Истоки обновления
19 мая 1934 года на Уралвагонзаводе был введен в эксплуатацию цех чугунных вагонных колес. История цеха насыщена многими примерами самоотверженною труда рабочих, инженеров и техников по повышению качества и увеличению выпуска необходимой для народного хозяйства продукции. Коллектив литейного цеха № 6 (так он сейчас называется) встречает свой юбилей в расцвете творческих сил, успешным выполнением государственного плана и социалистических обязательств. Не было случая, чтобы он не справился с производственной программой. Цех всегда в числе передовых на предприятии.
С октября 1936 года с цехом была связана судьба Виталия Ивановича Довгопола, заслуженного металлурга РСФСР, лауреата Государственных премий СССР.
Заканчивался 1946-й - первый мирный год после Великой Отечественной войны. Страна нуждалась в железнодорожном транспорте для перевозки народнохозяйственных грузов. Наш цех выпускал в то время ежедневно в среднем 320 колес. И вот министерством была поставлена задача довести их производство в ближайшие два-три года до 600 штук.
До конца 1947 года наш цех был единственным в стране поставщиком колес для производства большегрузных товарных вагонов и ремонта вагонов, находящихся в эксплуатации. В 1948 году положение усугубилось еще тем, что из-за "холодной войны" прекратилась поставка вагонных колес из США. Поэтому обеспечение народного хозяйства вагонными колесами выдвинулось на первый план.
Вся тяжесть выполнения задания по увеличению выпуска и улучшению качества чугунных вагонных колес пришлась на наш цех, который я возглавлял с июля 1948 года. Был выполнен большой объем работ во совершенствованию и соблюдению технологии, а также организации производства. Мне пришлось принять самое активное участие в организации учебы кадров, без чего невозможно было решить технологическую дисциплину. Технологические операции, которых насчитывается более двухсот, относятся к самым разнообразным отраслям знаний - от металлургии до органической химии. Все они выполняются горько людьми. Здесь каждый рабочий влияет непосредственно на технологию и на качество колес. Поэтому ставилась задача так организовать работу, чтобы добиться стабильной наивысшей производительности и обеспечить выполнение каждым рабочим всех требований технологического процесса.
Важное место в улучшении работы цеха принадлежало постоянно действующим комплексным бригадам из рабочих, инженеров и техников. Бригаду в 16 человек по экономии затрат в производстве металла, топлива, других литейных материалов и всех видов энергии возглавлял заместитель начальника цеха П.Г. Лузин. В ней была создана группа по экономии металла и топлива во главе со старшим технологом А.П. Пикулиным. Здесь геолог Т.В. Дьячков разработал способ повторного использования сливов чугуна в производстве, и цех прекратил отправку металлоотходов на сторону, что имело важное значение для экономии металла. Бережливое отношение к электроэнергии, к формовочным и другим материалам, применяемым для изготовления литейных форм, стало важным направлением в деятельности коллектива по уменьшению брака и снижению себестоимости колес. Бесперебойную работу главного конвейера, как и других механизмов, обеспечили механик цеха В.А. Ефимов и энергетик Б.Н. Грязнов. Особо отличилась бригада слесарей, которую возглавлял Г.С. Гроза.
Впервые на заводе в цехе колес в августе 1948 года был организован стахановский совет. В его состав входили лучшие стахановцы, инженеры, техники и профессора Уральского политехнического института А.А. Горшков и И.Н. Богачев. Совет рассматривал вопросы наращивания и использования мощностей, экономии всех видов материалов и энергии, обеспечения постоянного производственного ритма, снижения брака и себестоимости колес. За время своего существования он значительно помог руководству цеха в достижении ряда хороших показателей. Опора на партийную организацию и общественность обеспечивали успех.
Опыт работы комплексных бригад цеха колес был одобрен в ноябре 1949 года президиумом Свердловского областного Совета профсоюзов и рекомендован к широкому распространению на предприятиях области. В цехе уделялось большое внимание совершенствованию и обслуживанию рабочих мест. Была введена оплата труда по конечным итогам работы коллектива, то есть от количества сданных колес инспекции МПС, от снижения брака и себестоимости.
Усилия коллектива по повышению эффективности производства увенчались успехом, и со второй половины 1948 года цех работал устойчиво, а уже в последующем он превысил задание министерства и выдавал ежедневно более 700 колес, т.е. в два с лишним раза больше, чем в 1946 году.
Какие же условия позволили улучшить показателя работы цеха чугунных вагонных колес?
Качественная отладка формовочных машин способствовала уменьшению брака по обвалам форм и обеспечила ритм производства в объеме 800-850 форм в сутки, вместо производившихся ранее 700-760 форм. Важный вклад внесли доменщики завода им. В.В. Куйбышева, которые наладили выплавку добротного литейного чугуна для цеха колес. Был обновлен на более технически грамотных штат плавильных мастеров, в результате чего снизилась аварийность и уменьшился брак. Улучшилась работа с кадрами, был введен обязательный ежедневный инструктаж рабочих по выполнению технологических операций. Каждый знал поставленную на смену задачу и результаты работы цеха. Впервые за послевоенные годы навели чистоту на всех производственных участках. Она ежедневно поддерживалась, что стимулировало более качественное выполнение технологических операций. Было улучшено непосредственное руководство рабочими участками со стороны мастеров и начальников отделений, чему раньше не придавалось значения.
Объем производства колес, по оравнвниюс1946 годом, возрос в 1949 году на 215 процентов без дополнительного ввода мощностей и увеличения количества работающих. Производительность труда на одного работающего увеличилась с 7,39 тонны в месяц в 1948 году до 14,58 тонны в месяц в 1949 году, то есть на 97 процентов. Цех чугунных вагонных колес, неоднократно завоевывая первое место в соревновании за звание "Лучший чугунолитейный цех министерства".
Постановлением партийного комитета Уралвагонзавода от 25 мая 1949 года нашему коллективу первому на предприятии было присвоено звание - "Цех высокопроизводительного коллективного стахановского труда".
Благодаря проведенной работе цех стал обеспечивать в то время колесами более половины всех строящихся в Советском Союзе большегрузных товарных вагонов. За коренное усовершенствование методов производства чугунных вагонных колес группе уралвагонзаводцев была присуждена Государственная премия СССР. В ее состав вошли директор завода И.В. Окунев, заместитель начальника цеха П.Г. Лузин и я, а также профессора Уральского политехнического института И.Н. Богачев и А.А. Горшков.
В. ДОВГОПОЛ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 19.05.84.