В награду за "пароход"

    Самоучки, самородки, самобытные талантливые механики, пионеры паровой техники - так обычно называют отца и сына Черепановых. Приписные крестьяне Выйского завода, крепостные заводчиков Демидовых, они создали первый в России паровоз.

    Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) строили паровые машины разных мощностей для заводов, рудников, приисков, и все они при своей многосложности имели удобную конструкцию, были легки в действии и изящны по внешней отделке. Это дало повод профессору В. В. Данилевскому сделать вывод: "Изобретая и сооружая машины для производства машин, они превратили Нижний Тагил в выдающийся по тому времени центр машиностроения".

    Ефим Алексеевич не только изобретал. Он работал главным механиком заводов Нижнетагильского горного округа, создал "Выйское механическое заведение" для изготовления оборудования. А Мирон Ефимович преподавал в Высшей заводской школе при Механическом заведении. Тагильские умельцы сами трудились на благо родины и других учили, не получая за это должных наград. Хотя вольную им все же дали.

    Как же отметили Черепановых современники и потомки? За отличные способности в практической механике Ефим Алексеевич получил серебряную медаль вместо золотой, на которую не имел права из-за происхождения. Ему же Демидовы, по настоянию Ф.И. Швецова, управляющего технической частью Нижнетагильских заводов, послали серебряную вазу (кубок) за устройство первой паровой машины. Мирон получил денежную премию 500 рублей. Правда, было это уже в 1840 году.

    В 1956-м году на Театральной площади открыли памятник Черепановым (скульптор А.С. Кондратьев, архитектор А.В. Сотников). В 1959-м их имена присвоены Нижнетагильскому горно-металлургическому техникуму. С 1984 года макет первого русского паровоза украшает проспект Ленина. Книга о тагильском музее-заповеднике сообщает о престижной Черепановской премии за изобретения. Кроме того, наши земляки упоминаются в справочниках и энциклопедиях, даже в таких современных, как "Фамилии..." и "Словарь русской истории", где уже пересмотрены и судьбы, и ценности, и взгляды на наше прошлое.

    Первый рейс черепановского Паровоза принято считать рождением русского железнодорожного транспорта, и увековечить явление "пароходного дилижанса" решили в названии улицы - Пароходная. Но на карте Тагила, изданной в 1998 году, ее нет.

    Зато есть две улицы Черепановых. На Верхней стоит двухэтажный каменный дом под номером 1, в котором, предположительно, жили создатели паровоза. Нижняя Черепанова появилась вместо Курейки, получившей свое имя от речки, но ее тоже нет на карте современного города.

Людмила ПОГОДИНА.

Главная страница