращая особое внимание на отделку фасадов. Широко применялись башенки, лепка, необычной формы окна, колонны и другие украшения. Некоторые из этих зданий стали теперь памятниками архитектуры местного значения.
Говоря о таких красавцах, как не вспомнить великолепный Дворец культуры, который стоит на проспекте Вагоностроителей под номером 1. Открытый 7 ноября 1958 года, он стал гордостью нашего района и достопримечательностью Нижнего Тагила. Автор проекта - московский архитектор Э.М. Залесская.
Подобных учреждении культуры в городе не было: два зрительных зала (один из них на тысячу мест!), а еще выставочный, спортивный, танцевальные; комнаты для занятий художественной самодеятельностью, библиотека, кафе... С 1959 по 1980 год директором здесь была Зинаида Александровна Проворова, закончившая Высшую профсоюзную школу ВЦСПС в Ленинграде. Спектакли народного театра балета, концерты академической хоровой капеллы, выступления драматического коллектива и агиттеатра "Факел" имели неизменный зрительский успех и вызывали благожелательные отзывы критики не только в Нижнем Тагиле, но и в других городах страны, включая ее столицу - Москву.
Почти 15 лет дворец оставался безымянным. Как будто знали вагоностроители, что наступит срок и, как Иван-озеро, назовут они свой прекрасный очаг культуры именем достойнейшего человека, Ивана Васильевича Окунева, который с 1946 по 1969 год был директором Уралвагонзавода и руководил созданием уникального многоотраслевого машиностроительного предприятия.
...Время не властно над памятью. Она хранит образы прошлого, возвращает в юность, молодость и обязательно зовет на родную улицу, облик которой меняется в лучшую сторону.
Лидия БЕССОНОВА.
Литература: Газета "Горный край" от 04.07.2002.
Строительство Уралвагонзавода в 1930–е годы положило начало существованию Дзержинского района, расположенного в восточной части Нижнего Тагила и любовно названного его жителями Вагонкой.
Проспект Вагоностроителей
Дзержинский район своеобразен и отличается от других своим внешним обликом, архитектурной компоновкой кварталов и улиц, историей формирования его населения. Схема планировки, выполненная московскими архитекторами, была разработана еще в начале 1930–х годов. Четкие кварталы вписывались в прямоугольную сетку улиц. Главными магистралями стали улицы Сталина (пр. Вагоностроителей) и Ленина (ныне Ильича), ориентированные на проходные завода.
Проспект Вагоностроителей, носивший до 1961 года имя Сталина, является центральной артерией Дзержинского района. В его облике прослеживаются все архитектурные стили советской эпохи.
Машиностроительный техникум. 1950-е годы.
Открывают проспект трёхэтажные шлакоблочные дома, построенные во второй половине 1940–х годов по проекту заводского архитектора Николая Николаевича Самойлова. Он был эвакуирован в Нижний Тагил в 1941 году из Харькова, где работал в Государственном проектном институте. В июне 1946 года отбыл на Харьковский танковый завод № 75, но здания, спроектированные им, до сих пор украшают главный проспект района.
1 мая 1961 г.
Самым красивым, хорошо декорированным в районе является дом №2. Это первый благоустроенный дом, построенный хозспособом. Из-за нехватки рабочих рук при строительстве этого дома и нескольких других по проспекту использовался труд пленных немцев. Он был сдан 1 января 1946 года. В средней части дома планировалось разместить почту, сберкассу, аптеку и магазин. Но жизнь распорядилась по-другому. Сюда была перемещена из барачного помещения с улицы Димитрова администрация района – районный исполнительный комитет Совета рабочих и крестьян. По улице Сталина до улицы Орджоникидзе предполагалось проложить трамвайную линию.
За "трёхэтажками" архитектора Самойлова расположился квартал из одноэтажных домов, который на Вагонке называют Петриковским поселком – по фамилии начальника строительного цеха УВЗ Петра Антоновича Петрикова. Закладка его началась еще в годы войны (в 1943 году), а активная застройка продолжалась уже после ее окончания.
1 мая 1961 г.
Этот район примечателен тем, что три его параллельно идущие улицы, перпендикулярные проспекту Вагоностроителей, названы в честь известных и почитаемых на Вагонке людей: Героев Советского Союза Ивана Мотина и Николая Белявского, а также полного кавалера ордена Славы трех степеней Василия Холкина.
Следом за трёхэтажными зданиями Н. Самойлова на площади привольно раскинулось здание машиностроительного техникума, построенного в 1957 году. Первоначально вагоностроительный техникум в 1932 – 1933 годах занимал один из бараков в центре города на пересечении улиц Карла Маркса и Библиотечного переулка. В 1933 году техникум ликвидировали, а в 1935-ом лозунг И.В. Сталина "Кадры решают все!" определил второе рождение "школы будущих техников".
Ровно через два года 8 августа 1935 года в титульный список учебных заведений системы НКТП (Народного комиссариата танковой промышленности) при УВЗ был включен машиностроительный вечерний техникум. Без отрыва от производства на трех отделениях: сварочном, литейном и сборочно-монтажном – обучались 164 человека. Техникум к этому времени расположился на улице Димитрова, в бараке № 15. Однако в 1947 году он вновь переезжает, теперь на улицу Сталина в дом № 12, где были арендованы аудитории на втором и частично на третьем этажах.
1957/58 учебный год студенты начали уже в новом современном трехэтажном здании с монументальными фасадами в классическом стиле. Оно стало украшением Вагонки. Особая заслуга в строительстве нового здания техникума принадлежала директору завода И.В. Окуневу, по чьей инициативе оно было начато, и который, как никто другой, понимал, что выпускники техникума в большинстве своем попадают на завод, чтобы решать задачи развития оборонного комплекса страны. Возведенный по типовому проекту машиностроительный техникум стал одним из последних в городе зданий, решенных в духе сталинского ампира.
1 мая 1961 г.
Напротив техникума можно увидеть архитектурный комплекс зданий, построенных в 1940–50–е годы в стиле "сталинского ампира". Они были спроектированы московским институтом "Горпроект". Архитекторы стремились придать каждому дому индивидуальные черты, обращали особое внимание на отделку фасадов. Дома украшены лепными фронтонами, окнами необычной формы, колоннами, башенками.
А стиль конструктивизма, сыгравший значительную роль в реализации идей городской архитектуры в 1920-30-х годах, определил облик дома №7, построенного в 1937 году. В нём расположено несколько отделений городской больницы №1. Здесь эффектное скругление угла подчеркнуто чередованием ленточного остекления и глухих плоскостей.
Дома №9 и 11 построены уже в стиле сталинского ампира, а жилой дом № 13 – последнее здание в стиле конструктивизма, построенное по проекту 1934 года к началу Великой Отечественной войны.
1 мая 1961 г.
В 1958 году в жилом доме № 19 в помещении детской библиотеки разместилась районная библиотека. А детская в свою очередь переместилась в дом № 31 по улице Ильича.
В 1947 году группой архитекторов Нижнетагильского отделения института "Свердловскгражданпроект" во главе с Т.Н. Дружининой был разработан новый генеральный план района. Предусматривалась застройка его центральной части трех-пятиэтажными домами, а окраин – одно-двухэтажными.
Позднее построенные в 1950–е годы по данным проектам здания образовали архитектурный ансамбль центральной части Вагонки. Согласно проекту на пересечении улицы Сталина (проспект Вагоностроителей) и бульвара Хмельницкого (проспект Дзержинского) предполагалось создать центральную площадь района и построить здесь здание райсовета. Восточную часть улицы Сталина по предложению директора завода Ю.Е. Максарева предполагалось замкнуть парком культуры и отдыха на Пихтовых горах.
Кинотеатр "Россия". 1963 г.
Но на месте, где проектом предусматривался райсовет, был построен первый в городе широкоформатный кинотеатр "Россия" на 850 мест, которому изначально планировалось присвоить имя Ф.Э. Дзержинского. Он был построен по проекту тагильского архитектора З.Г. Путиловой и открыт 29 апреля 1963 года. Его вогнутый экран имел 20 метров в ширину и 8 метров в высоту.
Первыми зрителями были строители треста № 88, принимавшие участие в возведении здания и монтаже оборудования. Первым широкоформатным фильмом была картина "Повесть пламенных лет", и только за одну неделю показа она собрала 18 тысяч зрителей. В стенах кинотеатра регулярно организовывались прием школьников в пионеры, творческие вечера, встречи с кинознаменитостями, лектории, праздники.
Спустя 45 лет кинотеатр обрел вторую жизнь. Реконструкция длилась 5 лет, и 22 мая 2008 года распахнул двери обновленный культурно-развлекательный центр "Россия".
В новом КРЦ есть два кинозала общей вместимостью 200 мест, залы для боулинга и бильярда, кафе. У жителей Дзержинского района и его гостей вновь появилось место для отдыха.
Напротив КРЦ "Россия" находится жилой дом № 21/15, также построенный в 1950–х годах в стиле сталинского ампира. Здание является памятником архитектуры местного значения. Для строительства близлежащих каменных домов вдоль проспекта использовался труд пленных немцев. Лагерь военнопленных немцев и венгров располагался как раз на месте культурно-развлекательного центра "Россия".
Следуем дальше по левой стороне и подходим к родильному дому, строительство которого закончилось в 1972 году, а уже в январе 1973 года здесь были приняты первые новорожденные.
Далее находится жилой дом № 55 с комплексом различных магазинов на первом этаже, а в июле 1983 года здесь был открыт первый в Нижнем Тагиле специализированный магазин электротоваров.
С конца 1950–х и до середины 1970–х годов на проспекте Вагоностроителей проводились районные демонстрации, посвященные праздникам 1 и 9 мая, а также 7 ноября, в которых участвовали тысячи заводчан, учащихся и жителей района. Основная трибуна для приветствия участников парадов устанавливалась перед машиностроительным техникумом.
Главная магистраль района заканчивается у подножия Пихтовых гор, где начинается один из новых микрорайонов, сформировавшийся в 1980–е годы.
Алла ПИСЛЕГИНА, директор выставочного комплекса УВЗ.
Фото из архива.
Литература: Газета "Весь Тагил" от 09.12.2010, №20.