Силуэт летящей птицы – добрый знак
"5 ноября. 60 лет назад (1936) из ворот Уральского вагоностроительного завода вышел первый вагон".
(Календарь дат и событий, №11, 1996)
1. Летят составы в дальние края...
Я нахожусь в музее под открытым небом. Здесь, на небольшой площадке выставлена железнодорожная продукция, выпускаемая в разные годы Уральским вагоностроительным заводом, которому в эти дни исполняется 60 лет. Платформа для перевозки грузов, вагоны - 4-, 6 и 8-осные различных модификаций, цистерна, вагонные тележки – они как вехи истории самого завода, его людей – создателей этой техники. И в словах песни, привычно звучавшей на торжествах и праздниках, заложен глубокий смысл:
Вагонка, Вагонка,
Летят составы в дальние края.
Вагонка, Вагонка,
Судьба рабочая моя.
Да, Уралвагонзавод действительно стал судьбой и жизнью многих поколений тагильчан. И здесь, стоя на холодном осеннем ветру, который швыряет под колеса музейных экспонатов опавшие листья, по - особому воспринимаешь связь времен...
35,5 тысячи грузовых вагонов выпустил коллектив завода до начала Великой Отечественной войны, то есть в два раза больше, чем за первую и вторую пятилетки изготовили все вагоностроительные предприятия СССР. Конструкторы вагоностроения во главе с Д.Н. Лоренцо творили поистине чудеса, унифицируя узлы и детали вагонов, совершенствуя технологию конструкций, Применяя низколегированные стали.
Конструкторский отдел вагоностроения УВЗ и поныне является головным в отрасли: по его проектам выпускают продукцию вагоностроительные заводы не только России, но и бывших республик Союза.
Два с половиной года назад отдел был переименован в Уральское конструкторское бюро вагоностроения. С повышением статуса возрос престиж профессии конструктора. Но самое главное – увеличился объем работы у коллектива УКБВ. В разговорах с конструкторами я понял, что теперь "покой им только снится": ежегодно конструкторы разрабатывают пять-шесть новых изделий. За последние годы дан "зеленый свет" новым видам железнодорожной продукции – крытым вагонам со съемной крышей, для перевозки автомобилей, вагонам для транспортировки леса. Новым направлением вагоностроения стала разработка и создание различных модификаций цистерн: для перевозки нефтепродуктов, олеума, жидкой серы и т. п.
За последнее время объемы вагоностроения заметно упали, но это, считают заводчане, явление временное, вызванное несовершенством рыночных отношений. Имеющийся парк железнодорожной продукции стареет, ему нужно обновление. И, конечно, вагоны и цистерны стране потребуются обязательно. И вновь, я уверен, заработает вагоносборочный конвейер в своем привычном темпе. И помчатся по железным магистралям в дальние и ближние края вагоны со стилизованным силуэтом, летящей птицы - фирменным знаком "УВЗ".
2. И танки наши быстры
От музея под открытым небом до постамента, на котором установлена легендарная "тридцатьчетверка", пять минут ходьбы. Себе в удовольствие пройтись осенним днем по сухим тротуарам, предаваясь мыслям о скоротечности времени.
Переход от мирной продукции к выпуску бронемашин и другой военной техники, запечатленный в фотохрониках и документах периода Великой Отечественной, рассказах еще живущих уралвагонзаводцев не втиснешь при всем желании в эти пять минут. Хотя при умелом фотомонтаже это сделать несложно: кадры на экране, голос диктора, сжатая информация.
Но это было особое время. И то, на что в мирные дни отводились годы, уралвагонзаводцы с помощью эвакуированных специалистов военных заводов, сделали за месяцы. Уже в конце 1941 года заработал конвейер Уральского танкового, а с 1942-го с него каждые 30 минут сходил танк Т-34. Каждые 30 минут - танк... Каждые сутки – эшелон. 35 тысяч боевых машин за годы войны – такой работы еще не знала Родина. Лучший танк второй мировой войны – он действительно был лучшим по скорострельности, по броневой защите, по скорости движения, по запасу хода. "Правда" в номере за 27 мая 1945 года писала: "Коллектив Уральского танкового завода вписал одну из славных страниц в историю Отечественной войны. Этот коллектив перенес неимоверные лишения и трудности, но он сделал для Родины все, что мог".
Танк Т-34, стоящий на постаменте у главной проходной Уралвагонзавода, - достойная оценка труда заводчан, славная память о тех огненных годах.
А двумя днями раньше, 25 мая, из ворот завода вышел 35-тысячный танк.
"О том, что предстоит собирать 35-тысячный танк, я узнал в апреле 45-го, - вспоминает электросварщик Михаил Бобырев. - Очень тщательно мы готовили эту машину: я варил днище и нос на 4-й позиции, а Шура Халиченко варила ленивец. Хромировали детали, - проверяли каждый узел..."
На сварщика Бобырева я вышел случайно. Позвонил в редакцию его сын и сказал, что в одной из областных газет прошла информация о том, что не было сборки юбилейного танка, а получился он как бы случайно. Вот отец и возмутился по поводу этой заметки. А память у него еще хорошая...
Т-54, Т-55, Т-62 – эти броневые машины, изготовленные на Уралвагонзаводе, поступали на вооружение армий стран Содружества в 50-60-е годы. Т-72 и его модификации на многие годы стали лучшими танками всех стран и народов.
Около года назад я посмотрел ролик о ракетно-пушечном танке Т-90С. Посмотрел, как говорят, в обстановке секретности и был в восторге от этой машины. И вдруг месяц назад мне попадает в руки представительский буклет о государственном объединении "Уралвагонзавод" и там впервые открытым текстом даны тактико-технические характеристики Т-90С: вооружение, скорость, скорострельность, комплекс управления огнем, система управляемого вооружения:
- Мне коллеги звонят, - рассказывает заместитель генерального директора В.Ф. Щелоков, - и тихо, вполголоса, спрашивают: разве можно давать в печати всю характеристику самого современного российского танка: Отвечаю: значит, можно.
А я подумал о другом. Для конструкторов танкостроения Т-90С – пройденный этап. Кто знает, какая сегодня броневая машина созрела в их светлых головах... Но то, что не хуже Т-90 – это уже точно.
3. Не наобум создан ПУМ
Как-то проезжая по территории "Уралвагонзавода", увидел под навесом укрытые брезентом танки. Прошел, пожалуй, год, а они все там и стоят: нет у Министерства обороны денег, чтобы оплатить заказанную уральским танкостроителям продукцию.
Отсутствие государственного заказа и средств на военную технику разрушают фундамент оборонки. Но мобилизационные мощности, которые простаивают, нельзя перемонтировать – не положено, так как могут быть затронуты вопросы безопасности страны.
Но выживать-то надо. И вот на технологиях оборонки уралвагонзаводцы начали создавать многофункциональную дорожно-строительную технику. "Двойные технологии" ускорили разработку и изготовление опытных образцов, освоение серийного производства.
Хорошо помню тот день, как в одном из механосборочных цехов был собран первый ПУМ – универсальный малогабаритный погрузчик. Заместитель главного конструктора Ю.В. Тэн отозвался тогда об этой машине как о надежном помощнике, который незаменим в дорожном и коммунальном хозяйстве, при производстве строительных и монтажных работ. Было тогда у ПУМа не более двух-трех навесных орудий – ковш, вилы.
- Менее, чем за год – от чертежа до готового изделия – мы прошли этот путь, - рассказывал Ю.В. Тэн. – Такого не было, пожалуй, с времен Великой Отечественной.
Да, так споро в создании новой техники уралвагонзаводцы давно не работали. А сегодня ПУМ-500 выходит уже на международный рынок: эти машины работают в Венгрии, где получили сертификат, разрешающий продажу погрузчика. Готовы его приобрести и другие страны. На ПУМ разработано уже по меньшей мере более десяти видов навесного оборудования – компрессор, гидробур, насос, захват вилочный и вилы навесные, снегоочистители плужный и роторный, ковши с зубьями и без них, щетки уборочная, дорожная, бетоносместитель... Вот и представьте себе, какими уникальными возможностями обладает этот юркий маленький погрузчик.
Сборка ПУМа
За ПУМом был освоен гусеничный одноковшовый экскаватор, в нынешнем году изготовлен экскаватор на пневмоколесном ходу. И не зря ведущие специалисты объединения – создатели этих мирных машин, выпущенных на двойных технологиях, были удостоены премий правительства России. В их числе Ю.В. Тэн, бывший директор механосборочного производства В.Б. Клековкин, начальник отдела Н.С. Давыденков, заместитель главного инженера В.И. Полявин, главный технолог А.И. Егошин.
Не лучшие времена переживает коллектив вагоностроителей. Упали объемы производства как железнодорожной, так и военной продукции. Задерживается зарплата, отключается электроэнергия. Недавнее отключение ее привело к аварии на ТЭЦ. Тяжело заводу. Очень тяжело.
Но паники нет. Возвращаются люди, которые уволились с предприятия год-два назад в поисках лучшей жизни. Тянет родной завод, тянет проходная. Тянет коллектив, в котором вырос.
И с этим ничего не поделаешь.
Даты, события, факты
За выдающиеся заслуги перед Отечеством и организацию выпуска танков и новой техники "Уралвагонзавод" награжден тремя орденами Ленина, орденами – Красного Знамени, Отечест-венной войны I степени, Октябрьской революции.
800 тысяч грузовых железнодорожных вагонов изготови-ло объединение за 60 лет по проектам заводского конструк-торского отдела по вагоностроению.
В 1941 году для перестройки завода на выпуск военной про-дукции потребовалось всего два месяца. Так в Тагиле появился Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна.
С начала 50-х годов "Уралвагонзавод" стал выполнять заказы для космического ведомства, включая проектирова-ние и изготовление оборудования для запуска орбитальных кораблей "Восток", "Восход", "Протон", многоразовой сис-темы "Энергия-Буран".
На базе танка Т-90 созданы многоцелевая бронированная ре-монтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, инженерная машина разграждения ИМР-2М, танковый мостоукладчик МТУ-1. ИМР-2М и БРЭМ-1 хорошо зарекомендовали себя при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, последствий землетрясений в Спитаке.
Сегодня "Уралвагонзавод" выпускает около 100 видов различной продукции, на которой изображен фирменный знак предприятия – стилизованный силуэт летящей птицы.
Василий ЯГУШКИН.
Фото Анатолия ГОРЬКОВА.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 05.11.1996.