"Выбирай не выбирай"
Чем вам запомнилась прошедшая избирательная кампания? Лично мне не столько предвыборными дебатами и прениями, сколько борьбой власти за явку электората на участки для голосования. Чего уж тут скрывать: последние два десятилетия отбили у нас тягу к волеизъявлению. Мы не особо жалуем выборы, считая, что наш голос все равно ничего не решает.
Учитывая этот факт, кремлевские политтехнологи придумали массу способов привлечения избирателя: от давно опробованных методов с так называемыми лидерами общественного мнения - спортсменами, музыкантами, актерами, разве что из утюга не вещавшими: "Твой голос нужен России!", до весьма креативных рекламных роликов с героями популярных в молодежной среде юмористических программ, призывавших: "Хочешь - голосуй сердцем, хочешь - голосуй перцем", "Не будь овощем - проголосуй" и т.д.
В недалеком прошлом методы были попроще. Не обладавшим нынешними возможностями передачи информации идеологам от власти приходилось прибегать к более примитивным технологиям. Одной из них являлись агитационные плакаты.
Более полувека сотрудники нижнетагильского музея-заповедника собирают экземпляры агиток со всех выборов и референдумов. Есть в коллекции музея и военные плакаты, и плакаты более раннего периода. Вообще, временной диапазон довольно широк: самые старые экземпляры датируются 30-ми годами прошлого века, а наиболее современные родом из 90-х.
Плакаты советской эпохи
Часть этой коллекции можно увидеть на экспозиции "Выборы, как праздник" в рамках выставки "Праздничный Тагил". Увы, у музея нет площадей для полноценной тематической выставки, но общие представления об агитационном плакате из данных экспозиций получить можно. Советское плакатное искусство - это практически реклама. Причем реклама социальная, обращенная от имени правительства к обществу. В то время основной идеей жанра было просвещение народа, формирование в сознании масс образов идеального трудящегося. Это улавливается в предвыборных плакатах, созданных, с одной стороны, в классическом советском стиле, с другой - с использованием ярких красок и с хорошо просчитанными нюансами психологии общества. Так, в плакатах послевоенного периода особенно заметен оптимизм: в то время выборы были настоящим праздником для населения. Более старые экземпляры построены, в основном, на противопоставлении мажорных и негативных образов: голосуешь - гражданин и человек, не голосуешь - алкоголик и лентяй. Улавливаете, кстати, откуда у современных "овощей" корни растут?
Альфия Фахретденова
Заместитель директора музея-заповедника по науке Альфия Фахретденова рассказывает, что еще лет десять назад отношение к плакату было пренебрежительным. Люди удивлялись: зачем музейщики складируют все эти агитки? Тем более что во многих музеях собраны подобные коллекции. Как оказалось, сохранились экземпляры плакатов далеко не везде. А спрос на искусство советской эпохи сейчас огромный. На аукционах ранние советские плакаты уходят по невообразимым для этого вида искусства ценам.
Так что, кто знает, может быть, и нынешние пошловатые видеоролики с молодыми комиками лет эдак через пятьдесят станут раритетом?
Константин ПЕТРОВ.
Литература: Газета "Тагильский рабочий" от 11.12.2007.