С Байконура – на Восточный
Первого октября 1954 года Постановлением Совета Министров СССР на Уралвагонзаводе было создано опытное конструкторское бюро, главным конструктором которого назначили Михаила Веремьева.
Главной задачей для ОКБ–250 определили проектирование средств транспортировки криогенных компонентов топлива и систем заправки стартовых комплексов. Тогда же в новом цехе 200 УВЗ было начато серийное производство железнодорожных цистерн для перевозки жидкого кислорода и азота. В короткие сроки были разработаны и изготовлены средства заправки жидким кислородом знаменитой космической ракеты Р–7. С их помощью были запущены первый в мире и последующие искусственные спутники Земли, совершили свои полеты Юрий Гагарин и другие космонавты. Также были разработаны и изготовлены передвижные средства для переохлаждения жидкого кислорода и заправки им разгонного блока для ракетно-космической системы "Протон", системы хранения и заправки пусковых установок боевых ракет Р–9 и лунного космического корабля, поставлены на производство железнодорожные цистерны для перевозки криогенных жидкостей. В 1988 году состоялся первый полет космического корабля многоразового использования "Буран", запущенного ракетой-носителем "Энергия". Для ракетно-космической системы "Энергия–Буран" тагильскими криогенщиками были изготовлены 80 вагонов сложнейшего стартового оборудования. В то время на должность директора – главного конструктора Уральского научно-производственного комплекса криогенного машиностроения, а после – директора – генконструктора ОАО "Уралкриомаш" был назначен Рудольф Зашляпин.
ОАО "УКМ" участвовало в международном космическом проекте "Морской старт", создав для него средства хранения и заправки ракетным горючим РК комплекса "Зенит–3". В 2009 году сдана в эксплуатацию на космодроме "Байконур" система заправки разгонного блока для "Зенит–3SLB". В новом веке – новые космодромы. В перспективах развития Российской космонавтики – создание космодрома Восточный в Амурской области. По словам российского премьер-министра Владимира Путина, до 2015 года в РФ будет сооружено более 30 новых космических комплексов и систем нового поколения, с более высокими показателями надежности и долговечности. Для этого потребуется глубокая модернизация предприятий, а также значительные инвестиции в научные и конструкторские разработки. Электронная версия historyntagil.ru. В среде специалистов активно обсуждаются внешний облик и состав новых российских космодромов.
Рудольф Зашляпин возле транспортировщика жидкого водорода
Об участии тагильских криогенщиков в этом проекте рассказал генеральный конструктор ОАО "УКМ" Олег Черемных:
– В 2012–2014 годы будет возобновлен выпуск цистерн ЖВЦ–100М2 и 15–558С–03. Это позволит обеспечить Восточный транспортными и стационарными системами под криогенные жидкости. На территории космодрома должны создать различные криогенные системы, среди которых – криогенные центры (кислородный, водородный, азотный). Потребуется также система заправки нафтилом. Планируется основную часть оборудования поручить разработать и изготовить Уралкриомашу.
Снова, как и много лет назад, в облике новых российских космодромов будет неизменно виден вклад тагильских криогенщиков.
Фото из архива УКМ.
Екатерина ЕВЛАШИНА.
Литература: Газета "Машиностроитель" от 12.04.2011, №24.