Завод им. Куйбышева в годы ВОВ
Зимой 41-42-го года в цехе рельсовых скреплений на заводе им. Куйбышева было создано новое прокатное производство - прокатка дюралюминиевого листа.
Вся промышленность встала тогда на военные рельсы, и на старом заводе выпускали детали к реактивным снарядам и авиабомбам, противотанковые гранаты, гильзы. Если раньше на старых валках катали кровельное железо, то в начале войны стали катать стальную ленту для авиационной промышленности.
В октябре 1941 года Наркомат черной металлургии предложил освоить прокатку дюралюминиевого листа для производства самолетов. Но первый опыт оказался неудачным: по светлому полотну листа ползли черные пятна, и строгая комиссия вынесла вердикт: на оборудовании завода имени Куйбышева производство листа невозможно. Подвели прокатчиков родные стены: грязь и копоть в цехе были неизбежными спутниками староуральской технологии прокатки кровельного железа, ведь готовые листы обсыпали древесным углем, чтоб не сваривались. Поняв, в чем причина брака, тагильчане за двое суток провернули гераклову работу: из пожарных брандспойтов вымыли всю копоть, листовой стан отгородили от остального производства, стены побелили. После этого прокатали снова - поверхность листа выходила зеркально гладкой и чистой. На свой страх и риск отправили несколько образцов напрямую авиационному заводу, откуда пришел одобрительный отзыв, а вскоре такое же заключение вынесла и госкомиссия. Вовсю заработал стан на старом заводе, и громили в небе врага советские истребители, одетые в прочный и легкий дюралюминий.
Литература: Газета "Тагильский металлург" от 26.04.2005.