"Белый соболь" - на тагильском металле
На Нижнетагильском металлургическом комбинате я не был с советских времен. Нынешняя командировка на комбинат совпала с событием в его коллективе. В колесно-бандажном цехе в этот день пускали линию выходного контроля качества железнодорожных колес. Более точное название ее таково: "Установка ультразвукового контроля внутренних дефектов 2W1-01".
Чтобы прояснить значение этой линии для комбината, да и для всего производства железнодорожных колес в России, не говоря об СНГ, скажу, что в нашей стране пока нет подобной по уровню технического совершенства. А по точности контроля эта установка -среди уникальных в мире.
Во время пуска установки я спросил управляющего директора НТМК Сергея Носова: сколько же стоит такое удовольствие для комбината?
В тон моему вопросу Сергей Константинович ответил:
- Такое удовольствие для комбината стоит более пяти миллионов евро.
По такому значительному событию руководство пригласило журналистов. Автобус с корреспондентами остановился неподалеку от колесно-бандажного цеха. Остаток пути мы шли в сопровождении советника управляющего директора, лауреата Государственной премии Михаила Третьякова. Расспрашивая о делах комбината, я шел рядом с Михаилом Андреевичем. Вдруг мой сопровождающий внезапно остановился. Причину остановки я понял сразу: перед нами лежали спирали рассыпанной стружки. Может быть, с килограмм, может, еще меньше. Лицо пожилого металлурга нахмурилось, хотя Михаил Андреевич не единым словом не прокомментировал чью-то халатность. Но мне стало совершенно ясно, что за эту стружку возле цеха спросится с кого нужно.
Если уж задел тему порядка и чистоты, культуры производства на комбинате, то человека постороннего они просто по-хорошему удивляют.
Надо ли говорить, что металлургическое производство - это все-таки не приборостроение и не кондитерская фабрика, тем более на одном из крупнейших комбинатов в стране.
Побеленные бордюры дорог, полное отсутствие каких-либо посторонних предметов на территории, чисто подметённые пути внутризаводского транспорта, пешеходные дорожки. Во всем видна не показная, а истинная забота о чистоте и порядке на громадной территории в несколько десятков гектаров.
Но вернемся в колесно-бандажный цех. О значении новой установки я продолжил разговор с заместителем начальника цеха по производству Дмитрием Богомоловым.
- Качество металла для выпуска вагонных колес у металлургов ни раньше, ни сейчас сомнений не вызывает. Самые авторитетные эксперты давно вынесли вердикт: тагильское железо, из которого плавят сталь для вагонных колес, остается одним из самых качественных в мире!
Но определение качества продукции при выходе готового изделия оставляло желать лучшего. Международным требованиям этот конечный этап никак не соответствовал. А между тем пусть небольшой процент продукции, но идет на экспорт, да и на внутреннем рынке требования сегодня самые жесткие. Между тем 40 процентов всего вагонного парка России ездит на колесах, произведенных НТМК.
К концу нынешнего года этот показатель намечено довести до 50 процентов.
Механическое оборудование для установки ультразвукового контроля по заказу тагильских металлургов изготовили уралмашевцы. А вот все проектные работы и аппаратура - один из институтов Германии на уровне лучших мировых стандартов. Кстати, по скорости определения качества подобного изделия за единицу времени эта установка - лучшая в мире!
Для человека несведущего любопытен и такой факт. Ультразвук находит дефект в стальном колесе массой 360 килограммов только в водной среде. Специальный захват легко опускает "колесико" весом в три с половиной центнера в огромную ванну (а их на установке действует сразу две), и автоматика выдаст специальный лист качества на это изделие.
В 2004 году мы также намерены начать подготовку к реконструкции МНЛЗ №3. Обновление будет направленно как на увеличение ее производительности, так и на повышения качества заготовок. Эта машина, как и все тагильские МНЛЗ, уникальна. Во всем мире таких насчитывается всего несколько штук. Тагильская машина разливает так называемую "собачью кость"- профильную заготовку для проката балок. Цель предстоящей реконструкции - сохранив возможность производства этой заготовки, начать разливать на машине очень важный для нас рельсовый и трубный металл.
Площадь перед заводоуправлением ОАО "НТМК"
Реконструкция МНЛЗ №3 важна еще и потому, что в октябре 2004 года вступает в эксплуатацию новая прессопрокатная линия производства колес и новое, полностью автоматизированное отделение их обработки.
НТМК занимает весьма заметную нишу на рынке транспортного металла страны, и терять ее нельзя. Более того, мы намерены укрепить свои позиции на этом направлении, причем не только в России, но и за рубежом. В 2004 году комбинат намерен приступить к реконструкции и конвертерного отделения. Реконструкция позволит довести мощность конвертерного цеха до 5,5 млн. тонн стали в год. Тем самым станет возможным полностью отказаться от мартенов, используя освобождающиеся площади - мартеновский цех и блюминг, продолжить развитие комбината. Только в реконструкцию конвертерного отделения планируется вложить около 130 млн.долл. Модернизация предполагает замену печей, увеличение их емкости, повышение интенсивности продувки, перевод на частичное дожигание, усовершенствование газоочистных трактов. Таким образом, параллельно с производственными проблемами будем решать и экологические, причем весьма эффективно.
Нужно видеть, как сегодня бурлит жизнь на одном из крупнейших в стране металлургических комбинатов.
Год 2004-й, что называется, на полпути. А в 2003-м НТМК перечислил в бюджетные и внебюджетные фонды 4 миллиарда 478 миллионов 774 тысячи рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2002-м.
И есть все основания надеяться, что год нынешний для тагильских металлургов будет не менее впечатляющим на результаты.
Владимир СТАХЕЕВ.
Литература: Газета "Российская газета" №142(3519) от 06.07.04.