Пароходная улица

   Наиболее раннее упоминание о Пароходной улице встречается в “Исповедных росписях” (списках жителей, бывших у исповеди в местной церкви) за 1845—47 гг. Видимо, это название улица получила незадолго до того, поскольку в “Росписях” указано: “Путиловка или Пароходная”,

    Для тагильчан название улицы связано с именами замечательных русских изобретателей Е.А. и М.Е. Черепановых и с пуском первого в России паровоза, или “сухопутного парохода”.

    Старожилы из семей потомственных рабочих, проживавших в районе бывшего Выйского завода, рассказывали, что знаменитая черепановская рудовозная дорога, на которой работал “сухопутный пароход”, проходила именно по Пароходной улице, поворачивала на соседнюю Зеленую и по Высокогорской к Медному руднику.

    Действительно, в рапорте Главной заводской конторы за 22 августа — 5 сентября 1834 года говорится: “Некоторые переплавки происходят у паровозного дилижанца и строится для оного чугунная порога по Выйскому полю”. Таким образом, по Выйскому полю по направлению от реки к горе Высокой был проложен рельсовый путь длиной 400 сажень (854 м.). Эта короткая линия имела прежде всего экспериментальное значение. Впоследствии Выйское поле было застроено жилыми домами. Там, где была проложена первая чугунная дорога, образовалась улица, которую в честь первого “сухопутного парохода” назвали Пароходной.

    Находилась она в Выйской части Тагила, начиналась в районе улицы Оплетина, доходила до Космонавтов и шла параллельно Липовому тракту. Пароходная была небольшой, но довольно широкой улицей, застроенной одноэтажными домами, где жили рабочие Выйского медеплавильного завода, Выйского механического заведения и рудника.

    Просуществовала улица до начала 1970 года, ныне полностью снесена.

Э. МЕРКУШЕВА.

Главная страница