Т-72 - гарантия качества
Зимой 1978 года в качестве члена комиссии я принимал участие в гарантийных испытаниях танка Т–72. Они в обязательном порядке проводились в воинских частях для контроля качества серийных образцов боевых машин. Причем испытания шли в любое время года и во всех климатических поясах – от пустыни до тундры. Их результаты мы, как представители разработчика и производителя танка, учитывали при дальнейшем производстве спецтехники на конвейере Уралвагонзавода.
Местом очередных гарантийных испытаний стал поселок Корнеево в Калининградской области. Когда–то он назывался Центингом. Здесь, в бывшей в Восточной Пруссии, до войны стояли танки Гейнца Гудериана – немецкого генерала, отличавшегося страстной любовью к бронированным машинам и говорившего о них чуть ли не стихами.
Танк с заводским номером Г12ВТ1424, гарантийные возможности которого мы смотрели, сутками напролет был в работе. Пробеги на полную выработку топлива – это марши в 300–500 километров. Возврат в полк возможен и днем, и ночью.
На завершающем этапе испытаний шел мелкий ледяной дождь, вечером ударил январский мороз. Трасса обледенела, танк на ней пробуксовывал и шел юзом. Часа в два ночи я позвонил дежурному, чтобы узнать, вернулась ли наша машина. Ее не было. Проклиная все на свете, через холод, дождь и темноту пошел в штаб полка, сел за рацию. Электронная версия historyntagil.ru. Командир танка докладывает: машина попала в яму, самостоятельно не выбраться. Передаю ему: ждите тягач.
Выделенная в наше распоряжение техника была в полной готовности. За исключением самой малости: по словам водителя тягача, поднятого в казарме, машину надо было заправить горючим. Нашли заправщика, объяснили ему ситуацию. Тот отдает ключи и умоляет сонным голосом не вытаскивать его из теплой койки.
Вдвоем с водителем начинаем заправку. Под мерное мурлыкание насоса засыпаю с открытыми глазами. Очнувшись, бегу из будки к тягачу: солдатик держит заправочный пистолет, а сам спит, стоя на машине. Вырубаю насос, возвращаюсь назад и вижу – мама дорогая! Весь объем от носа до моторной перегородки у двигателя залит солярой. Глубина топлива – сантиметров сорок.
Водитель достает из ящика с инструментом кувалду и молча бухается на колени в ледяную купель. Из–под днища он пытается сбить металлические задрайки, крепящие запасной люк в днище танка, на базе которого сделан тягач. Летят во все стороны брызги грязи вперемешку с сочащейся соляркой. Наконец, люк открыт, и топливо водопадом уходит на землю, заливая громадную площадь парка.
Танк мы тогда вытащили из ловушки. Насквозь промокший в своих ватных штанах и валенках, солдатик, совсем еще мальчишка, не сказал ни слова. Армия уже сделала из него мужчину. Зато цифры расхода дизтоплива, зафиксированные на испытаниях танка, смутили старшего офицера из штаба округа. "Вы расход топлива на 100 километров пробега явно занизили",– утверждал офицер. Пришлось на дополнительных пробегах доказывать, что это не так. О тоннах вылитой на землю солярки ни мы, ни командование полка в округ, естественно, не сообщали.
Герман МОРГУНОВ, ветеран Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.
Литература: Газета "Весь Тагил" от 15.09.2011, №36(59).